“У ее гармони было особое дыхание…”

24 января в 07:27
47 просмотров

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения известной гармонистки Зули Ерижевой. Этой дате был приурочен ряд мероприятий, прошедших в городах и районах республики: гармонисты со всей Карачаево-Черкесии встречались на фестивале мастеров-исполнителей национальных песен и мелодий под аккомпанемент самого популярного на Юге России музыкального инструмента – гармошки; была открыта мемориальная доска на доме, где жила гармонистка, и в этот же день в республиканском театре драмы и комедии прошел вечер памяти в честь ее столетия…
Зули Ерижева родилась и выросла в ауле Псыж. Большеглазая, черноволосая малышка росла пытливой и любознательной. Маленькая Зули часто допоздна засиживалась у соседок, слушая, как играют на гармошке, на которой и ей иногда давали “попиликать”. Тогда Зули готова была сидеть целыми часами, подбирая выдуманные ею мелодии. Видя увлечение дочери музыкой, отец купил ей миниатюрную гармошку.
В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения известной гармонистки Зули Ерижевой. Этой дате был приурочен ряд мероприятий, прошедших в городах и районах республики: гармонисты со всей Карачаево-Черкесии встречались на фестивале мастеров-исполнителей национальных песен и мелодий под аккомпанемент самого популярного на Юге России музыкального инструмента – гармошки; была открыта мемориальная доска на доме, где жила гармонистка, и в этот же день в республиканском театре драмы и комедии прошел вечер памяти в честь ее столетия…
Зули Ерижева родилась и выросла в ауле Псыж. Большеглазая, черноволосая малышка росла пытливой и любознательной. Маленькая Зули часто допоздна засиживалась у соседок, слушая, как играют на гармошке, на которой и ей иногда давали “попиликать”. Тогда Зули готова была сидеть целыми часами, подбирая выдуманные ею мелодии. Видя увлечение дочери музыкой, отец купил ей миниатюрную гармошку. Трудно описать радость девочки, когда она впервые взяла в руки собственный музыкальный инструмент. Теперь она днем и ночью была занята игрой…
Вскоре, с помощью взрослых гармонисток она научилась играть танцевальные мелодии и песни. Росло мастерство, Зули совершенствовала свои умения. Старательную и усидчивую юную мастерицу успех не заставил долго ждать. Уже в десять лет девочка играла на больших мероприятиях в родном ауле. Имя гормонистки Зули Ерижевой становится известно и в других населенных пунктах области. Приглашения следовали отовсюду, а вслед ей говорили: ” В руках Зули гармошка поет и издает берущие за душу звуки.” Игра псыжанки особенно нравилась пожилым людям, потому что старинные мелодии и песни в ее исполнении обретали особенный, неповторимый фольклорный оттенок. Своей музыкой она могла воодушевить не только абазин и черкесов, но и другие народы республик Северного Кавказа. Зули играла и русские, украинские и другие мелодии.
В тридцатых годах в Псыже был организован танцевальный кружок, которым руководил Исмаил Кармов. Этот кружок явился ядром областного ансамбля песни и танца Черкесии. В этот ансамбль пригласили и Зули Ерижеву в качестве гармонистки. В совершенстве зная национальные песни и танцевальные мелодии, она обучала, помогала молодежи освоить их и донести до народа. Так, за свою работу концертмейстер ансамбля Зули Ерижева была награждена медалью «За трудовую доблесть».
В 1953 году Зули Джамботовна была приглашена в Москву на Дни литературы и искусства Карачаево-Черкесской автономной области. Профессиональная абазинская гармонистка смогла очаровать столичных жителей своей игрой, и в результате ее музыка была записана на Всесоюзном радио, что принесло ей еще более широкую популярность. Когда Зули вернулась на родину, ее ждала приятная новость – в связи с 400-летием добровольного присоединения народов Черкесии к России и за заслуги в области советского искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ей и ее единственному сыну Георгию Дзыба, который на тот момент уже являлся профессиональным танцором, звания “Заслуженный артист РСФСР”.
А по местному радио то и дело крутили уже полюбившиеся знакомые национальные мелодии: черкесский народный танец «Кафа», абазинский танец «Сармасей», старинный черкесско-абазинский танец «Камиль», медленный круговой танец «Кошара». Из собственного сочинения Ерижевой – «Школьный марш», «Марш, посвященный Валентине Николаевне Терешковой», «Про родину», «Проводы», «Посвященное дояркам».
За все те годы, которые она посвятила работе в ансамбле, Зули снискала уважение со стороны руководства ансамбля, своих коллег и, конечно, зрителей. Ей рукоплескала самая широкая публика не только на Кавказе, но и далеко за его пределами. Наверное, именно поэтому в начале шестидесятых Зули Джамботовна была награждена министром культуры СССР Еленой Фурцевой и ЦК профсоюза работников культуры Почетной грамотой и юбилейной ленинской медалью.
Об этих и многих других заслугах З. Ерижевой говорили на траурном митинге, посвященному открытию мемориальной доски Зули Ерижевой. В этот день даже по настоящему холодная зимняя погода не помешала организаторам мероприятия исполнить намеченное. На митинг были приглашены представители руководства города, общественных организаций, работники культуры и журналисты. После того как заместитель главы Черкесска Иналь Гошоков зачитал приветственное письмо главы города Черкесска Евгения Беланова, в котором говорилось о значимости и необходимости увековечения памяти таких людей, как Ерижева, ему и внуку Зули Джамботовны, Руслану Ерижеву, было предоставлено право открыть мемориальную доску…
Говоря о творческих высотах, достигнутых незаурядной личностью из небольшого абазинского аула З. Ерижевой, министр КЧР по делам национальностей и печати Евгений Кратов отметил, что она сумела добиться признание своего таланта не только у себя на родине, но и далеко за ее пределами:
– Яркая и талантливая артистка завоевала любовь и симпатию огромной армии поклонников ее творчества. Она открыла духовный мир, мир горца для все нашей страны, потому что именно через музыку можно познать душу народа. Такими людьми, как Зули Джамботовна, нужно гордиться, – сказал министр.
Обращаясь к присутствующим, с ответной речью выступил Руслан Ерижев, поблагодарив местные власти за оказанную помощь в организации и установке памятной доски, он также высказал слова признательности тем, кто до сих пор помнит и любит музыку его тети Зули.
Много теплых и искренних слов прозвучало на митинге от пришедших отдать дань памяти знаменитой гармонистке. Слова воспоминания звучали и в концертном зале республиканского театра драмы и комедии. В этот вечер соприкоснуться с творчеством знаменитой землячке и вспомнить ее мелодичные наигрыши пришли представители власти республики, общественность, родные и близкие.
– Я сам вырос на ее музыке, поэтому не понаслышке знаю, насколько удивительные мелодии воспроизводила ее гармонь, – говорит министр культуры КЧР Уали Евгамуков. – Ее исполнительское являлось и является по сей день настоящим культурным достоянием республики, это своего рода самородок. Ее заслуги перед отечеством еще и в том, что она воспитала многих прекрасных исполнителей национальной музыки, она указала правильный путь тем, кто хотел творить, как Ерижева.
Покидая сцену, министр культуры напоследок отметил, что у Ерижевской гармошки было особое, неповторимое дыхание. Такая техника и манера исполнения была присуща только ей…
Затем началась основная концертная программа, в которой выступили творческие коллективы и известные исполнители республики, певцы и музыканты…
Светлана КИЛБА.
Фото автора.
Поделиться
в соцсетях