Евгений Кратов: “У нас – конструктивные отношения с религиозными институтами”
Евгений Кратов: “У нас – конструктивные отношения с религиозными институтами”
В минувшем году в духовной жизни республики произошли значительные события – был проведен съезд мусульман КЧР, созданы три новых епархии, был организован хадж. Наш корреспондент Ольга Михайлова обратилась к уполномоченному Главы КЧР по связям с религиозными организациями Евгению Кратову с просьбой рассказать о нынешней религиозной ситуации в республике.
– Евгений Владимирович, насколько я понимаю, ситуация в сфере религиозных отношений в России стабилизировалась. Какое количество религиозных объединений действует сегодня в Карачаево-Черкесии?
В Управлении юстиции РФ по КЧР на 1 января 2012 года зарегистрировано 152 религиозных организации, еще свыше 50 общин действуют без регистрации, на правах религиозной группы, что разрешено современным законодательством. Основная часть конфессий этнически ориентирована – это ислам, православие, иудаизм, лютеранство исповедуют в основном представители соответствующих этнических общин, для которых религия является частью их национальной идентичности. Другие религиозные течения немногочисленны и не оказывают существенного влияния на обстановку в республике в целом. Большая часть общин – мусульманские, их у нас 130, из которых 111 зарегистрированы. Все они входят в состав межрегиональной организаций – Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесской Республики. Православных общин меньше – 28, из них 26 зарегистрированы. Также есть общины Армянской апостольской церкви, евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской-пятидесятников, лютеран, иудеев, Свидетелей Иеговы, Международного общества сознания Кришны, рейки, религиозно-экологического движения “анастасийцев”, теософского учения “Хранителей Пламени”. Всего в Карачаево-Черкесии зафиксирована деятельность 15 различных конфессий, религиозных течений и культов. За год зарегистрировалась только одна религиозная организация – медресе в с. Учкекен.
Таким образом, в республике представлен достаточно широкий религиозный спектр – от традиционных до экзотических, так называемых религий “нового века”, возникших относительно недавно. Появление каких-либо новых религиозных течений сейчас происходит достаточно редко. Жители республики, в основном, уже сделали свой мировоззренческий выбор, и десанты миссионеров, периодически появляющиеся в Карачаево-Черкесии, как правило, не результативны.
– Расскажите, пожалуйста, о работе, которая проведена Вами в минувшем году. Каковы её основные направления?
Важнейшим направлением работы было и остается привлечение духовенства для решения важнейших общественно-значимых задач. Это и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, и формирование позитивных межнациональных отношений, и профилактика экстремизма, и многое другое. Важно отметить большое внимание, которое уделяют руководство страны и республиканские власти налаживанию конструктивных отношений с религиозными институтами. Исмаил-хаджи Бердиев, являющийся муфтием мусульман Карачаево-Черкесской Республики и Председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа, за прошедший год несколько раз встречался с Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным. Глава республики Рашид Темрезов регулярно встречается с лидерами мусульманской и православной общин. Нечего и говорить, что такие встречи не только помогают решать проблемы верующих, но и самым благоприятным образом влияют на формирование позитивных межконфессиональных и межэтнических отношений в регионе.
В течение года в Карачаево-Черкесии было проведено достаточно много интересных и, надеюсь, полезных мероприятий с участием мусульманского и православного духовенства. Инициаторами выступали как религиозные, так и общественные организации. К сожалению, острой и злободневной проблемой для нашего региона продолжает оставаться угроза распространения экстремистских доктрин, в том числе и на религиозной основе. Очевидно, что основная тяжесть работы по профилактике этого крайне опасного общественного явления лежит на духовенстве. Понять суть этого феномена и выработать эффективный механизм противодействия помогли “круглые столы” по проблемам противодействия терроризма и экстремизма в молодежной среде, в которых приняли участие представители мусульманского и православного духовенства, сотрудники Администрации Главы и Правительства КЧР, органов охраны правопорядка и здравоохранения. Проблемам профилактики и противодействия терроризму и экстремизму были посвящены координационное совещание руководителей правоохранительных органов республики в Прокуратуре КЧР и научно-практическая конференция “Экстремизм: дорога в никуда”, организованная Карачаево-Черкесским филиалом Московской открытой социальной академии совместно с Карачаево-Черкесским научным центром Южного отделения РАН “САО”. Следует, наверное, выделить акцию “Вместе без терроризма”, организованную по инициативе общественной организации “Лига молодежи”. В республике сформирована рабочая группа по профилактике идеологии терроризма. Члены рабочей группы сделали несколько рабочих выездов в районы республики, в ходе которых провели встречи с главами сельских поселений, участковыми уполномоченными, директорами школ.
