Vivat, профессор!

16 августа в 05:37
2 просмотра
Исполнилось 75 лет выдающемуся математику, лауреату Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, доктору физико-математических наук, профессору, главному научному сотруднику Института теоретической физики им. Ландау Российской Академии наук Алексею Шабату. Последние пять лет он живет в Карачаевске и работает на кафедре матанализа физмата КЧГУ им. У. Алиева, читает лекции в Чеченском государственном университете. Ученый с мировым именем, работавший в университетах Кембриджа, Рима, Мадрида, Минессоты и других и принявший решение поднять на уровень европейских стандартов математическую науку в периферийных вузах, – это, несомненно, яркий пример подвижничества и гражданского подвига.
Исполнилось 75 лет выдающемуся математику, лауреату Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники, доктору физико-математических наук, профессору, главному научному сотруднику Института теоретической физики им. Ландау Российской Академии наук Алексею Шабату. Последние пять лет он живет в Карачаевске и работает на кафедре матанализа физмата КЧГУ им. У. Алиева, читает лекции в Чеченском государственном университете. Ученый с мировым именем, работавший в университетах Кембриджа, Рима, Мадрида, Минессоты и других и принявший решение поднять на уровень европейских стандартов математическую науку в периферийных вузах, – это, несомненно, яркий пример подвижничества и гражданского подвига.
Алексей Борисович Шабат родился в Москве в семье научных сотрудников. Отец, Борис Владимирович, был известным математиком, профессором МГУ на кафедре функционального анализа, мать, Елена Александровна, – старшим научным сотрудником Государственного астрономического института им. Штернберга МГУ. В 1959 году А. Шабат окончил механико-математический факультет МГУ им. М. Ломоносова. В 1963 году защитил кандидатскую диссертацию “ О склеивании потенциального и вихревого течений несжимаемой жидкости” в Институте математики АН СССР (Новосибирск), в 1975 году – докторскую “Операторы преобразования и нелинейные уравнения” (Москва). Мировую известность и признание не только математиков, но и физиков-теоретиков ему принесли основополагающие результаты в современной теории интегрируемых систем, связанных с развитием метода обратной задачи рассеяния, – что явилось жемчужиной математической физики ХХ столетия. В 1970 – 1979 годах им в соавторстве с В. Захаровым была создана и разработана общая схема интегрирования нелинейных дифференциальных уравнений, известная во всем мире как метод Захарова – Шабата….
Признаться, идя на встречу с ученым-математиком такого масштаба, я, отъявленный гуманитарий, сильно робела.
Но, как оказалось, зря.
На пороге квартиры ученого меня приветливо встретила его супруга Альфия Калишевна, заведующая кабинетом математики КЧГУ. С Алексеем Борисовичем они прожили свыше 30 лет, познакомились в Башкирском государственном университете, где работал профессор Шабат. “Я была студенткой и уже с первой лекции попала под его обаяние, в котором мощь интеллекта блестящего ученого сочетались с мужественностью и внутренней силой. Я тогда и не знала, что мой будущий муж имеет второй разряд по альпинизму, и ему покорялись вершины Памира и Тянь-Шаня”, – вспоминает Альфия Шабат. – Словом, я поняла, что пропала… Не смутила и разница в возрасте в 22 года, и то, что до меня у него уже был опыт нескольких неудавшихся браков, и что у нас разные национальности. Я – дочь башкирского народа, он – еврей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сами понимаете, как в советские времена ограничивали представителей этой национальности в карьерном росте, но такие, как профессор Шабат, одержимые наукой всегда пробьются благодаря своему таланту. И когда в лихие 90-е многие ученые его ранга с первой волной эмиграции рвались на “землю обетованную”, у Алексея Борисовича, коренного москвича, воспитанного на русской культуре, преданного России, даже и мысли не возникало покинуть страну. А “заграница” впоследствии сама не замедлила предстать перед нами, – его постоянно приглашали читать лекции в ведущих университетах мира. Мы оба владеем английским и итальянским языками, долгое время жили в Турине”…
А тут и сам юбиляр явился – несмотря на то, что нужно было готовиться к вечернему торжеству, которое для него подготовили сотрудники университета, и ожидался приезд ученых и аспирантов из Грозного, своей устоявшейся привычке Алексей Борисович не изменил даже в этот знаменательный для него день – утреннее восхождение на Комсомольскую гору Карачаевска для него, бывшего скалолаза, стало необходимостью.
-С юбилеем, Алексей Борисович! – поздравила я профессора, с этого и началось интервью.
– И все-таки, какими ветрами вас занесло к нам? Как я знаю, вы работу в Институте имени Ландау не оставили…
– Там у меня свободный график, на институт я работаю дома, свои изыскания отправляю по электронной почте, наведываюсь и в Москву, смотрю, чем там наш сын Владимир занимается. Он долгое время не мог найти точки приложения своим возможностям, теперь вплотную занялся компьютерными технологиями. Моим увлечением с юности были горы. В свое время из Сухуми, где жила моя бабушка, я доходил с друзьями до Клухорского перевала, а до Домбая мы так и не добирались, – как-то так складывалось. А лет шесть назад мы с супругой отдыхали в Теберде, – места здесь просто сказочные, и не влюбиться в этот чудный уголок природы просто невозможно! И вот надо же – судьба! Когда мы возвращались из Теберды, прямо напротив университета сломалась наша машина. “О, здесь еще университет имеется?!” – изумился я. Потом я познакомился с деканом физмата, заведующим кафедрой матанализа Рамазаном Бостановым, и он буквально ухватился за меня и уговорил-таки поработать в университете. Коллектив во главе с ректором Бурханом Тамбиевым меня тепло принял, я здесь себя комфортно чувствую.
