Остановиться, оглянуться и остаться собой…

18 января в 10:33
2 просмотра

… Наше интервью с Хусеем Хубиевым откладывалось несколько раз – то у меня непредвиденная командировка, то он на выезде. Ну, со мной понятно, – собкор газеты почти всегда в дороге, но оказалось, что у ведущего хореографа республиканского центра народной культуры, народного артиста КЧР, заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики Х. Хубиева работа также сопряжена с поездками по республике, где он проводит мастер-классы в сельских очагах культуры, оказывает методическую помощь самодеятельным танцевальным коллективам, занимается постановочной частью хореографических сюит и мизансцен… И надо же тому случиться, что наша беседа с признанным мэтром хореографии Северного Кавказа состоялась именно в знаковый день 12.12.12, когда весь мир буквально помешался на этой дате, играя свадьбы и отмечая новоселья, отправляясь в путешествие или совершая крупные сделки, дорогие покупки, – вот она, завораживающая магия чисел, интерес к которой подогревается у людей просто неистребимым желанием быть на порядок счастливее, успешнее и схватить за хвост удачу!

… Наше интервью с Хусеем Хубиевым откладывалось несколько раз – то у меня непредвиденная командировка, то он на выезде. Ну, со мной понятно, – собкор газеты почти всегда в дороге, но оказалось, что у ведущего хореографа республиканского центра народной культуры, народного артиста КЧР, заслуженного деятеля искусств Чеченской Республики Х. Хубиева работа также сопряжена с поездками по республике, где он проводит мастер-классы в сельских очагах культуры, оказывает методическую помощь самодеятельным танцевальным коллективам, занимается постановочной частью хореографических сюит и мизансцен… И надо же тому случиться, что наша беседа с признанным мэтром хореографии Северного Кавказа состоялась именно в знаковый день 12.12.12, когда весь мир буквально помешался на этой дате, играя свадьбы и отмечая новоселья, отправляясь в путешествие или совершая крупные сделки, дорогие покупки, – вот она, завораживающая магия чисел, интерес к которой подогревается у людей просто неистребимым желанием быть на порядок счастливее, успешнее и схватить за хвост удачу!

Хусей Баталбиевич в этот рабочий день никаких особых планов и не строил, но его мобильник на протяжении всей нашей полуторачасовой беседы буквально разрывался от звонков – многочисленные друзья, коллеги, родственники со всех концов СКФО поздравляли его с днем рождения. Вот вам и судьбоносная дата, кстати, единственная в нынешнем столетии! И хотя моему герою стукнуло 54 года, и это был не юбилей, по его сияющему лицу от такого внимания было заметно, что нынешний день рождения он воспринимает как большую удачу. Хотя, как признался сам именинник, день рождения – это скорее не праздник, а повод для подведения итогов прожитых лет, когда память вытаскивает на поверхность эпизоды, которые хранились в самых укромных уголках сердца и представляет их твоему внутреннему взору с такой яркостью и четкостью, будто это случилось вчера, а не несколько десятилетий назад.
…Самые первые впечатления детства у него связаны с селом Ильичевским, где проживала дружная многодетная семья Хубиевых. Его отец, Баталби Мурзабекович, лучший табунщик отделения колхоза “Родина”, с ранних лет приучал своих сыновей к навыкам коневодства, и мальчишки Алий, Шамиль, Хусей, Хасан среди своих сверстников слыли хорошими наездниками.