Представители мусульманского и православного духовенства участвовали в мероприятиях, посвященных памятным датам: Дню памяти жертв политических репрессий казачества, Дню Победы, Дню окончания Кавказской войны, Дню славянской письменности, Дню единения народов Карачаево-Черкесии. Религиозные лидеры приняли участие в открытии Вторых Кавказских игр.
Прошлый год был насыщен политическими событиями. Выборы в Государственную Думу и подготовка к президентским выборам потребовали уделить внимание вопросу участия общественных структур в политической жизни страны. Министерством по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати, Избирательной комиссией КЧР совместно с Межкомиссионной рабочей группой по организации экспертной деятельности Общественной палаты РФ были проведены семинары “Совершенствование партнерства в защите социальных прав граждан между органами государственной власти и институтами гражданского общества” и “Программа обучения независимых наблюдателей для участия в выборах в органы государственной власти местного самоуправления”.
В прошлом году завершился многолетний проект Института перевода Библии по переводу Нового Завета на ногайский язык, в котором участвовали сотрудники Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований. Институт перевода Библии работает в сотрудничестве и под научно-методическим руководством Российской Академии наук по благословению Патриарха и во взаимодействии с Патриаршей Синодальной библейской комиссией. Проделанная работа имеет огромное значение для развития ногайского языка и обогащения ногайской культуры. Презентацию перевода в республике проводила директор Института перевода Библии, почетный доктор Российской Академии наук Марианна Беерле-Моор.
Следует отметить возросший уровень мероприятий, проводимых религиозными организациями. Уже несколько лет в республике проводятся пастырские конференции, на которых обсуждаются не только богословские, но и общественно-значимые проблемы. В прошлом году одна из таких конференций была посвящена первой на Руси печатной книге Ивана Федорова “Апостол”, на другой рассматривались вопросы взаимодействия с казачеством.
Из мероприятий, прошедших в других регионах, можно отметить ежегодные Рождественские чтения в Москве, Международные Свято-Игнатиевские чтения в Ставрополе, а также Международную исламскую конференции “Место и роль суфизма в исламе”, посвященную 60-летию со дня рождения первого президента Чеченской Республики, Героя России А. Кадырова.
Проблемам государственно-конфессиональных отношений были посвящены несколько конференций в Анапе, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге.
– Какие наиболее сложные проблемы пришлось решать в прошлом году?
– Очень тревожная ситуация сложилась после неоднократных актов вандализма, произведенных в 2010 году. Жертвами стали православные и баптистские церкви в Карачаевском городском муниципальном образовании, Шоанинский храм Х века, памятники святому Уастыржи в с. Коста Хетагурова, являющемся местом компактного проживания осетин, “Камень Къарчи” в Карачаевском муниципальном районе. Совершенно очевидно, что экстремисты, таким образом, стремились посеять вражду между проживающими рядом русскими, карачаевцами, осетинами.
Урегулирование ситуации потребовало определенных усилий как со стороны властных и правоохранительных структур, так и со стороны мусульманского и православного духовенства. Акты вандализма были жестко осуждены руководством республики, мусульманским и православным духовенством, общественными организациями. В кратчайшие сроки проведена реконструкция разрушенных храмов и памятников, возобновилось проведение богослужений. Ход восстановительных работ освещался местными СМИ.
