День республики № 120 от 19.10.2024

Там, где окна с резными ставнями

Домов со своим «лицом» в Черкесске все меньше

30 октября в 13:59
 просмотров
Один из домов на улице Советской в Черкесске
Один из домов на улице Советской в Черкесске
Источник — Фото автора

В следующем году мы будем отмечать двухсотлетие образования станицы Баталпашинской, нынешнего Черкесска. Город активно развивается. Однако благоустройство имеет и обратную сторону. Наша столица стремительно теряет свою индивидуальность.

В чём особенность твоя?

Этот вопрос долгое время занимал меня, пока ответ не напросился сам собой во время долгих велопрогулок по Черкесску. Наш республиканский центр, давайте называть вещи своими именами, – городок маленький и скучный с точки зрения архитектуры. Кроме небольшого пятачка в историческом центре (респект властям, отреставрировавшим филармонию и музей с картинной галереей) архитектурного изыска, строительного стиля или выверенной композиции зданий здесь нигде не наблюдается. В тихий частный сектор города то там, то здесь вклиниваются абсолютно неуместные в этой пасторали многоэтажки. И если издалека вся строительная эклектика выглядит вполне допустимо, то вблизи – настолько пугающе, что не оставляет места для компромисса. Громадные мрачные тени железобетонных новостроек закрывают небо, заслоняют солнце. Бр-рр…

И всё-таки отдохнуть душой, подышать свежим воздухом, порассуждать о бренности бытия, на мой взгляд, можно только в кварталах частного сектора, хотя и там дом дому рознь. Один особняк выглядит как мини-копия возвышающейся рядом многоэтажной бетонной коробки, а рядом, смотришь, – домик-пряник, прям как из детской сказки: синие ставни с узорными наличниками, конёк на крыше, резные козырьки над фигурным крылечком, ворота опять же с козырьком, чердак с маленьким окошком-голубятней. Стоит такой домик среди вишневых деревьев, колышутся от ветра подсинённые занавесочки на окнах, струится запах жареных пирожков с вишнёвым повидлом…

Замрёшь возле этого дома рядом с разбитой у ворот нехитрой клумбой и вбираешь-впитываешь в себя эти ароматы, покой, красоту, цвета… Я думаю, чувство родины у каждого из нас зарождалось именно возле такого бабушкиного дома с его уютом, безмятежностью, запахами, душевностью… И это крылечко, и лавочка у ворот, и сами деревянные ворота, и деревянные ставни, – особая моя любовь, – находятся в простой и убедительной гармонии и с днём сегодняшним, и с веком ушедшим.

Сегодня во всем мире наблюдается возрождение интереса к традициям предков, возрождаются старинные технологии и ремесла, в том числе происходит и новая стилизация домов с помощью деревянного декора. Потому что люди понимают – красивый деревянный декор – это не только эстетическая составляющая, но и сохранение исконно народного культурного наследия и самобытности.

И отказываться от этого – просто верх легкомыслия и необдуманности.

Что может облик нам придать особый?

Мне думается, что именно такие домики могут стать архитектурным символом Черкесска, который старожилы по сей день называют Пашинкой. Основанному как станице Баталпашинской почти 200 лет тому назад, городу не раз меняли его названия, но вот поди ж ты – для коренных жителей, потомков первозаселённых в станице казаков Кубанского и Хопёрского полков он всё равно Пашинка.

Казаки начали строить дома, украшая их декоративными элементами донского, азовского, украинского и даже среднерусского столярного искусства. Эти элементы иногда наблюдаются в общих со средней полосой России формах ставен, декоре наличников, столбцов или перил крыльца. Слуховое окно для вентиляции и естественного освещения чердака наблюдается в России повсеместно, только эти окошки на русском севере или в средней полосе страны зачастую украшены резьбой тончайшей работы. У нас эти окошечки выполнены в самом простом виде, но вот наши местные козырьки над крылечком, мне кажется, больше носят южнорусский характер, потому что в них много южной игривости. Впрочем, специалистам эти тонкости лучше знать – я делаю выводы по своим фотоснимкам в телефоне.

