Поет Лейла Гагуа…
- …Под сводами древнего финского костела XVIII века, что в городе Лимпаа, звучала ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова. Чистое колоратурное сопрано, зрелое исполнительское мастерство певицы вкупе со скрытым темпераментом – то, что можно назвать «жаром под золой», с первых же минут завораживали слушателей. И в эти мгновения казалось, что произведение классического искусства как бы трансформировалось в нечто божественное, – не на потребу публике, а как выражение молитвенного чувства, как некое вдохновение, которое приходит свыше… Вокальное мастерство певицы из Карачаево-Черкесии Лейлы Гагуа на любой сцене – всегда глоток свежего воздуха и живой пример своего проявления в мире красоты, гармонии и душевного согласия. В тот незабываемый вечер в финском костеле зрители – как прихожане, так и светские обыватели так же по достоинству оценили в исполнении нашей одаренной вокалистки и ариозо Иоланты из одноименной оперы Чайковского, и…
- – В Швецию мы отправились на 13-палубном пароме «Солнечная симфония» – надо же, как удачно совпало с форумом музыкантов! – вспоминает заслуженная артистка КЧР, преподаватель по вокалу КЧГУ. – Мы во всей красе увидели Балтийское море, его молочно–голубые волны, которые порой казались белыми. Паром был великолепен и напоминал легендарный «Титаник» – в его грузовых отсеках размещались даже автобусы, на разных этажах – магазины, рестораны, бары, бассейны. Столица Шведского Королевство расположена на берегу озера Меларен, но порой кажется, что вода окружает Стокгольм со всех сторон. Плутая по кусочкам суши, связанным между собой мостами, можно отыскать для себя немало сказочного, необычного. Этот мегаполис подарил миру актрису Ингрид Бергман, Карлсона и популярную в свое время группу «АББА». Поразил самый маленький в мире памятник – высота бронзового мальчика, сказочного героя Нильса, который путешествовал с гусями, всего около 10 сантиметров!
- Кроме конкурсной программы мы принимали участие в мастер–классах, семинарах, «круглых столах», побывали на экскурсиях, выступали с концертами. В состав жюри входили мэтры искусств, заслуженные артисты оперных театров. Несомненно, для всех музыкантов, особенно из провинции, подобные встречи необходимы как воздух. Во-первых, они интеллектуально насыщены и наполнены высокой духовностью, во-вторых, мы реально осознаем ту планку, к которой должны стремиться. Кто-то из древних сказал: «Музыка – истинная, всеобщая человеческая речь», и среди коллег по цеху из разных стран мы это реально ощутили, чувствуя себя единым целым. Признаюсь, если у каждого человека бывают в жизни важные события – к примеру, окончание вуза, свадьба, я уже не говорю о рождении ребенка – это стоит выше всего на свете! – для меня эта поездка в Финляндию и Швецию не в качестве туриста (сейчас это не проблема!), а участника престижного форума – незабываемая веха в творческой биографии.
- – Лейла, у Вас необычная звучная фамилия, даже чем-то сродни сценическому псевдониму…
- – Намек на леди Гага я оценила (смеется). Кстати, я очень далека от пафоса, гламура и эпатажа. Родилась я в Черкесске в семье потомственных педагогов Карасовых. Отец, Ахмед Асладович, – ногаец, работал в КЧГТА, мама, Елизавета Алиевна (в девичестве Казанлиева) – карачаевка, – учительница. Муж Андрей Гагуа имеет абхазские и русские корни, работает в МЧС. У нас трое детей: Лиза учится в 7-м классе, Мария – в 5-м, Полина – в 3-м, все девочки увлечены музыкой… С детства я любила петь и после окончания музыкальной школы, где освоила игру на аккордеоне и фортепиано, поступила на дирижерско-хоровые отделение Черкесского музучилища. Моим первых преподавателем по вокалу являлся заслуженный артист России Хусин Готов, чем я очень горжусь и по сей день. Потом был Институт культуры и искусств в Нальчике. В студенческие годы и после окончание вуза работала в Кабардино-Балкарском музыкальном театре, где пела в хоре оперных постановок. Именно хоровое пение для меня открыло уникальность русских народных песен, их песенную гармонию.
- Сегодня мы почти не слышим живых голосов, заслоненных сплошь и рядом электронной музыкой и фонограммой. А ведь человеческий голос – это, возможно, самый поразительный, уникальный живой инструмент. Там, в музыкальном театре, я впервые близко соприкоснулась с оперой. Оперный спектакль условен по своей природе, но потрясающ по эмоциональному накалу. Играть на сцене и одновременно петь, раскрывая образ и подтекст роли, жизнь человеческого духа, – разве это не высший «пилотаж» артистическ мастерства?!
- – Я знаю, вам предлагали остаться в музыкальном театре. Не жалеете, что не стали оперной певицей?
- – Опера – это моя до сих пор не воплощенная мечта. Но домой я вернулась, признаюсь, в надежде, что когда–то и у нас в республике появится своя опера. Надо сделать так, чтобы исчезли так называемые провинциальные лагуны по всей стране. Дух провинциальных настроений, заниженных требований и себе, к культуре – от этих комплексов надо избавляться. Тем более, что людей с высшим образованием на единицу населения на Северном Кавказе больше, чем в центральной России…
- – Лейла, вы сейчас с восторгом отозвались о народной песне, хотя в основном исполняете романсы и арии из опер. На международном конкурсе вокалистов в Москве вы стали лауреатом за исполнение арии Лизы из оперы Чайковского «Пиковая дама» и «Письма Татьяны» из оперы «Евгений Онегин».
