Узоры Карачая – на почтовых марках России
Амин и Марина Узденовы около двадцати лет занимаются войлочным ковроделием
В этом году в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли марки и почтовая карточка, посвященные войлочному ковроделию Северного Кавказа, на которых изображен войлочный ковер-занавес (джыйгъыч кийиз) Амина и Марины Узденовых.
Сначала был музей
Уроженец села Красный Курган Малокарачаевского района, член Союза художников России, народный художник КЧР, член экспертной комиссии по народным художественным промыслам Ставропольского края Амин Узденов – это кудесник, оживляющий историю.
Более 20 лет своей жизни он отдал древнему искусству валяния кийизов – традиционных карачаевских и балкарских ковров. Более того, вместе со своей супругой, членом Союза художников России Мариной Узденовой он открыл домашний музей древностей и национальных артефактов, которые собирает в аулах Карачая и Балкарии. Под этот музей он даже построил специально небольшой домик.
Свой первый экспонат Узденов нашёл в заброшенном сарае своего родного села. Это была разбитая бричка для волов, которую пришлось чинить целый месяц. Потом люди, узнав о таком ценителе старины, сами стали приносить старинные предметы: кувшин старинный, колесо цельное из дерева, кованый светец…
– Такие удивительные предметы попадались порой, – вспоминает Амин Исхакович. – Например старинная коновязь из аула Хузрук, к каким карачаевцы привязывали лошадей. Или керамические горшки, датированные XVIII веком.
На сегодня в музее уже около 500 таких старинных экспонатов, на каждый из которых Узденов оформляет таблички с пояснениями: откуда этот предмет, кому принадлежал и так далее – то есть ведёт летопись каждого артефакта.
– Надеюсь, что со временем мы сможем собрать более тысячи экспонатов, – говорит Узденов.
От керамики – к ковроделию
Ещё будучи студентом худграфа в Карачаевске, Амин Узденов увлекался керамикой и фарфором. После вуза он устроился на самую старую в Кисловодске фарфоровую мануфактуру «Феникс». Набив там руку, дальновидный парень открыл собственную сувенирную фабрику, где вместе с братьями начал изготавливать популярную фарфоровую кружку-бюветницу для минеральной воды с удобным носиком-поилкой.
Потом фабрика начала производить фарфоровые статуэтки горцев и казаков, причём не китчевые изделия, а настоящие произведения гончарного искусства – бывало, изготовление некоторых фигурок занимало до полугода работы.
Естественно, среди курортников такие сувениры уходили влёт, пользуясь всё большим спросом. Сейчас ассортимент семейной фабрики Узденовых насчитывает порядка 600 разных изделий, принося хороший доход, который, прошу заметить, супруги Узденовы тратят на возрождение древнего искусства карачаевцев – валяния кийизов.
А вот тут мы и подошли к предмету нашей беседы. Так как же случился у Узденова переход от одного вида искусства к другому?
В 2003 году Амин Исхакович на одной из многочисленных выставок, проходящих в Ставропольском крае, познакомился с секретарём Союза художников России Юрием Жульевым, которого настолько впечатлил карачаевский кийиз, что он вдруг предложил Амину: «Почему бы вам не возрождать ваше национальное искусство?»
Амин, как всякий креативный человек, задумался, тем более что бабушка по отцу делала кийизы. И хотя ковроваляние испокон считалось женским занятием, Амин уже загорелся новой идеей. Первый свой кийиз размером 80 на 90 сантиметров он выполнил из чёрно-белой шерсти и назвал «Эльбрус». Кийиз этот даже попал на Всероссийскую выставку прикладного искусства.
И тогда Амин понял: это знак судьбы. Так началась его дорога к первоистокам национального ковроваляния.
Возрождая древнее искусство
Амин с супругой Мариной начали с того, что стали неустанно объезжать аулы Карачая и Балкарии – искали мастеров, советовались со стариками, изучали материалы и ремесло, искали старинные узоры, открывали для себя новые факты. Например, то, что в старину шерсть для кийизов красили корнями разных растений, которые в основном давали три цвета: жёлтый, оранжевый, красный.
Что карачаево-балкарские кийизы делились на три вида – причём не только по назначению, но и по орнаменту и по технологии валяния. Несколько месяцев они учились искусству плетения – просто тесьмы и тесьмы вместе с бахромой, используя для работы специальные дощечки. Образцом для них был полуистёртый ковёр, детали которого супруги изучали под лупой.
Когда дело дошло до валяния шерсти, супруги к этому времени были полностью подготовлены. В старину для процесса изготовления кийиза заранее делали камышовые циновки (чий), которые, в свою очередь, плелись на специальном станке.
– Мы решили восстановить этот станок, – рассказывает Амин. – Не сразу, конечно, но по старым фотографиям, по рассказам стариков и объяснениям народных умельцев мы восстановили станок по первообразцу и сплели на нём камышовую циновку для валяния шерсти.
В итоге Амин и Марина Узденовы сумели воссоздать джыйгъыч кийиз таким, каким ковёр был изначально, не потрудись над ним время.
За годы работы супруги создали несколько уникальных кийизов. Работают они так старательно, что знакомые диву даются. Так, на изготовление одного кийиза у Узденовых порою уходит год, но зато он получается таким плотным, что шерстинки в нём словно склеенные. Свои знания Амин и Марина передают детям: сыновьям Алхазу и Руслану и дочери Аделии – с самого детства.
И, к слову, ковёр «Аделя», названный именем дочери, включён в альбом «Изобразительное искусство России».
А постановлением губернатора В. В. Гаевского в 2011 г. войлочные и фарфоровые работы Узденовых причислены к народным художественным промыслам Ставропольского края.
Наша марка!
Впрочем, это не единственное признание подвижнического труда четы Узденовых: их работы выставляются в экспозициях во всех кавказских республиках, в выставочных залах и галереях Кавминвод, хранятся в национальных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
Супруги не раз участвовали в межрегиональных и всероссийских выставках, тем самым продвигая и популяризируя вековое карачаево-балкарское искусство войлочного ковроделия.
А летом этого года творчество четы Узденовых буквально заштамповали государственной печатью. Дело в том, что в рамках серии «Декоративно-прикладное искусство России» в почтовое обращение вышли почтовая марка и открытка, на которых изображены фрагменты узоров карачаевского войлочного ковра-занавеса «джыйгъыч кийиз», сделанного Узденовыми.
К слову, войлочному ковроделию Северного Кавказа посвящены только две марки. На второй изображен чеченский войлочный ковер «истанг». Так что работа Узденовых получила высокое признание.
Однако главным признанием Амин и Марина Узденовы считают народную любовь и благодарность.
Справка
Джыйгъыч кийиз – это особенность сугубо карачаевского и балкарского войлоковаляния. Эти кийизы имеют более тонкую и лёгкую войлочную основу и выполняются не цельно, а сшиваются из отдельно свалянных кусков. Затем на эту основу плотно пришивается аппликативный узор, сделанный из тонко накатанной белой шерсти. Орнамент у ковров-занавесов разный в зависимости от того, в каком ущелье сделан кийиз. Готовый ковер украшается бахромой, сплетенной вручную. В карачаевском доме такие джыйгъыч кийизы в старину свешивались с потолка до пола, скрывая от посторонних глаз полки с одеждой или утварью.
{{commentsCount}}
Комментариев нет