Казачьему роду нет переводу

23 января в 06:52
2 просмотра
История кубанского казачества богата на разного рода даты, но одна из них – 24 января 1919 года – навсегда перевернула устоявшийся хозяйственный уклад и культурно-бытовые особенности, серьезно трансформировав самосознание, менталитет, мировоззренческие принципы и традиционные морально-нравственные представления казаков. Именно в этот день 93 года назад была подписана печально знаменитая директива оргбюро ЦК РКП(б), давшая начало тотальному уничтожению миллионов казаков. Долгие 70 лет, вплоть до начала 90-х, этот день, как и сама принадлежность к казачеству, целенаправленно вычеркивался из народной памяти. И лишь те, кто пережил геноцид, и их потомки из года в год в тишине зажигают перед иконками поминальные свечи и молятся за упокой душ невинно убиенных стариков, женщин, детей…
Лидия Александровна Колычева (в девичестве – Ляба) родилась в крепкой казачьей семье. Все шестеро детей с ранних лет были приучены к труду, ведь, как и в любой казачьей семье до революции у них было свое достаточно зажиточное хозяйство – имелись крупный рогатый скот, овцы, свиньи, птица, огород в несколько гектаров, сад.
Великая Октябрьская революция изменила не только государственный строй, она перемолола в своих жерновах сотни тысяч человеческих судеб.