– Каждый раз с волнением перечитываю повесть “Элия” незабвенного Муссы Батчаева, – признается Хусей Баталбиевич. – Отец героя повести, карачаевского мальчишки, растит резвую кобылицу: Элия – значит молния. Но председатель колхоза велит избавиться от нее, – в те давние времена коней почему-то запрещали держать на подворье. Для отца, любящего лошадей, этот приказ, – что острый нож, но он все же выполняет его. Повесть драматична и трогает до слез и детей, и взрослых. Но, прежде всего, в ней показана любовь к отцу: “Я думал, он как кусочек горы – скала, крепкая, неизменная, которую ни дождь, ни солнце – ничего не может поколебать, преобразить, сплющить. Сам отец был естественным на земле как сильное зеленое дерево. Мир был прост. Я любил отца, мне было хорошо”…
Впрочем, сердце помнит не только хорошее. То, что врезается в него глубокой и болевой зарубкой, оно тоже способно хранить долгие, долгие годы…
…Случилось это в 1967 году в один из зимних декабрьских дней, когда детвора устремилась к пруду, катаясь с горки на больших санях, где уместились 8 мальчишек. Среди них был и его братик Шамиль, пятиклассник. Эту трагедию по сей день в подробностях помнят ильичевцы: сани ушли под воду, затянув под лед всех восьмерых пацанят. Директор школы, Мухтар Исхакович Каитов, оказавшийся по случайности рядом, кинулся им на помощь, но было уже поздно, а он все нырял и нырял в пучину, вытаскивая на поверхность – увы, уже бездыханные тела детей… А через 10 лет, когда Хусей служил в армии, из дома пришла другая печальная весть: во время аварии погибла его сестренка, умница и красавица восемнадцатилетняя Фатима. Это случилось под Новый год, когда девушка вместе с работниками профкома завода “Микрокомпонент” ехала за елочными игрушками. Автобус перевернулся, все пассажиры уцелели, а Фатиму выбросило через лобовое стекло на дорогу… Мама потом долго болела после всех потрясений и до последнего часа не могла смириться с уходом своих ненаглядных чад… “И все это падало на еще не совсем окрепшие плечи остальных нас, братьев Алия, Хасана, меня, сестры Хузаймат, – вспоминает Хусей Баталбиевич. – Но вопреки всему наши души не огрубели и не очерствели в житейских бурях, не обзавелись защитным панцирем цинизма. Хасан с семьей живет в отцовском доме, он хороший семьянин и большая трудяга, рабочая косточка. Алий долгие годы отдал культуре Малого Карачая, работает директором центра культуры и досуга в Учкекене; Хузаймат, – счастливая мать достойного семейства”…
Мы продолжали беседу, а мобильный телефон все не унимался, – поздравления с днем рождения все поступали и поступали вместе с . “Мне всегда везло по жизни на хороших друзей, – говорит без всякой рисовки Хусей Баталбиевич. – В жизни если добро не сделал, то и сам добра не получишь. Поделись сегодня, и завтра ты даже не заметишь, что получишь в два раза больше”.
Творческая деятельность и профессиональное мастерство выдающегося хореографа республики Х. Хубиева, с именем которого неразрывно связана история и становление Государственного ансамбля танца Карачаево-Черкесии “Эльбрус”, известна и по достоинству оценена в республиках Северного Кавказа. В сентябре 2007 года на фестивале “Мир Кавказу” в Грозном из рук Главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова он получил удостоверение и медаль “Заслуженный деятель искусств Чеченской Республики”. И надо заметить, эту достойную награду Х. Хубиев получил, как говорится, не “по случаю”, а, действительно, за многолетнее творческое сотрудничество с чеченским госансамблем “Вайнах”, обменные концерты, укрепление дружественных связей между республиками. Большая дружба связывает Хусея Хубиева и с министром культуры ЧР Дикалу Музукаевым. Хубиев также награжден медалью Северо-Кавказского военного округа за творческий союз с его штабом, где не раз выступал госансамбль КЧР “Эльбрус”. Ордена “Элита культуры” он был удостоен “За укрепление межнациональных отношений, верность избранной профессии, безупречное выполнение родительской миссии, позитивные поступки”.
– Мне кажется, что до недавнего времени нам, живущим на Кавказе, не хватало момента проникновения, желания контакта с другой культурой. Просто из-за отсутствия банального интереса ко всему, что происходит “за моим порогом”, – говорит Х. Хубиев. – А между тем, Кавказ – это целая вселенная, в которой живут уникальные народы, но, к сожалению, не только иностранцы, но и россияне центральной полосы плохо информированы, о нас. Для них существует Кавказ и все. И это как раз самое печальное. Не из-за истории, не из-за уникальной культуры знают Кавказ, а из-за трагических событий. В этой связи я хочу сказать главное, что меня волнует: искусство народов Кавказа не должно замыкаться в своем округе, а быть доступно для всех россиян, и, прежде всего, через центральные каналы ТВ.
