«Путешествие» одного снимка
Копия этой уникальной фотографии сегодня хранится в Учкуланском народном музее, а на ней… Впрочем, давайте все по порядку…
Когда-то, до войны, в нашем ауле было семь мечетей. Очень красивой была мечеть, построенная в Урусовском квартале. Да-да, аул был поделен на кварталы по фамильному признаку, и они, слитые воедино своей историей и архитектурным исполнением, были очень похожи друг на друга. Вот только мечети немного разнились. Но ни в чем, к примеру, не уступала Урусовской мечеть, построенная на стыке двух кварталов – квартала Байчоровых и Эркеновых. Ее было видно издалека – два устремленных в небо минарета, витиеватые деревянные лестницы, ведущие наверх… Крыша, покрытая белой жестью… На Уразу-байрам и Курман-байрам в ней было не протолкнуться, как и в пятничные молитвенные дни… А служила в ней целая плеяда незаурядных личностей, чьи дела и поступки возбуждали внимание современников. Копия этой уникальной фотографии сегодня хранится в Учкуланском народном музее, а на ней… Впрочем, давайте все по порядку…
Когда-то, до войны, в нашем ауле было семь мечетей. Очень красивой была мечеть, построенная в Урусовском квартале. Да-да, аул был поделен на кварталы по фамильному признаку, и они, слитые воедино своей историей и архитектурным исполнением, были очень похожи друг на друга. Вот только мечети немного разнились. Но ни в чем, к примеру, не уступала Урусовской мечеть, построенная на стыке двух кварталов – квартала Байчоровых и Эркеновых. Ее было видно издалека – два устремленных в небо минарета, витиеватые деревянные лестницы, ведущие наверх… Крыша, покрытая белой жестью… На Уразу-байрам и Курман-байрам в ней было не протолкнуться, как и в пятничные молитвенные дни… А служила в ней целая плеяда незаурядных личностей, чьи дела и поступки возбуждали внимание современников. Многим в памяти потомков был отмерен недолгий век, но не потому, что они чем-то скомпрометировали себя либо не оправдали надежд земляков, а потому, что сгинули по злобным ложным наветам в тюрьмах в приснопамятные тридцатые годы прошлого века. К счастью, на свободе остался благодаря своим ученикам, пришедшим к власти в это смутное время, эфенди Хаджи-Мырза Эркенов, человек, для которого национальное достоинство его народа составляло единственный смысл, самою суть жизни.
До депортации службы в мечети отправлял также эфенди Алий Долаев, человек, не менее известный в Карачае, передавший свои светлые грани человеческой натуры детям и внукам. Кстати, сын эфенди Долаева был известнейшим хирургом в Карачаево-Черкесии, теперь дело безвременно ушедшего из жизни Дебо продолжает его сын Рашид…
И вот наступил зловещий 1943-й. Депортация безвинного карачаевского народа. В старинном ауле на тот момент было 6 тысяч домов, из которых 5400 были разграблены и разрушены. Подверглись разрушению, конечно, и мечети. И как они выглядели, никто бы не знал из наших потомков, если бы не цепь удивительных случайностей.
Когда немцы оккупировали Карачай, а это было летом, осенью 1942 года, они, естественно, застали мечети в целости и сохранности. И, скорей всего, среди солдат вермахта был журналист, которого впечатлила мечеть квартала Байчоровых, и он не только сфотографировал ее, но после возвращения в Германию опубликовал снимок в одной из книг. Эту книгу в 1949 году увидела в одном из книжных магазинов Мюнхена жена карачаевца Солтан-Мурата Байчорова, немка по происхождению. Семья жила в Германии. И Солтан-Мурат, услышав о фото от жены, бросился в магазин и купил книгу, в которой сразу узнал родную до боли мечеть…
Через год Солтан-Мурат переслал редкую фотографию в Турцию родственнику Ниязби Байчорову. Ныне Ниязби проживает в Нью-Йорке, но, когда приехал в Карачай, привез в подарок Учкуланскому народному музею копию уникального снимка.
Копия есть копия. И, конечно же, с ней можно обращаться. Можно, но осторожно… Но я не стал рисковать, тем более, что любая, даже самая превосходная, копия, переложенная на газетный лист, поблекнет, посмурнеет. Так что приглашаю всех в музей, где я директорствую после 50 лет директорства в Учкуланской школе, и вы увидите, как «заговорит» снимок, проделавший удивительное путешествие.
С. ДЖАНИБЕКОВ,
заслуженный учитель РФ.
Комментариев нет