Тревогу вызывает функционирование в Зеленчукском районе сторонников так называемой “Истинно-православной церкви”, последователей некоего “епископа” Василиска Серого. Василиск, бывший православный священник, но порвавший с Русской Православной Церковью, вместе со своими сторонниками основал общину в пос. Пятигорском и вот уже несколько лет пытается основать что-то типа монастыря в с. Хасаут-Греческом. На краю села были куплены несколько домовладений, на базе которых без всякого проекта и получения соответствующих разрешений развернуто широкое строительство. Называя себя православными, эта группа фактически является сектой, отвергающей все традиционные церковные и государственные институты. Последователи Василиска отказываются от паспортов, отрицают государство и усиленно готовятся к концу света. Если помните, в 2007 году в Пензенской области группа замуровала себя в пещере. Так вот, вероучение пензенских сектантов и сторонников Василиска – идентично.
– В марте 2011 года произошли серьезные структурные изменения в мусульманской и православной и общинах.
– Действительно, 16 марта 2011 года состоялся Восьмой отчетно-выборный съезд мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья, закрепивший выход из состава муфтията ставропольских джамагатов и сформировавший новую систему управления муфтиятом, а 22 марта было объявлено о создании трех новых православных епархий. То есть практически одновременно были приняты важные решения, кардинально изменившие характер администрирования как в мусульманской, так и в православной общинах.
– Какое значение имел Восьмой съезд?
– В ходе подготовки и проведения съезда были осуществлены мероприятия, направленные на повышение эффективности административной работы муфтията. Кроме того, в связи с образованием весной 2010 года Духовного управления мусульман Ставропольского края встала необходимость принятия нового устава, внесения серьезных корректив в систему управления. В результате преобразований была усилена роль Президиума Духовного управления. Созданы Совет улемов, в который включены наиболее образованные молодые богословы, и Совет старейшин, в который вошли опытные авторитетные аксакалы. Работа съезда широко освещалась в прессе. Газетой “Кавказ-экспресс” был подготовлен спецвыпуск, посвященный Восьмому съезду мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья. В газете были размещены интервью с муфтием И. Бердиевым и представителями мусульманского духовенства, были освещены основные достижения и проблемы муфтията за минувшее пятилетие. Приятно отметить, что этому событию уделили внимание не только местные, но и федеральные, а также зарубежные СМИ.
По итогам съезда в течение марта-апреля прошли собрания духовенства и общественности в городах и районных центрах республики, а в течение июня – во всех населенных пунктах республики. Обсуждались животрепещущие проблемы, касающиеся каждой мусульманской семьи, главной из которых были дорогостоящие похоронно-поминальные и свадебные обряды. В дискуссии активно участвовали республиканские СМИ. Надеюсь, что открытое и откровенное обсуждение злободневных проблем помогло сформировать в общественном сознании адекватное отношение к порочным антисоциальным явлениям.
Благодаря проведенной реструктуризации эффективность работы муфтията значительно возросла: налажена подготовка пятничных хутб (проповедей), изданы фетвы (разъяснения) по актуальным вопросам религиозной жизни, быстрее и проще стали решаться возникающие проблемы. Самое главное, что созданы условия для реализации огромного потенциала молодых имамов, чьи знания и энергия обязательно должны быть использованы для общего блага.
– Какие тенденции намечаются в развитии мусульманской уммы республики?
