Первая электростанция в Баталпашинке

31 января в 05:03
3 просмотра

Сколь быстро скользим мы по оси времени и как невозвратим для нас вчерашний день с его реалиями…Удивительно, но сегодня мы лишь по случайным деталям, упомянутым в романах прошлых веков, можем понять, к какой скоростью двигался экипаж, запряженный четверкой лошадей, сколько стоила карета и чем езда на почтовых отличалась от поездки в дилижансе. Ушли предметы – ушла и память о них.
Уже сегодня трудно найти человека, подлинно сведущего в военной технике времен Второй Мировой, нынешнее поколение только по Булгакову знает о том, что такое примус, а слова “кенкет” и “шандал” известны едва ли одному из сотни…
И именно потому трудно переоценить значение записей былого, они – сохранение исчезающих реалий вчерашнего дня… Недавно нам в руки попали удивительные записи одного из тех, кто в первые революционные годы восстанавливал в Баталпашинке электростанцию – и как сразу ожили те далекие годы, встав реальными лицами и событиями с пожелтевших страниц общей тетради….
Сколь быстро скользим мы по оси времени и как невозвратим для нас вчерашний день с его реалиями…Удивительно, но сегодня мы лишь по случайным деталям, упомянутым в романах прошлых веков, можем понять, к какой скоростью двигался экипаж, запряженный четверкой лошадей, сколько стоила карета и чем езда на почтовых отличалась от поездки в дилижансе. Ушли предметы – ушла и память о них.
Уже сегодня трудно найти человека, подлинно сведущего в военной технике времен Второй Мировой, нынешнее поколение только по Булгакову знает о том, что такое примус, а слова “кенкет” и “шандал” известны едва ли одному из сотни…
И именно потому трудно переоценить значение записей былого, они – сохранение исчезающих реалий вчерашнего дня… Недавно нам в руки попали удивительные записи одного из тех, кто в первые революционные годы восстанавливал в Баталпашинке электростанцию – и как сразу ожили те далекие годы, встав реальными лицами и событиями с пожелтевших страниц общей тетради….
…Как выглядел Тимофей Шалахин, предприимчивый мужик бывшего села Казьминского Баталпашинского казачьего отдела, который впервые в 1911 году построил в Баталпашинске небольшую электростанцию, сегодня, увы, никто не скажет. Фотографий, кажется, не осталось. Но достоверно известно, что в этом начинании Тимофея Шалахина горячо поддержали мануфактурщицы Гаянэ и Каянэ Хавшановы, чей годовой оборот превышал 65.000 рублей, купец-стотысячник Илья Рядченко, атаман Степан Безладнов, хозяин местной типографии и книготорговец Леонтий Кочка. Баталпашинка была в те годы городком небольшим, но вполне респектабельным. Давно переросший пределы станицы, он славился своими величавыми храмами, гордился филармонией, зданиями офицерского собрания, театра, помпезными купеческими домами. Построенная Шалахиным станция была одноэтажным кирпичным строением площадью 250 кв. метров, к которому со стороны Кубани примыкал 25 метровый водяной бассейн, куда вода подавалась насосом из русла реки. Был установлен и запущен паровой локомобиль немецкой фирмы «Генрих-ланц» в 45 лошадиных сил, работавший на угле. Генератор постоянного тока станции мощностью в 30 кВт и напряжением 110В приводился в движение от локомобиля плоскоременной передачей.
На новой станции работал кочегаром и одновременно слесарем-ремонтником сам хозяин – Тимофей Шалахин вместе с сыном. Они же заключали договоры с потребителями и снабжали станцию углем и мазутом. Известно, что зарплата рабочего была весьма высокой – 18 рублей в месяц. В 1912 году, в июне, была запущена вторая элетроустановка мощностью 20 лошадиных сил. Электрические медные провода были натянуты на опорах твердых пород дерева высотою от 3 до 5-ти метров. В городе было установлено 2112 лампочек мощностью 25 ватт. Электричество подавалось в православные храмы, в офицерское собрание, в типографию Кочки, на пивоваренный завод Радика, в филармонию. Освещались также тюрьма и богатые дома – полковника Ивана Свидина, дом атамана, магазины фирмы «Хавшанов и Компания» Так было положено в Баталпашинске начало новой эпохе – Эпохе Электричества.
В годы гражданской войны электростанция была разграблена. К восстановлению ее приступили лишь в 1923, когда инженер связи Николай Крылов вместе с энтузиастами – Карлом Леппе, Алексеем Подлобковым, Филиппом Шевченко и Федором Лотаревым отремонтировали дымогарные трубы, заново проложили водопровод по крутому спуску Кубани и восстановили оборудование станции. Рабочим не платили, но снабжали их по решению станичного совета мукой с мельницы. В июне 1923 года первый агрегат вновь дал ток, теперь уже на новые объекты – баню, хлебопекарню, аптеку, в госучреждения и в драмтеатр им. Луначарского, перестроенного, кстати, из конфискованного дома купца первой гильдии Ивана Быстрова, где ныне располагается Филармония.
В 1928-29 годах мощность станции возросла с 60 до 110 кВт. Свет пришел на железнодорожную станцию. Выработка электроэнергии выросла в три раза, но в июне 1930 года оползень кручи разрушил находившуюся выше откоса баню и сильно повредил здание электростанции. Мощность ее снова снизилась до 20 кВт. Начались работы по строительству новой станции на месте нынешней центральной котельной.
Эта станция дала ток 7 ноября 1932 года.
В предвоенные годы мощности электростанции постоянно росли. В 1938 году мощность генератора возросла уже до 350 кВт, по городу были установлены трансформаторные подстанции. По третьему пятилетнему плану планировалось намного расширить площадь энергоснабжения города. Но этим планам не суждено было сбыться. Грянула война. Карл Леппе получил приказ штаба по эвакуации взорвать электростанцию. Приказ был выполнен. Сохранился рассказ об этом Алексея Подлобкова, он говорил, что многие отворачивались, а на глазах самого Леппе были слезы. Им пришлось разрушать то, что было построено и взлелеяно их руками, куда был вложен колоссальный труд… Было уничтожено пять дизельгенераторов и десятки километров линий электропередач. Ущерб составил 716.355 рублей. Город остался без света. После войны пришлось в третий раз приступать к восстановлению энергетического хозяйства.
За последние 15 лет число работающих увеличилось с 70 почти до 300 человек. За это время построено и введено в эксплуатацию 80 трансформаторных подстанций, 17 км воздушных лиши электропередач, 106 км кабельных линий, реконструировано уличное освещение на площади 11 км. Бессменным руководителем предприятия в течении 20 лет, до 2004 года, был Музакир Кишмахов, который в условиях экономической нестабильности сумел не только сохранить предприятие но и занять лидирующее положение в отрасли.
…Время не возвращается вспять. Сегодня здесь, на берегу Кубани, ничего не напоминает о событиях минувшего. Сильно обмелевшее русло заилено. Берег зарос кленами и вязами. Но эпоха электричества необратима и неостановима.
Ольга МИХАЙЛОВА.
На снимке: 1923 год. Н. КРЫЛОВ, К. ЛЕППЕ и первые строители, и рабочие Баталпашинской электростанции.
Поделиться
в соцсетях