День республики № 143 от 14.12.2024

Тот, кто видит в нас больше…

Учитель русского языка и литературы Правокубанской СОШ Зульфия Батчаева в профессии уже 22 года

17 декабря в 15:10
 просмотров
Урок ведет Зульфия Батчаева
Урок ведет Зульфия Батчаева
Источник — Фото автора

Ее кредо – видеть каждого своего ученика в отдельности и находить к каждому свой путь, чтобы дети душой полюбили ее уроки, которые способствуют духовному развитию личности.

…У Зульфии Башировны выдалась «окно» между уроками, и за чашкой чая нам удалось в беседе охватить несколько тем.

«Я считаю, что учитель русского языка и литературы должен не просто давать урок, а жить уроком, воплощаться в нем, как поэт в строке, – говорит Зульфия Батчаева, – потому что литература требует влюбленного знания, а русский язык – почтения и уважения, как к гимну, флагу, потому что это – язык нашего государства».

И это ощущение необходимости знания учительница передает классу, создавая ту атмосферу, когда не знать – стыдно. Ее ученики не отлынивают от домашнего чтения, заданного на летние каникулы, знают наизусть множество стихов, отрывков из прозы. Самое главное – в эпоху гаджетов и «нечитабельности» художественной литературы учительница придумала свое «ноухау» в привитии ученикам тяги и вкуса к чтению. «Просто учитель словесности на уроке должен быть и артистом, и так преподнести бессмертный классический текст своим чтением вслух, чтобы реакция класса приближалась к той, о которой говорил Пушкин в своей «Элегии»: «Над вымыслом слезами обольюсь», – считает она.

Настоящая профи, Зульфия Башировна своим богатым опытом и предметника, и классного руководителя щедро делится с молодой коллегой Мадиной Гедиевой, чьим наставником она является. А поскольку у ее подопечной еще и надомное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, Батчаева помогает осваивать Мадине Муазимовне и такой формат, где главное – избежать казенного отношения к делу, чтобы ученику было комфортно общаться с учителем с глазу на глаз.

– Зульфия Башировна, как известно, очень важно наставничество для студентов-практикантов, которые приходят в школу. И когда за ними закрепляются учителя, на плечи наставников ложится большая ответственность и двуединая задача – помочь практиканту освоиться в классе и научить вести урок…

– Эта тема, кстати, поднималась на недавней Всероссийской конференции «Педагог-наставник: основы профессионального мастерства и точки роста», в которой мы вместе с тьютором РИПКРО Заретой Лайпановой принимали участие. Открывая форум наставников, ректор Государственного университета просвещения Наталья Наумова сообщила, что сейчас ведется работа по созданию Центра практической подготовки студентов, где будут сосредоточены лучшие практики сопровождения будущих педагогов. Учителям очень важно в этой связи обновить свои знания, чтобы помочь будущему специалисту, который пришел на практику и со 2 курса педвуза имеет право заниматься педагогической деятельностью.

– Зульфия Башировна, каковы вообще ваши впечатления от этой конференции?

– В течение двух дней конференции, проходившей в Государственном университете просвещения, мы знакомились с передовыми методами организации наставнической деятельности через мастер-классы, дискуссионные площадки, работу в команде. Посетили образовательный центр «Вершина» в подмосковном Красногорске, оснащенный новейшими цифровыми технологиями. Кстати, при проектировании и строительстве этой школы впервые в России использовалась система с искусственным интеллектом. Поразили многофункциональный трансформируемый читальный зал с медиатекой, мастерские по обработке тканей, металла, дерева. В этом центре есть и кадетские классы, в которых готовят к будущей службе в армии, полиции и других военных и правоохранительных структурах. Невольно закралась мысль: а разве невозможно и нашу школу с ее большими площадями после капремонта переоборудовать в многофункциональный образовательный центр? В своем докладе на конференции вице-президент Российской академии образования Виктор Басюк сказал: «Для педагогов, особенно для молодых, главное – чтобы был наставник, близкий по духу, по стилю работы, который бы поддерживал и дал профессиональный совет».

– Согласитесь, педагог-наставник, он же предметник, обязан быть, прежде всего, высоким профессионалом в своей области знаний, передаваемых обучающимся. А к преподавателям русской словесности в сложившейся международной обстановке, когда наши недруги запрещают все русское, – особое требование…

– Я уверена, каждого учителя-словесника затронули слова Владимира Путина на заседании Совета по поддержке русского языка о том, что «именно русский язык во многом определяет нашу духовную и национальную идентичность». Это прямое руководство к действию – беречь и прививать любовь к русскому языку, углублять знания обучающихся с помощью театральных кружков, конкурсов чтецов, просветительной деятельности школьных библиотек, агитбригад.

Что ж, и своя роль в общей команде единомышленников отведена именно педагогу-наставнику, отвечающему за нацеленность на результат, мотивацию коллег. Педагог-наставник – это тот, кто видит в своем подопечном больше таланта и способностей, чем он сам. И если помочь человеку раскрыться, он успешно реализуется в дальнейшей жизни, не совершив ошибок в своем выборе.

Досье

Зульфия Батчаева родилась в хуторе Фроловском. По окончании школы в с. Коста Хетагурова поступила на филологический факультет КЧГПУ. После университета пришла работать в Правокубанскую СОШ, где трудится до сих пор. Стаж работы – более 20 лет.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях
всероссийская конференция Зульфия Батчаева классный руководитель конференция "Педагог-наставник" люди наставничество общеобразовательные учреждения педагог-наставник педагоги педагогическая деятельность педагогические работники поселок Правокубанский Правокубанская СОШ СОШ трудовая деятельность учитель русского языка и литературы Центр практической подготовки студентов человек и его дело