– Мне кажется, можно говорить о достаточно четко проявившемся новом этапе в развитии исламской архитектуры. Уже давно не стоит проблема просто обеспечить верующих помещением для молитвы. Мечеть превращается в настоящий культурный центр населенного пункта. Соответственно, повышаются требования как к внешнему облику здания мечети, так и к обустройству всего примечетского комплекса. Старые мечети ремонтируются и реконструируются. К примеру, в с. Дружба в прошлом году был поставлен красивый золотой купол-шатер на минарет, была сделана просторная пристройка, специально предназначенная для совершения некяха. Теперь этот важный в жизни верующего человека обряд будет совершаться в торжественной обстановке и надолго запомнится как молодоженам, так и их близким. При проектировании новых мечетей эти требования учитываются изначально. В прошлом году завершено строительство здания мечети в микрорайоне Юбилейном в Черкесске. Сама мечеть очень красива, но, что немаловажно, при мечети уже выстроена вся инфраструктура, необходимая для совершения обрядов жизненного цикла. И, конечно, нельзя не сказать о стремительном возведении соборной мечети в Черкесске. Строительство находится под особым контролем Главы Карачаево-Черкесской Республики Рашида Темрезова. Уже возведены стены, идет подготовка к монтажу центрального купола. Здесь смогут совершить намаз одновременно пять тысяч человек. Это будет одна из крупнейших и, уверен, красивейшая мечеть на Северном Кавказе, а возможно, и в России. Что важно, на мой взгляд, мы отказались от использования типовых проектов, которые нам любезно предлагало Министерство по делам религии Турции. Проект мечети является продуктом творчества местных архитекторов и проектировщиков. Финансирование полностью осуществляет местное бизнес-сообщество. Ни копейки не привлечено из-за рубежа или из других регионов.
– Средства массовой информации в конце прошлого года много внимания уделяли организации хаджа…
– Проведенные в муфтияте преобразования сказались и на подготовке к хаджу. Собственно, совершение хаджа давно стало привычным действием, в котором принимают участие сотни жителей нашей республики. Однако, из-за плохой организации возникала масса проблем как на этапе подготовки, так и во время совершения самого хаджа. В этом году все ошибки были учтены. Своевременно была сформирована межведомственная рабочая группа по подготовке к хаджу, в которую вошли представители Администрации Главы КЧР, Министерства внутренних дел по КЧР, Министерства здравоохранения КЧР, Управления ФСБ РФ по КЧР, Пограничного управления ФСБ РФ по КЧР, Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КЧР, Духовного управления мусульман Карачаево-Черкесии. В результате координации действий упомянутых структур подготовка к хаджу прошла на достаточно высоком уровне. Значительную помощь мусульманам оказал Глава Карачаево-Черкесской Республики Р. Темрезов, оплатив перелет одной из паломнических групп. Благодаря поддержке Рашида Бориспиевича, а также помощи меценатов республики в 2011 году хадж совершили 382 человека.
– 22 марта 2011 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. На заседании были приняты важные решения, касающиеся нашего региона…
-Да, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан был переведен в Челябинскую и Златоустовскую епархию. Ставропольско-Владикавказская и Бакинско-Прикаспийские епархии были реорганизованы. Как уже говорилось, на их основе были созданы новые епархии. Карачаево-Черкесия была включена в Пятигорскую и Черкесскую епархию, объединившую также приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики. Владикавказская и Махачкалинская епархия включила приходы Северной Осетии-Алании, Дагестана, Ингушетии и Чеченской Республики. Ставропольская и Невинномысская епархия включила приходы Ставропольского края, за исключением вошедших в состав Пятигорской и Черкесской епархии. Пятигорскую и Черкесскую епархию возглавил епископ Феофилакт (Денис Анатольевич Курьянов), ранее управляющий патриаршими приходами РПЦ Туркменистана.
– Как главе новой епархии удалось найти общий язык с представителями власти, других конфессий?
– Визит епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Карачаево-Черкесскую Республику 8-10 апреля 2011 года вызвал широкий позитивный резонанс. В ходе визита состоялась встреча епископа с Президентом КЧР Р. Темрезовым, председателем Координационного центра мусульман Северного Кавказа И. Бердиевым. Были сделаны важные заявления, демонстрирующие единую позицию государства и религиозных объединений по целому ряду вопросов. Была достигнута важная договоренность об оказании содействия в завершении восстановления Никольского собора в Черкесске. Строительство было взято под личный контроль Главы республики, были выделены необходимые средства. Благодаря поддержке Рашида Темрезова строительные работы значительно ускорились. Освящение собора планируется произвести уже в этом году в “светлую седмицу” – первую неделю после Пасхи.
