Чтобы права граждан не были нарушены

1 февраля в 09:34
 просмотров
В связи с ростом общественных движений и гражданских инициатив проблема административного задержания становится весьма актуальной. В повседневной практике она рассматривается довольно широко. При этом само понятие административного задержания может иметь крайне противоречивую трактовку.
Часто доставление лиц в отделение полиции для оформления протокола, в том числе граждан во время проведения митинга, является фактическим прикрытием административного задержания. Митингующих граждан привозят в ОВД в спецавтотранспорте, где составляется протокол, и люди до суда отпускаются. Многие считают это нормой.
У Уполномоченного на этот счет другое мнение – любое ограничение человека в свободе передвижения по инициативе правоохранительных органов, например, запрет покидать какое-либо место или помещение, в конституционно-правовом смысле является задержанием, предполагающим обеспечение прав задержанного. Тем не менее правоохранительные органы в своей практической деятельности едва ли не повсеместно истолковывают задержание исключительно как помещение в камеру. Человека могут препроводить в отделение милиции, запретив его покидать, но задержанием это считаться не будет. Соответственно, не будет составлен и протокол задержания. Правовой статус задержанного, но как бы и не задержанного лица останется в итоге неопределенным.
В связи с ростом общественных движений и гражданских инициатив проблема административного задержания становится весьма актуальной. В повседневной практике она рассматривается довольно широко. При этом само понятие административного задержания может иметь крайне противоречивую трактовку.
Часто доставление лиц в отделение полиции для оформления протокола, в том числе граждан во время проведения митинга, является фактическим прикрытием административного задержания. Митингующих граждан привозят в ОВД в спецавтотранспорте, где составляется протокол, и люди до суда отпускаются. Многие считают это нормой.
У Уполномоченного на этот счет другое мнение – любое ограничение человека в свободе передвижения по инициативе правоохранительных органов, например, запрет покидать какое-либо место или помещение, в конституционно-правовом смысле является задержанием, предполагающим обеспечение прав задержанного. Тем не менее правоохранительные органы в своей практической деятельности едва ли не повсеместно истолковывают задержание исключительно как помещение в камеру. Человека могут препроводить в отделение милиции, запретив его покидать, но задержанием это считаться не будет. Соответственно, не будет составлен и протокол задержания. Правовой статус задержанного, но как бы и не задержанного лица останется в итоге неопределенным.
Поэтому очень важно знать, в каких случаях гражданин может быть подвергнут административному задержанию и доставлению в ОВД.
Согласно статье 27.2 доставление в отделение допустимо лишь для составления протокола, и только в том случае, когда такой протокол не может быть составлен на месте.
Статья 28.6 говорит, что если вам грозит предупреждение или штраф – то протокол не составляется, а на месте выписывается штраф или выносится предупреждение. Но часть 2 ст. 28.6 утверждает: если гражданин возражает против вменяемого правонарушения, то протокол составляется (а, следовательно, его можно задержать и доставить в отделение).
После вашего доставления в ОВД оперативный дежурный принимает одно из следующих решений: если вы подозреваетесь в совершении преступления, то он вас передает органу дознания или предварительного следствия; несовершеннолетнего отдает в соответствующий орган или законным представителям; военнослужащих и призывников – представителю воинской части или соответствующего органа; если вы обладаете законной неприкосновенностью, он вас должен немедленно освободить.
При задержании, как и при доставлении в отделение, обязательно составляется протокол, в который вы вправе вносить свои замечания и поправки, а затем получить его копию.
Исключительность применения административного задержания обязательно должна быть мотивированной. Закон “О полиции” предусматривает перечень случаев возможного задержания граждан (пункт 2 статьи 14).
Если вы все же подверглись задержанию, вы имеете право на один телефонный разговор (что важно: не звонок, а именно разговор) в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Еще одним важным моментом является обязанность сотрудников полиции при задержании разъяснить вам ваши права и обязанности, в подтверждении чего вы ставите свою подпись в протоколе. Если вам не были разъяснены ваши права и обязанности, решение суда или должностного лица может быть отменено.
Срок задержания, как правило, не может превышать 3-х часов. В особых случаях он может длиться 48 часов. При этом началом срока признается момент фактического ограничения свободы передвижения и других свободных действий. В связи с этим необходимо проследить, чтобы момент начала ограничения вас в свободе действий был зафиксирован (желательно в письменной форме).
В случае, если вы задержаны на срок более 3-х часов, вам должно быть предоставлено питание, гигиенические принадлежности, медицинское обслуживание и место для сна.
Отдельно стоит упомянуть о таких процедурах, как фотографирование, аудио-, кино- и видеосъемка, дактилоскопирование. Эти процессуальные действия могут применяться к задержанным по подозрению в совершении преступления, заключенным под стражу, обвиняемым в совершении преступления, подвергнутым административному аресту, иным задержанным лицам, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным. Нередко сотрудники полиции злоупотребляют этим правом и проводят фотографирование или дактилоскопирование задержанных граждан, личность которых им вполне известна. В этом случае необходимо немедленно обжаловать намерения сотрудников полиции вышестоящему должностному лицу и не соглашаться на проведение подобных мероприятий, которые, безусловно, нарушают личные права граждан.
В. Лукин,
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Поделиться
в соцсетях