Кубанка – головной убор настоящего казака
В экспозиции «Дом национальностей» Карачаево-Черкесского музея-заповедника в витрине «Казаки» представлена шапка-кубанка. Она бытовала в казачьей семье Свербиль ст. Зеленчукской в начале XX в.
Шапка-кубанка является традиционным элементом мужского казачьего костюма, представляет собой яркий элемент одежды, явившийся результатом этнокультурных связей. Кубанка – форменный головной убор Кубанского и Терского казачьих войск, низкая папаха высотою до 10 см. Кубанка представляет собой шапку, изготовленную из выделанного черного каракуля с оригинальным матерчатым либо кожаным цветным верхом (чаще всего красным).
Название «кубанка» появилось во время Первой мировой войны (1914-1918), когда казаки Кубанского казачьего войска стали первыми носить в пластунских батальонах укороченный вариант казачьей папахи. Дело в том, что прежняя казачья форма в тех условиях ведения войн (когда вместо кавалерийских атак распространились окопные бои) перестала быть комфортной. Казачьи черкески и бешметы были неманевренными и могли выдать бойца противнику, патроны в газырях окислялись и приходили в негодность, а высокая папаха демаскировала казака.
Как видим, «кубанка» произошла в результате укорочения из папахи, которую носили горцы и которая была «в две головы высотою». Казаки с радостью переняли наряд горцев, даже поговорки складывали: «Чем выше папаха, тем богаче казак».
Папаха (предшественница кубанки) – барашковая шапка с суконным верхом – имела разные фасоны: низкая, с плоским верхом, конусообразная. Изначально казаки Запорожской Сечи носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок в виде клина. В него можно было вложить металлический каркас или другой твердый предмет для защиты головы от шашечных ударов.
В папаху казаки привнесли цветной верх и перекрещенный галун. Через центр шапки традиционно проводятся две линии, образующие крест. Это было связано с особенностями кроя кубанки. Донце казачьей шапки сшивалось из четырёх элементов, поэтому вшитый галун получался в форме креста, и эта традиция сохранилась и по сей день.
Папаха символизировала полноправную принадлежность к станичному обществу. На Кругу казаки находились в папахах, голосовали тоже папахами. Только выступающий казак снимал ее, показывая особое уважение к присутствующим. Папаха снималась также во время присяги и молитвы.
В казачьей хате папаха красовалась на самом видном месте. В доме вдовы она лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога. Существовал обычай: папаху кидали в тот двор, в который собирались идти сваты. В папаху также зашивали иконки и охранительные молитвы, а за ее ворот клали особо ценные бумаги и приказы.
Отличительной чертой папахи кубанского казака был способ ее ношения. Казак располагал ее на голове чуть набок, чтобы показать свой завитой чуб, являющийся также его этнокультурной характеристикой.
Кубанка – головной убор настоящего казака, который имел особенное символическое значение защиты и покровительства. Без неё казак не мог отправиться воевать, а атаманы при своём назначении в первую очередь надевали на себя именно шапку в подтверждение важности своего высокого титула. Казак мог потерять кубанку только вместе с головой!
Николай ЧАПУРА,
заведующий экспозиционно-исследовательским отделом
музея-заповедника им. М. О. Байчоровой.
Добавим
Сегодня папахе отводится несколько иная роль, нежели в старину – она считается атрибутом торжественного обмундирования. Для казачества уважение предков незыблемо и сегодня. Поэтому головной убор достойны носить только самые лучшие представители казачьего войска – обладатели высоких моральных и духовных устоев.
{{commentsCount}}
Комментариев нет