- – Основу классики составляют народные песни и напевы. Разве не чувствуется это в хоре половецких девушек из оперы «Князь Игорь»?. Но сегодня в мой репертуар входят и выверенные временем эстрадные песни, например, «Лебединая верность» композитора Евгения Мартынова, «Ноктюрн» Арно Бабоджаняна, взялась и за репертуар американской певицы Сары Брайтман. Я выступаю на сцене в основном с ансамблем «Сувенир» под управлением Анатолия Згонникова школы искусств микрорайона «Московский». На сегодняшний день в нашей республики это уникальный полифонический коллектив, где звучат народные инструменты.
- …Легкая в общении, трудолюбивая и талантливая вокалистка, Лейла Гагуа щедро делится мастерством с начинающими певцами. Много сил, к примеру, она проложила к творческому росту юного «соловья» республики Заура Алиева, блиставшего на сцене Мариинского театра в опере «Борис Годунов», лауреата многочисленных международных конкурсов. Ее уроки вокала дали ему хорошую основу на пути к классическому искусству, способствовали правильной постановке голоса, поражающего сегодня широтой диапазона столичных мэтров. «Мы очень благодарны с сыном Лейле Ахмедовне за все, что она сделала для Заура, – с теплотой отзывается о ней народный артист КЧР Хорлам Алиев. – И если песни в его исполнении звучат тепло, сердечно, отточен артистизм жестов, мимики, общей подачи материала, в этом, несомненно, большая заслуга Лейлы Гагуа. Самое главное, она воспитала в нем трудолюбие».
- «Не люблю талантливых, люблю работоспособных», – говорил великий Ростропович. –Потому что талант – такая капризная тетушка, то придет, то уйдет, то есть, то нет. А музыка настолько полифоническое занятие, что не знаешь, с чего начать и чем закончить»…
- Именно трудолюбия и верности избранному призванию требует от своих студентов преподаватель вокала Лейла Гагуа. Кстати, нынешний новый учебный год стал поворотным моментом для музпедфака КЧГУ. Сегодня его объединили с художественно-графическим факультетом, и из этого тандема родился Институт культуры и искусств университета, – в добрый – то путь! Разумеется, еще рано судить о том, какие преимущества это дает в данном случае педагогам–музыкантам. Но несомненно одно: такие профессионалы как Лейла Гагуа, всегда будут на вес золота, ведь у нее кроме прекрасной вокальной школы, за плечами еще и долгие годы преподавательской деятельности. А вот как о Л. Гагуа отзывается ее коллега, кандидат искусствоведческих наук, член союза композиторов России, доцент КЧГУ Бэлла Карданова:
- – Лейла Гагуа у нас работает 17 лет. Это прекрасный вокалист и педагог, «поставившая голос» многим известным вокальным группам республики – они получали музыкальное образование на нашем факультете. Учатся у нас и солидные музработники со средним специальным образованием, и выпускники школ… И даже если мы, в том числе Лейла Гагуа, окажем какую–то им помощь в развитии личности, и даже если их судьба не будет связана с музыкальным искусством, все равно они будут людьми, тонко чувствующими, интеллектуальными…
- …Гаснет в концертном зале свет, и на сцену выходит очаровательная, хрупкая певица в строгом концертном платье в пол. И сразу же после слов ведущего: «Поет Лейла Гагуа», раздается шквал аплодисментов. Судя по восторженному приему зрителей, верится, что в обществе все равно никогда не иссякнет потребность в духовном приобщении к возвышающей музыке. И поневоле вспоминаются слова молодого Гоголя, который в 1831 году написал: «Но если и музыка нас оставит, что тогда будет с нашим миром?!»
- Людмила ОСАДЧАЯ.
- На снимке: заслуженная артистка КЧР Лейла Гагуа.
…Под сводами древнего финского костела XVIII века, что в городе Лимпаа, звучала ария Снегурочки из оперы Римского-Корсакова. Чистое колоратурное сопрано, зрелое исполнительское мастерство певицы вкупе со скрытым темпераментом – то, что можно назвать «жаром под золой», с первых же минут завораживали слушателей. И в эти мгновения казалось, что произведение классического искусства как бы трансформировалось в нечто божественное, – не на потребу публике, а как выражение молитвенного чувства, как некое вдохновение, которое приходит свыше… Вокальное мастерство певицы из Карачаево-Черкесии Лейлы Гагуа на любой сцене – всегда глоток свежего воздуха и живой пример своего проявления в мире красоты, гармонии и душевного согласия. В тот незабываемый вечер в финском костеле зрители – как прихожане, так и светские обыватели так же по достоинству оценили в исполнении нашей одаренной вокалистки и ариозо Иоланты из одноименной оперы Чайковского, и романс Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». Аккомпанировала ей на фортепиано коллега, преподаватель музыкально-педагогического факультета КЧГУ Ольга Иванова. Обе они являлись участницами международного форума «Музыкальное исполнительство и педагогика», организованного объединением «Искусство и образование XXI века». Это была комплексная программа, включавшая в себя конкурс исполнителей (Лейла и Ольга стали его дипломантами) и школу педагогического мастерства, где участвовало 250 музыкантов и вокалистов из 13 стран. Конкурс проходил в Финляндии и Швеции. И хотя это произошло несколько лет назад, Лейла Гагуа считает, что это событие – одно из важных в ее жизни. «Я не фаталист, но уверена, что подобного «пира» для души, навряд ли теперь прочувствую…»
{{commentsCount}}
Комментариев нет