– Не чувствуете ли вы здесь себя эдаким “свадебным генералом”? “Вот, мол, и мы не лыком шиты, и в нашем вузе есть светило науки!”
– Отнюдь! У меня десять аспирантов, которых я веду, среди них есть перспективные ребята, которые, надеюсь, еще скажут свое слово в фундаментальной математике… Просто им нужен толчок к нестандартному анализу, возрождающему на новом этапе диалектические представления древних (Евклида, Ньютона, Лейбница) о строении математических объектов, которые возвращают нас к извечным проблемам мышления, освобождая от догматизма и зазнайства. И в этом его гуманистическая ценность. Математика обязана приспосабливать себя к общим парадигмам науки.
– Алексей Борисович, что для вас сверхзадача в науке?
– Сверхзадача состоит в решении простой задачи – оставаться самим собой. Не героем, не перебежчиком, а просто обыкновенным нормальным порядочным человеком. Я думаю, при сложившейся, увы, тотальной бездуховности нашего современного социума, сведенного с ума “золотым тельцом”, – это наиболее верный показатель авторской и творческой самоотдачи ученого. Мое кредо: построй свой мир, вырасти себя самого, посади себя за письменный стол. Понять самого себя без клише и лекал, рекомендаций и инструкций – вот с этого и начинается наука.
– В 1993 году вы получили Государственную премию, которую вам вручил лично Черномырдин…
– На эту премию тогда можно было приобрести разве что велосипед. Откровенно говоря, никогда не гнался ни за премиями, ни за грантами, тем более, в последние годы они как-то обесценены, потому что чаще всего достаются тем, чьи изыскания и проекты впоследствии оказываются нежизнеспособными.
– Алексей Борисович, признаюсь, для меня что алгебра из школьного учебника, что высшая математика – все китайская грамота. И тем не менее, как и каждого обывателя, меня интересует прикладное значение ваших открытий. К примеру, вы внесли фундаментальный вклад в развитие теории солитонов – нового метода современной математической физики. Что это такое и как соприкасается с реальной жизнью?
– Солитоны – структурно устойчивые уединенные волны. Они оказались универсальными и обнаружились как в математике, так и в гидромеханике, акустике, радиофизике, астрофизике, биологии, океанографии, оптической технике. Во всех вышеперечисленных областях есть одна общая черта: в них или в отдельных их разделах изучаются волновые процессы, а проще говоря – волны. Сейчас изучают солитоны в кристаллах, магнитных материалах, волоконных световодах, в атмосфере Земли и других планет. Самое интересное: и цунами, и нервные импульсы, и дислокации в кристаллах (нарушение периодичности их решеток) – все это солитоны! Различие физических механизмов, реализующих волновой процесс, влечет за собой разные способы его математического описания. В теории волн изучают такие явления, как дисперсия, отражение, преломление, рассеяние…
– И так возникла известная во всем мире схема интегрирования нелинейных дифференциальных уравнений методом обратной задачи рассеяния Захарова и Шабата. Но известно, что у вас в последнее время появилось немало публикаций в соавторстве с преподавателями физмата КЧГУ З. Элькановой, М. Чанкаевым, М. Акбашевой и другими. Думаю, этот научный альянс в дальнейшем даст немало открытий в математике, которая, как известно не терпит суеты…
Может быть, и найдутся скептики, которые скажут: стареющий ученый с мировым именем поменял мегаполис на маленький городок в горах, чтобы дать себе отдых и отойти подальше от мира фундаментальной науки. А может, это – каприз “гражданина мира”, повидавшего на своем веку немало европейских университетов и через год-два он помашет ручкой и этому пристанищу?
– Вы знаете, когда мы решили обосноваться в Карачаевске и долго подыскивали себе квартиру, остановились именно на этой, где давно уже никто не жил, в старинном доме с высокими “сталинскими” потолками. Купили за миллион, почти столько же истратили на ее капитальный ремонт с перепланировкой кухни, – подключается к разговору Альфия. – Когда отдирали старые обои, на газетном слое под ними нам сразу бросилось в глаза слово “шабат”. И мы поняли, что это знак судьбы, именно наш дом, который ждал нас. Но я-то – тюркоязычная, хорошо понимаю карачаевский язык, объяснила мужу, что под заголовком старой газеты был обозначен день ее выхода – суббота (шабат).
… Несмотря на возраст, Алексей Шабат полон сил, энергии и продолжает служить науке. С любознательностью путешественника-исследователя изучает достопримечательности ущелий района, и специально для этого только недавно научился водить автомобиль и получил права. “Ездить с ним пока я не рискую!” – смеется жена. Удивительная это пара, гармоничная, недаром их “неравный брак” прошел испытание временем.
На юбилейном вечере, где чествовали Алексея Борисовича, собралось немало друзей и коллег из Москвы, Грозного, Карачаевска. Звучали, как и положено, в этот чудный августовский вечер на дачном участке у берега Кубани добрые пожелания, но больше – слова благодарности за мудрое наставничество крупного ученого, чей пример служения науке – та высота, о которой мечтает каждый, кто стоит с ним рядом и посвятил себя математике.
Людмила ОСАДЧАЯ.
На снимке: доктор физико-математических наук, профессор Алексей ШАБАТ.
Поделиться
в соцсетях