Госансамблем “Эльбрус” Хубиев руководил 17 лет, являясь его директором и художественным руководителем с 1994 по 2011 год, а начинал он свою артистическую карьеру в этом коллективе артистом балета в 1980 году. Среди почетного послужного списка “Эльбруса” в бытность Хубиева можно выделить следующие вехи: обладатель главного приза 17-го Международного фестиваля фольклора в Испании в 1997 году, обладатель золотого кубка 40-го Международного фестиваля конкурса народных танцев “Алтын-Карагез” в Турции; участие в агропромышленной выставке в Москве “Золотая осень – 2009”, фестивалях “Мир Кавказу”.
…Путь к искусству танца у юного Хусея начинался со школьной скамьи, а его первым хореографом был Салых Кочкаров, основатель ансамбля “Минги Тау” Учкекенского районного Дома культуры. Это благодаря ему, он учился чувствовать образ и рисунок танца, впитывать в себя все краски и звуки мелодий гармоники, ритм бубна, оттачивать жесты, мимику, пластику тела, умение держаться на сцене с достоинством и одновременно горделивой сдержанностью. Его первый учитель танцев, а впоследствии, – другой балетмейстер “Минги Тау” Роман Батчаев, не терпящие легковесного отношения к номеру, требовали неустанного, порой изматывающего тренинга. Впоследствии эта школа здорово пригодилась Хусею. В армии он служил в военном ансамбле “Звездочка” Ставропольского гарнизона, затем его перевели на Украину, где являлся командиром отделения ВВС. Вернувшись домой после демобилизации, он вновь влился в “Минги Тау”, где талантливого танцора заметил известный балетмейстер, руководитель “Эльбруса” (тогда он был в статусе эстрадно-хореографического ансамбля) Борис Дзанаев, заслуженный артист Российской Федерации. Он-то и пригласил Хусея к себе в качестве артиста балета…
Работу в ансамбле он совмещал с учебой, успешно окончив филфак КЧГПИ и курсы повышения квалификации руководителей профессиональных художественных коллективов в Кабардино-Балкарии.
Свою суженую, будущую супругу, солистку госансамбля “Балкария” Лейлу Ахматову, он встретил в 1986 году. Девушка пленила и сценическим мастерством, и природным очарованием, и академическим артистизмом. И это не было удивительно, – ее родители были известными в Кабардино-Балкарии артистами театра. Отец, Зейтун Ахматов – заслуженный артист РСФСР, председатель Союза театральных деятелей Кабардино-Балкарии, мать, Ольга Ахматова, – заслуженная артистка КБР. Хусей и Лейла создали прекрасную семью, где подрастает трое детей: Эльдар – учащийся автодорожного колледжа, Жанета учится в гимназии и танцует в образцовом хореографическом ансамбле “Кавказ”, младший, пятиклассник Джамбулат, уже проявляет успехи в тэквандо.
– Хусей Баталбиевич, вы уже больше года работаете в РЦНК и являетесь наставником самодеятельных танцевальных коллективов республики. Находите ли удовлетворение в новой ипостаси?
– Я продолжаю вести диалог с миром посредством танца, как это высокопарно не звучит. Искусство должно быть разным – много традиций, много национальностей… Я думаю, что высокое творчество начинается где-то после пятидесяти, когда артист, получивший хорошую базу и накопивший опыт, начинает думать. Словом, стоит остановиться, оглянуться и остаться собой… Считаю что мне повезло с коллективом, который много лет возглавляет заслуженный работник культуры России Лейла Катчиева. Это – подлинный энтузиаст и полпред народной культуры. Благодаря ей в республике проводятся зрелищные фестивали, несмотря на экономические трудности не канули в Лету домбайские бардовские фестивали, из года в год собирающие почитателей авторской песни из разных уголков страны. Не дают погаснуть очагам культуры на селе творческие и ищущие работники РЦНК Лариса Бесарабова, Анета Айсанова, Елена Нестеренко. Я благодарен судьбе за возможность работать в кругу единомышленников и продолжать служить сцене…
Людмила ОСАДЧАЯ.
На снимке: народный артист КЧР Хусей Хубиев.
Фото: Таулана ХАЧИРОВА.  
Поделиться
в соцсетях