Люди и судьбы

Казачьему роду нет переводу
История кубанского казачества богата на разного рода даты, но одна из них – 24 января 1919 года – навсегда перевернула устоявшийся хозяйственный уклад и культурно-бытовые особенности, серьезно трансформировав самосознание, менталитет, мировоззренческие принципы и традиционные морально-нравственные представления казаков. Именно в этот день 93 года назад была подписана печально знаменитая директива оргбюро ЦК РКП(б), давшая начало тотальному уничтожению миллионов казаков. Долгие 70 лет, вплоть до начала 90-х, этот день, как и сама принадлежность к казачеству, целенаправленно вычеркивался из народной памяти. И лишь те, кто пережил геноцид, и их потомки из года в год в тишине зажигают перед иконками поминальные свечи и молятся за упокой душ невинно убиенных стариков, женщин, детей…
Лидия Александровна Колычева (в девичестве – Ляба) родилась в крепкой казачьей семье. Все шестеро детей с ранних лет были приучены к труду, ведь, как и в любой казачьей семье до революции у них было свое достаточно зажиточное хозяйство – имелись крупный рогатый скот, овцы, свиньи, птица, огород в несколько гектаров, сад.
Великая Октябрьская революция изменила не только государственный строй, она перемолола в своих жерновах сотни тысяч человеческих судеб.
В станице Выселки Выселковского района Краснодарского края, где в те годы проживала семья Ляба, уже вовсю хозяйничали большевики, не знавшие границ в методах уничтожения казаков: обыски и реквизиции давно уже переросли в повальный грабеж имущества. В станицах продолжали зверствовать ЧОНы (части особого назначения), призванные следить за выполнением плана продразверсток. К тому же вскоре началась насильственная “экспроприация казачества и его выселение вглубь территории России с переселением на его место пришлых трудовых элементов”. Всюду процветали голод и разруха.
Самые первые детские воспоминания маленькой Лиды (а родилась она в 1927 году) связаны с образами отца и двух дядей, один из которых был главным капельмейстером военного оркестра, а второй – помощником станичного атамана.
Жили мы очень трудно, – вспоминает Лидия Александровна. – Из-за принадлежности к казакам доступа к хорошей жизни у нас не было. Старшего моего дядю посадили на 10 лет только за то, что он руководил казачьим оркестром. О судьбе второго дяди, служившего помощником атамана станицы, долгие годы ничего не было известно, и лишь недавно рассекреченные документы поведали о том, что он был расстрелян.
Расказачивание отразилось и на самом младшем из братьев – Александре, который, чтобы спасти семью, ушел воевать. Именно таким лихим казаком, мастерски владевшим джигитовкой и навыками военного дела, и запомнила своего отца Лидия Александровна. Тем временем мать с малолетними детьми перебрались сначала в Тихорецк, а затем в станицу Баталпашинскую, где некогда довелось воевать главе семьи и где, по его расчетам, в то беспокойное время было более безопасно.
Однако эти надежды себя не оправдали: к тому времени верховья Кубани, как и вся территория России, уже были охвачены огнем. Спрятаться нельзя было даже в тайге. До сих пор со слезами на глазах пересказывает Лидия Александровна жуткую историю, случившуюся в те страшные годы с семьей дедушки ее мужа:
– После раскулачивания всех Колычевых вместе с другими станичниками выслали в тайгу. Она горела, и протекавшая рядом река в прямом смысле слова кипела. Чтобы спастись от огня, люди, охваченные ужасом, в панике, не видя опасности в реке, спрыгнули в нее и сварились заживо.
Помнит Лидия Александровна и голод 30-х годов:
– Активисты в кожаных куртках буквально грабили казаков. Даже крупу, которую мама успела спрятать по кувшинам, до единого зернышка забрали, не говоря уже о корове и птице.
Голодные, как галчата, жадно следившие за уборкой пшеницы с полей, дети тайком припрятывали подобранные с земли колоски в перевязанные на маленьких плечиках котомки. И, Боже упаси, если за этим занятием их заставал какой-нибудь ярый хранитель госимущества. Как вихрь внезапно вылетал он на коне откуда-то из леса, и тогда от его длинного арапника не спасался никто. Но счастье, когда удавалось незамечено насобирать хоть немного! Расшелушенные маленькими ладошками колоски мололи на рушках, из полученных крупинок варили суп, а из муки пекли хоть и пресные, но такие вкусные лепешки.
Несмотря на такой гнет казачьи традиции в семье поддерживались всегда.
– Уже став немного старше, когда мне было лет 16, и, понимая всю опасность от моих дерзких поступков, я не боялась надевать и даже фотографироваться в казачьей форме, только чтобы отцу было легко на душе.
А отец тем временем, пройдя русско-японскую войну, приближал победу на фронтах Второй мировой. Не отставала от него и юная Лида. Во время фашистской оккупации на территории нынешнего Черкесска она, еще не понимая толком смысла слова “партизаны”, тайком обрывала провода немецкой связи…
После войны Лидия Александровна окончила курсы секретарей-машинисток и кройки и шитья. Вышла замуж за донского казака, с которым прожила в мире и согласии всю жизнь. Свою семью Лидия Александровна в шутку называет “доно-кубанской”: муж – с Дона, она – с Кубани. Воспитали троих детей, помогли поднять шестерых внуков.
Сейчас они, по признанию бабушки, продолжают казачьи семейные традиции. Один из внуков – Аким Колычев летом прошлого года принял казачью присягу, а в конце декабря – военную присягу в Новороссийской казачьей бригаде, где проходит службу. Старший внук Эдуард, хоть и живет в Туле, тоже не забывает своей принадлежности к прославленному роду: увидев однажды казачью форму во всей ее красе, не удержался – купил вместе с настоящей казачьей шашкой, кубанкой и сапогами. Надел однажды на работу, лукаво улыбаясь, поясняет Лидия Александровна, так коллеги чуть не обзавидовались. Да и сама “буля”, как ласково называют ее внуки, увидев внука в форме, ахнула: ну, вылитый ее отец, будто вернувшийся из далекого прошлого.
На любимую бабушку мечтает быть похожей внучка Людмила, которой Лидия Александровна передает все известные ей секреты, которыми должна владеть настоящая казачка – хранительница домашнего очага. Вот и брусничный пирог, который они испекли вместе, получился отменным!
… Время вечерней молитвы. Перед зажженной у импровизированного иконостаса лампадкой тихо молится женщина, в чьей памяти сохранились, по меньшей мере, предыдущие 80 лет, и в них – тесно переплетенные история ее Родины и судьба ее семьи, пережившей все коллизии и невзгоды, но выстоявшей и не сломленной.
А. Кубаховская.
Поделиться
в соцсетях