Он с детства привык не плыть по течению
Старейший чабан Карачаево-Черкесии Файзулла Кочкаров за свой труд был удостоен орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта»
В маленьком старинном чемоданчике у него хранятся его трудовые награды: удостоверения орденов и медалей, масса Почётных грамот с повторяющимися текстами: «За успешное выполнение плана по получению ягнят от каждой из 100 овцематок карачаевской породы». Здесь же партбилет, депутатские мандаты разных уровней. Время от времени, перебирая эти документы, он вновь возвращается в прошлое и вспоминает пережитое.
Файзулла родился в 1930 году в ауле Дуут в семье зажиточного животновода Муссы Кочкарова. И хотя отец вступил в колхоз имени Кагановича и трудился, как все, отличался организаторскими способностями, в лихом 1937 году его признали кулаком и выслали в Архангельскую область на 10 лет. А всё дело было в том, что он держал своё личное стадо в окрестных лесах и на дальних пастбищах, что в те годы приравнивалось к саботажу колхозного движения.
До войны в ауле проживало 900 человек, на фронт ушли 210 защитников Отечества. Второго ноября 1943 года и сюда, в самые отдалённые аулы Карачая: Джазлыкъ и Дуут – вереницей по узкой дороге ущелья потянулись на студебеккерах военные в чёрных шинелях, чтобы выселить жителей и увезти в неизвестность…
Когда солдаты НКВД гнали мирных жителей к машинам, 88-летний старец Хаджи-Мырза Узденов взмолился: «О, Всемогущий Аллах! Не дай мне исчезнуть из этого ущелья». И случилось то, что случилось – на одном из опасных поворотов машина перевернулась. Все остались живы, кроме Хаджи-Мырзы. Здесь же его спешно предали земле и продолжили путь…
…Семья Файзуллы попала в Южный Казахстан, где мать троих детей Софья Тайрикуловна одна поднимала их, трудясь не покладая рук на хлопководческих полях колхоза «Кайнар» Арысского района. После освобождения из мест заключения отец ещё год искал семью, исколесив Среднюю Азию, и когда наконец они встретились, казалось, счастье постучалось в их бедную мазанку. Но годы лишений, переживаний, жестокой нужды подкосили здоровье мамы, и в 1949 году её не стало.
Любознательный Файзулла после окончания школы, где обучение проходило на казахском языке, который он блестящие освоил, поступил в Чимкентский пединститут им. Крупской на физмат. Получив диплом, пришёл учительствовать в казахскую школу, где проработал шесть лет.
– С возвращением на родину мы припозднились, – рассказывает Файзулла Муссаевич. – Я работал в школе-семилетке и был классным руководителем пятого класса. И директор школы, и родители учеников, и сами дети просили меня, чтобы я довёл свой класс до выпуска. Да мне и самому было очень жаль бросать своих учеников, в которых вложил немало труда.
…Мы перелистываем с Файзуллой Муссаевичем старенькие альбомы с фотографиями, где он молодой, полный сил, вместе со своими учениками – казахами, коллегами в окружении степных пейзажей. Несмотря на свои 94 года, он ещё крепок и жалуется только на болезнь ног, но обладает цепкой памятью на имена и события.
– Мы вернулись на родину в 1959 году, и когда, приехав в Дуут, я обошёл пустые заброшенные дома, в том числе и отцовский, полуразрушенную школу, дорогие сердцу уголки, где играл в детстве с друзьями, дал себе зарок – никуда отсюда не уеду! В конце концов я сам хозяин своей судьбы, – говорит Файзулла Кочкаров. – Ведь там, на чужбине, я скучал именно по этим местам, где проходило моё детство и я впервые сел на коня…
Так, с дипломом учителя математики и физики он стал чабаном отделения совхоза «Учкуланский», впоследствии – имени Османа Касаева. Отделение совхоза здесь, в Дууте, и находилось, где были размещены животноводческие точки.
– Директором совхоза, когда я взял первую отару овец, был Борис Айбазов, – продолжает Ф. Кочкаров. – Он умел ставить задачу перед чабанскими бригадами. Одним из главных направлений в 60-80-е годы было улучшение породности овец путём скрещивания местного поголовья с мясошёрстными породами. В те времена отечественная шерсть была очень востребована. Но у нас в совхозе работали и над улучшением овец карачаевской породы, вкусовые качества мяса которой оценил весь мир.
Первую свою награду – орден Ленина он получил по итогам своей первой пятилетки (1966-1970 гг.). Он избирался депутатом Ставропольского краевого совета депутатов, неоднократно поощрялся ценными подарками: дважды – тяжёлым мотоциклом с коляской и автомобилем ГАЗ-24 «Волга».
Животноводству Файзулла Муссаевич отдал свыше 40 лет и, уйдя на заслуженный отдых, продолжал проживать с супругой в Дууте. Дети с внуками бывали у родителей наездами. С супругой Хауой они вырастили семерых детей, дали им образование, радовались внукам и правнукам. Но, когда в 2019 году Хауа Махтиевна, с которой он прожил 55 лет, ушла из жизни, Файзулла, наконец, перебрался в Карачаевск поближе к сыновьям Амину и Нур-Магомеду.
Сыновья и внуки окружают его вниманием и неустанной опекой. В однокомнатной квартире Ф. Кочкарова опрятно и уютно, на ночь его одного родные не оставляют, уступив его желанию жить отдельно. И в этом я вижу волю самодостаточного, независимого человека, привыкшего с детства опираться больше на себя и не плыть по течению.
{{commentsCount}}
Комментариев нет