Этот старый чырахтан
К числу уникальных предметов, хранящихся в фондах Карачаево-Черкесского музея-заповедника имени М. О. Байчоровой, относится и представленный в карачаевском секторе экспозиции «Дом национальностей» чырахтан (светильник, канделябр). Он датируется концом XIX в. и бытовал в семье Эбзеевых из селения Карт-Джурт.
Чырахтан представлял собой особый вид светильника, состоявший из металлического (медь, железо, олово) подноса, к которому были прикреплены четыре цепочки. Их последние звенья собирались на одно кольцо, при помощи которого подвешивали на крюк, спускавшийся с потолка. По периметру подноса были сделаны отверстия, в которые вставлялись лучины, освещавшие дом. По краям же поднос богато украшался фигурками разных животных и зверей. Это была возможность кузнецам проявить свои творческие способности, художественное видение. К примеру, представленный в экспозиции «Дом национальностей» чырахтан содержит элементы, стилизованные под горных туров. Размещались карачаевские канделябры обычно над самым почетным местом, вблизи кровати хозяина дома.
Как признают специалисты, кованые чырахтаны были «вершиной кузнечного мастерства» и входили в число главных показателей авторитетности кузнеца. А их в трех главных селениях Большого Карачая (Карт-Джурт, Учкулан, Хурзук) с населением около 25 тыс. человек на 1889 г. было 6 человек. Имена хороших кузнецов были известны всему Карачаю и Балкарии. Память о лучших мастерах (Джумарыкъ Гочияев, Зекерья Батчаев, Локман Эбзеев, Джумай Бостанов, Мырзабек Байрамкулов) до сих пор сохраняется в народе.
Чырахтан занимал определенное место и в традиционной обрядности карачаевцев, элементы которой сохранялись и после принятия ислама. Так, к примеру, как отмечают этнографы, в период зимнего солнцестояния дети помогали молодому солнцу победить тьму, разжигая костры и зажигая чырахтаны.
Наряду с Карачаем и Балкарией, подобные светильники были зафиксированы в Осетии и Сванетии. Схожие условия жизни и хозяйства, многовековые этнокультурные контакты между нашими народами обусловили наличие и идентичных элементов быта и культуры.
Во второй половине XIX в., с развитием торговых контактов, в карачаевских домах стали появляться керосиновые лампы. Первоначально они заняли место лучин и размещались в середине подноса чырахтана. Однако вскоре благодаря удобству и простоте в использовании и относительной дешевизне они уже к началу ХХ в. практически полностью вытеснили чырахтан из обихода. Он все больше и больше превращался в свидетеля «…преданий старины глубокой» и, как и многие другие предметы горского быта, безвозвратно уходил в небытие.
Это прекрасно осознавали представители карачаевской интеллигенции, которые стали налаживать контакты с музеями, имеющимися на Кавказе, дабы представить богатое наследие материальной культуры своего народа. Выдающийся горский общественный деятель, просветитель, художник и поэт Ислам Крым-Шамхалов (1861-1910) активно сотрудничал с Кубанским войсковым этнографическим и естественно-историческим музеем (Екатеринодар), который наряду с экспонатами по истории казачества уделял внимание и сбору материалов и предметов по горским народам Кубани.
В фондах наследника войскового музея – Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына и сегодня сохраняется вместе с сопроводительным письмом И. Крым-Шамхалова часть предметов из традиционного быта Карачая, переданных им музею в начале ХХ в. В их числе был и чырахтан.
Шамиль БАТЧАЕВ,
завсектором дореволюционной истории
музея-заповедника имени М. О. Байчоровой.
{{commentsCount}}
Комментариев нет