Ярко, содержательно и непринужденно прошла встреча епископа со студентами нашей академии, в ходе которой новый епископ продемонстрировал уникальную коммуникабельность, с первых минут овладев сложной разновозрастной, многонациональной аудиторией и удерживая внимание в течение нескольких часов. Все присутствовавшие были покорены эрудицией и искренностью молодого владыки.
Епископ посетил резиденцию Председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа И. Бердиева, в которой встретился и также откровенно и искренне поговорил с представителями мусульманского духовенства. Недавно, во время посещения епископом республики на праздник Богоявления, Исмаил-хаджи также нанес визит. После официального поздравления православных с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня между руководителями мусульманской и православной общин состоялась теплая дружеская беседа. Мне кажется, что епископ и муфтий заложили очень добрую традицию, которая существенно укрепит взаимопонимание между мусульманами и православными.
Важным следствием создания новой епархии стала возможность более тщательно заниматься жизнью православных. Большинство приездов епископа в республику – не официальные визиты, а рабочие поездки, в ходе которых посещаются не только крупные храмы, но и небольшие церкви, в которых никогда за все время их существования “не ступала нога архиерея”. Нечего и говорить, насколько значимы такие приезды для жителей наших станиц.
Церковные административные реформы продолжились, когда в октябре 2011 года в республике были образованы два новых благочинческих округа. Цель была та же – увеличить эффективность работы. Количество православных приходов в республике приблизилось к тридцати. Собственно, столько церквей насчитывается уже в небольших епархиях. Благочиние же включает, обычно, 10-15 приходов. Во главе округов поставлены молодые, грамотные и хорошо зарекомендовавшие себя священники. Отец Евгений Субтельный – наш земляк, служил в Покровском храме Черкесска и Пантелеймоновской церкви в Карачаевске. Отец Михаил Самохин приехал из Кабардино-Балкарии. Благочинные были представлены руководству республики и сейчас налаживают работу новых благочиний. Уверен, что у них все получится.
Кстати, говоря о событиях в жизни христианской общины, нельзя не отметить, что в прошлом году завершено строительство Храма Христа Спасителя у начала подъема к лику Христа вблизи пос. Нижний Архыз. От храма по склону хребта Мицешта к лику проложена уникальная лестница, обустроена смотровая площадка. Так что теперь подняться к лику можно круглый год практически в любую погоду.
– Появились ли какие-то новые религиозные течения в республике?
– Новых течений не зафиксировано, но активизировалась работа церкви “Живой поток”. Последователи этого учения появились в республике еще в начале 90-х, но в последнее время участились евангелизационные кампании в городских парках. Церковь представляет одно из течений в современном протестантизме. Основатель учения – китайский проповедник Вочман Ни, который на основании Библии попытался разработать собственную концепцию о человеческой душе и предложить пути ее освобождения. Его учение развил Уитнесс Ли. В 1932 году он познакомился с Вочманом Ни и на протяжении семнадцати лет, до 1949 года, постоянно был его “соработником”. В 1949 году Вочман Ни поручил Уитнессу Ли продолжать служение за пределами материкового Китая. В 1962 году Уитнесс Ли переехал в США, где он служил более тридцати лет. Вочман Ни умер в 1972 году. Уитнесс Ли умер в июне 1997 года. За годы активной работы в США он опубликовал свыше 300 книг. Во время евангелизационных кампаний в республике последователи Вочмана Ни помимо книг основателей учения распространяют так называемый восстановительный перевод Нового завета с обширными комментариями Уитнеса Ли. Подобные кампании с настороженностью воспринимаются православной общественностью, неканонические переводы и авторские толкования так же вызывают понятный скепсис. Насколько толкование евангельских событий китайскими проповедниками придется по душе жителям республики – покажет время.
Фото автора.
{{commentsCount}}
Комментариев нет