Потомственный краснодеревщик Виктор Федотов
Потомственный краснодеревщик Виктор Федотов
Источник — Фото автора

Но вот в чём я абсолютно уверена – так это в том, что архитектурной самоидентификацией города могут стать именно эти старинные домики с деревянным ажуром, которых становится всё меньше. Недавно снесли два стареньких дома в Союзном переулке – действительно, их время пришло. Но, Боже мой, какие наличники были на одном из них! Синие, фигурные, с шишечками, с маленькими полуколоннами. Куда их дели? В музей передали, кому-то домой снесли или попросту сожгли?

Или вот пока ещё стоят чудесные ворота с козырьком в конце улицы Ленина, огораживая небольшой пустырь, но что будет с ними, если эту территорию кто-то «благоустроит»?

Один из моих любимых домиков находится на улице Юбилейной. Особым декором он не отличался, но два невысоких окна его с зелёными распашными ставнями придавали домику неповторимый игрушечный вид. Недавно окна заменили на пластиковые, а ставни и вовсе сняли. И превратился нарядный домик в типовое безликое строение.

А трансформации старых домов по Комсомольской! Ставни убрали, и превратились исторические дома с фасадной лепниной, с пилястрами и капителью в невнятный сарай с пластиковыми окнами. А нужно было спасать, восстанавливать дома, оставлять ставни, раскрасить их – и дорога на Зеленый остров шла бы параллельно архитектурной истории Пашинки. Грустно…

Какое моё дело

Действительно, любой может спросить: «Тебе-то что? Ты выросла в другой культуре, займись своими проблемами!»

Действительно, большая часть моей жизни прошла в Большом Карачае. У моего деда по матери Магомета Кочкарова и бабушки по отцу Марьям Коркмазовой были свои старинные срубные деревянные дома со ставнями, правда, без этого восхищающего меня декора. Ставни выполняли свой функционал – спасали от жары, ветра, дождя (града в Учкулане не бывало). Так вот оба эти дома до сих пор стоят со своими старыми ставнями, которые никто из нас и не думает снимать. К слову, на моей памяти ни один житель Большого Карачая не отказался от ставен в старых домах.

Безусловно, каждый хозяин вправе сам решать, заменять ли ему на пластик деревянный декор дома – и скрипит, и морально устарело, и пыль и грязь собирает…

Но ведь вплоть до недавнего времени подшивали же солдаты белые подворотнички – устав и форма обязывали. А у старинных домов Пашинки – и устав, и история, и народная культура. Это архитектурная летопись региона, которая канет в Лету, если мы её не сохраним и тем самым не обеспечим мультикультурное наследие нашей республики.

А если сохраним, нашим потомкам не придётся восхищаться чужими пагодами, колизеями, красными скандинавскими домиками или шпунтиками и деревянными гвоздиками с кораблей викингов, любовно выложенных на бархатные подложки и освещённых яркими мини-софитами. Нам тоже будет что, кроме природы, показать заезжему туристу. И обложенные тёсаным камнем древние родники в ауле Учкулан, и старинные башни в Кызыл-Кале, Хабезе, Хурзуке, и прекрасный Зелёный остров, и милые, душу согревающие старинные русские дома Пашинки с резными крылечками, козырьками и ставнями, с распахнутыми окнами, из которых доносится запах жареных пирожков с вишнёвым вареньем.

Кстати,

испокон века деревянная резьба на окнах и дверях играла важную роль в архитектурном ансамбле дома, придавая ему особую выразительность, подчеркивая индивидуальность каждого дома и его обитателей. Более того, в старину на Руси наличники использовали как обереги, показатель достатка и истории семьи. «…Наличники украшены тонкой резьбой, голубые ставни разрисованы цветами и кажутся оклеенными обоями», – писал Максим Горький в «Жизни Клима Самгина».

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях
200-летие Черкесска архитектура архитектурная самоидентификация благоустройство Взгляд деревянная резьба история мнение резьба на окнах старинные дома Черкесск