Нарукавные подвески
Нарукавные подвески представлены в экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника. Черкесское их название «Iэщьэ» – подвески нарукавные из черного шелка с накладным орнаментом. Мастер и место шитья неизвестны, бытовали они в начале XX века.
Нарукавные подвески являются неотъемлемой частью черкесского (адыгского) женского национального костюма, они типичны для костюма девушки или знатной женщины, чьи руки охранялись от нежелательных контактов, чтобы сакральная чистота не подвергалась таким образом опасности.
Особой красотой отличались вышитые сложным рисунком нарукавные подвески, сохранившие в наибольшей чистоте старые типы орнамента. Композиция узора нарукавной подвески представляла собой строго симметричное изображение, центральную основу которого часто составляли геометрические фигуры (ромб или треугольник), которые дополнялись зооморфно-растительными элементами и роговидными завитками, листочками и трилистниками. Эти мотивы и элементы узора соединялись между собой тонкими, изящными линиями тесьмы, образующими целостное декоративное изображение, красиво вписанное в фигуру подвески.
Кандидат исторических наук Феликс Наков считает, что центральной частью всех знаков на нарукавниках является ромб, вокруг которого располагаются остальные элементы. Феликс Русланович предполагает, что изображение на адыгских нарукавниках является стилизованным изображением женской фигуры.
Кандидат исторических наук Нуриет Теучеж на основании адыгской орнаментальной типологии относит орнаменты на нарукавниках к богине плодородия, и каждый из орнаментов имел значение. Так, например, ромб или ромбовидные фигуры имитировали циновки или обозначали четыре стороны света. Трехлепестковая фигура или трилистник обозначали клевер и соединение трех миров: водного, земного, небесного. Священное число было «3». Рогообразный стиль соотносился с головами барана, оленя, быка, которые символизируют благоденствие. Дискообразные фигуры или так называемые круги или кружки, если они вышивались золотом, то обозначали солнце, если серебром – луну, при этом все обтекаемые формы фигуры имели смысл вечной жизни.
Растительный орнамент в большей степени связан с культовыми представлениями адыгов: считалось, что счастье приносили все плодовые деревья, а также липа, ясень, дуб, боярышник, они также символизировали веру в исцеление от разных болезней, наговоров, заклятья и сглаза. В изображении цветов, трав, семян, корней адыги видели магическую силу: усики винограда, листочки, звездочки и сердечки относятся к фигурам более позднего происхождения и были менее стилизованными.
Таким образом, нарядные, расшитые золотыми и серебряными узорами нарукавные подвески были не просто декоративным украшением на платьях своих хозяек из благородных адыгских семей. Они служили сакральным родовым оберегом, передаваемым из поколения в поколение.
Лидия БОГАТЫРЕВА,
старший научный сотрудник Карачаево-Черкесского
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет