Любая сельская школа – уверенность в завтрашнем дне

8 октября в 11:12
 просмотров
 
Эти заметки написаны педагогом, которая отдала сельской школе более сорока лет. Услышав ее выступление на съезде учителей в Москве год назад, министр образования РФ А. Фурсенко сказал: “Я горд и счастлив знакомству с таким педагогом…”
Сельская школа. Сегодня много и на разных уровнях говорится о ее проблемах. Я, как сельский учитель, знаю их не понаслышке. И хочу поделиться с читателями мыслями о возможностях, которые открываются перед сельской школой именно благодаря тому, что традиционно считается ее слабостью.
Самая главная проблема сельской школы, с финансовой точки зрения, – малокомплектность. Но, с другой стороны, у этой проблемы свои плюсы.
Как известно, один из способов повышения эффективности образования – личностно-ориентированное обучение. Но на пути реализации этой идеи есть два препятствия. Первое – большая наполняемость классов. В иных школах в классах по 30-40 учеников. “Сорок учеников, восемьдесят родителей – в одном только классе. А ведь учительствуешь не в одном. Что за столпотворение характеров, самолюбий, предубеждений, печали, радости и… всяких случайностей! Все это с тобой или против тебя – и так может быть – каждый день, каждый час”, – как удивительно все это подметил мой любимый писатель Михаил Панич. В малокомплектной же школе подобная проблема начисто отсутствует. Здесь каждый ребенок, каждый родитель, как на ладони. На деревне от людей не спрячешься, как поется в песне.
Эти заметки написаны педагогом, которая отдала сельской школе более сорока лет. Услышав ее выступление на съезде учителей в Москве год назад, министр образования РФ А. Фурсенко сказал: “Я горд и счастлив знакомству с таким педагогом…”
Сельская школа. Сегодня много и на разных уровнях говорится о ее проблемах. Я, как сельский учитель, знаю их не понаслышке. И хочу поделиться с читателями мыслями о возможностях, которые открываются перед сельской школой именно благодаря тому, что традиционно считается ее слабостью.
Самая главная проблема сельской школы, с финансовой точки зрения, – малокомплектность. Но, с другой стороны, у этой проблемы свои плюсы.
Как известно, один из способов повышения эффективности образования – личностно-ориентированное обучение. Но на пути реализации этой идеи есть два препятствия. Первое – большая наполняемость классов. В иных школах в классах по 30-40 учеников. “Сорок учеников, восемьдесят родителей – в одном только классе. А ведь учительствуешь не в одном. Что за столпотворение характеров, самолюбий, предубеждений, печали, радости и… всяких случайностей! Все это с тобой или против тебя – и так может быть – каждый день, каждый час”, – как удивительно все это подметил мой любимый писатель Михаил Панич. В малокомплектной же школе подобная проблема начисто отсутствует. Здесь каждый ребенок, каждый родитель, как на ладони. На деревне от людей не спрячешься, как поется в песне.
Второе препятствие – отсутствие разработанных и распространенных методик и, как следствие, недостаточная квалификация персонала. Но это проблема не только сельской, но и городской школы. Хотя… Не очень-то правильно приводить в пример собственную школу – так я называю школу имени Героя России Харуна Чочуева в с. Терезе, где работаю, – ибо рискуешь впасть в самовосхваление, но не могу устоять перед искушением рассказать, какие замечательные люди в ней работали и работают: Джетул Салпагаров, Ильяс Салпагаров, Курман Богатырев, Мурадин Узденов, Даут Байкулов (поэт, прозаик), Иван Чепуко, Антонина Григорьевна и Александр Алексеевич Жидко, Иван Иванович и Анастасия Ивановна Скурко, Антон Оразович, Халимат Пилярова… Да разве всех назовешь? Главное, что они не только знали отлично предмет, который преподавали, но и обладали непередаваемым искусством общения с детьми.
В чем еще несомненное преимущество сельской школы перед городской? В городе руководители учебных заведений и педагоги обычно сетуют на малую вовлеченность родителей в процесс сотрудничества. На селе все по-другому. Здесь умеют чувствовать и вкус чужого горя, и жало чужой беды, здесь отчетливо понимают, что мир детей и подростков не может быть полностью нравственно и материально устроен без помощи взрослых, и потому, например, – опять-таки обращаю свой взор к нашей школе – родитель Ахмат Биджиев приобрел для школы большое помещение (40 кв. метров) под борцовский зал. Умар Салпагаров подарил батут. Не стоят в стороне и другие – Шагабан Каппушев, Сагит Чотчаев. Кто-то починил котельную, кто-то – изгородь и т. п.
Под давлением такого фактора, как нехватка кадров, значительно быстрее решается и проблема интегрирования содержания образования. Один учитель волей-неволей вынужден вести несколько предметов.
Отлична и организация воспитательной работы в сельской школе, ведь в настоящее время, когда село переживает нелегкие времена, именно она становится здесь основным очагом культуры, центром развития физкультуры и спорта. Посмотрите, сколько ребят-вольников, волейболистов, самбистов подает надежды в нашей школе. Об успехах школьников Нового Карачая, Красного Октября, поселка Мара-Аягы и вовсе ходят легенды…
Детям нужны условия, в которых они могут проявить себя не с худшей, а с лучшей стороны. И опять-таки в выигрыше село. Вспомните Солоухина: “Чтобы спасти Россию, нужно выключить телевизор”. Телевизор у сельских детей не в особом почете. Роль носителя, генератора, трансформатора самых лучших идей, традиций, обрядов выполняет школа. Это и формирование устойчивых местных духовных и национальных традиций, и этическое, и этническое воспитание, и многое другое. Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни друг друга, отношений в семьях способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами и школьниками. При соблюдении ряда педагогических условий формируется атмосфера многодетной семьи. Особенно наглядно это проявляется в небольших школах, где обучается менее ста школьников. А таковые, малочисленные, школы, кстати, составляют 60 – 70 процентов от общего числа школ на селе.
Сельская школа, как ни прискорбно, сегодня отдана на откуп идеи рыночной экономики! А малокомплектные – и вовсе. Форсированный процесс их закрытия в стране – слава Всевышнему, нашу республику он пока миновал – идет безо всякого понимания последствий. А ведь эти школы составляют золотой фонд отечественной педагогики, они спасают крошечные деревеньки, затерявшиеся в горах аулы, вымирающие села от деградации, духовного разрушения. В маленьких сельских школах учитель не просто работает, – он живет жизнью детей, он воспринимает школу как родной дом, в котором отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственном доме.
Маленькое село типа Схауат или большое, как Терезе, маленький аул Нижняя Мара или большой, как Верхняя Теберда, разницы нет, значение школы в любом одно – государствоприсутственное и социумобразующее. И если мы не хотим и дальше уничтожать наши села и деревни, обезлюдивать все новые территории, как это происходит в средней полосе России – да, впрочем, зачем далеко ходить за примерами, из нашей Нижней Мары почти все жители перебрались поближе к городам Карачаевску и Черкесску, а в школу ходит порядка двадцати детей, – если мы не хотим, чтобы на этих территориях исчезли родной язык и культура, мы обязаны сохранить малокомплектные школы. И хватит, наконец, проявлять ложную и непродуманную озабоченность об экономической оправданности прекращения деятельности малокомплектных школ в целях сохранения бюджетных средств. Рекомендую прочитать западных социологов, которые давно пришли к выводу, что неполная занятость среди определенных групп населения экономически в разы более выгодна государству, чем полная незанятость. Это я говорю о так называемой незагруженности учителей малокомплектных школ. С учетом той роли, которую играет малочисленная школа, можно смело сказать, что эти учителя выполняют наряду с должностными обязанностями еще и ряд государственных обязанностей по сохранению данного села для страны и для будущего. Что может быть важнее?!
Х. АКБАЕВА-САЛПАГАРОВА.
Заслуженный учитель КЧР,
отличник народного просвещения СССР.
Поделиться
в соцсетях