Где растить мастеровых

1 февраля в 10:40
3 просмотра

В России идет общественное обсуждение документов, которые требуется принять в дополнение к Закону “Об образовании в РФ”. По словам председателя комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в комитет обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 коллективных обращений, и это понятно – нет семьи, где бы не учились и не подрастали дети, поэтому интерес к будущему отечественного образования вполне понятен и обоснован. Много споров и тревоги вызвало предлагаемое законопроектом упразднение начального профессионального образования как отдельного уровня. Эта норма однозначно ставит в двусмысленное положение практически всю сеть функционирующих ныне профессиональных училищ. Целесообразно ли сейчас, в век дефицита рабочих профессий, упразднять кузницы этих востребованных кадров, и что мы получим взамен? Куда пойдет молодежь из не самых богатых слоев населения? Разумеется, сегодня производство уже не то, что при советских ПТУ, – изменились технологии, модернизируются производство и его циклы, и там, где стояло триста станков, сейчас задействовано два-три обрабатывающих центра с программным управлением, и здесь нужны не умельцы с золотыми руками, а технологи и инженеры. В России идет общественное обсуждение документов, которые требуется принять в дополнение к Закону “Об образовании в РФ”. По словам председателя комитета Госдумы по образованию Александра Дегтярева, в комитет обратились 600 тысяч граждан и поступило 40 коллективных обращений, и это понятно – нет семьи, где бы не учились и не подрастали дети, поэтому интерес к будущему отечественного образования вполне понятен и обоснован. Много споров и тревоги вызвало предлагаемое законопроектом упразднение начального профессионального образования как отдельного уровня. Эта норма однозначно ставит в двусмысленное положение практически всю сеть функционирующих ныне профессиональных училищ. Целесообразно ли сейчас, в век дефицита рабочих профессий, упразднять кузницы этих востребованных кадров, и что мы получим взамен? Куда пойдет молодежь из не самых богатых слоев населения? Разумеется, сегодня производство уже не то, что при советских ПТУ, – изменились технологии, модернизируются производство и его циклы, и там, где стояло триста станков, сейчас задействовано два-три обрабатывающих центра с программным управлением, и здесь нужны не умельцы с золотыми руками, а технологи и инженеры. Поэтому требования к рабочим профессиям совсем иные, а значит, подготовку на уровне начального профтехобразования действительно пора менять, но, наверно, не за счет слияния профессиональных лицеев (бывших ПТУ) с колледжами и техникумами, а, скорее, через оптимизацию процесса, новые программы, чтобы шагнуть на ступень выше.
…С этими мыслями я подходила к Зеленчукскому профлицею № 6, который приближается к своему 40-летнему юбилею. В начале 70-х годов ушедшего века в живописнейшем уголке юго-восточной части станицы открылось ПТУ № 33 строительного профиля. Возглавленное замечательным профессионалом В Кузьминовым, оно наполнилось созидательной атмосферой учебно-воспитательного и трудового процесса. Решение математических задач и анализ бессмертных образов классической литературы здесь органично сочетались с шумом мастерских, запахом свежеструганных досок, искрами электросварки, стуком мастерка по кирпичной кладке, а еще – походами по местам боевой славы, спортивными баталиями, вечерами поэзии в тиши библиотеки. И этот налаженный ритм не дал сбоя по сей день.
…Помнится, с Г. Алейниковой, которая стала директором училища в 1986-м, я впервые встретилась в начале 90-х, когда писала материал “Кто нас выводит в мастера”. Время было тяжелое, в стране хозяйствовала инфляция, нарастали обвал производства и оголтелая “прихватизация”. Многие рабочие были “выброшены” на улицу, новые “господа” диктовали свои условия, процветал рэкет… В то время Зеленчукское ПТУ показалось мне оазисом – здесь, как ни в чем не бывало, царили дисциплина, порядок, сплоченность педагогического коллектива и учащихся. Преданность педагогов и мастеров производственного обучения родному училищу, которому каждый отдал кусочек души, не позволили раскачать “корабль”, который, обходя все подводные рифы, смело двигался вперед. Еще тогда Галина Максимовна прозорливо сказала в своем интервью газете: “Есть ли сегодня проблема более острая и неотложная, чем дефицит профессионалов? Работа неумелая, бездарная стопорит и банкротит движение общества. Собственно, весь ход нашей несуразной жизни привел к тому, что высокая квалификация перестала быть социальной ценностью, сколько-нибудь желанной целью. Это вполне согласовывалось с тем, что фабрики в советское время, как заколдованные, продолжали ткать километры давно вышедшей из моды ткани, а заводы выпускать морально устаревшие комбайны”… Это были мысли интеллигента, да только кто их услышал? Тем не менее, Г. Алейникова ценой невероятных усилий при поддержке коллег сумела сохранить училище и передать его в надежные руки.
…Сегодня в Зеленчукском профессиональном лицее № 6 (статус училища изменился в 1976 году) по 35 лицензированным специальностям обучаются свыше 400 ребят из Зеленчукского, Урупского, Хабезкого, Карачаевского муниципальных районов, работают 80 преподавателей и мастеров производственного обучения. Выпускники училища трудятся в ОАО “МРСК Северного Кавказа”, ООО “Зеленчукская валяльно-войлочная фабрика”, ЗАО “Зеленчукский райпотребсоюз”, Зеленчукском районном обществе инвалидов, имеющем свою мастерскую индивидуального пошива и парикмахерскую, на строительстве олимпийских объектов в Сочи…
Проходя по бесчисленным коридорам и рекреациям четырехэтажного учебного корпуса, ощущаю себя не то в музее, не то на вернисаже – вокруг яркие экспозиции, стенгазеты, художественные полотна, Красочные панно, посвященные профессиям, наглядно подчеркивают приоритеты каждой в стихотворной форме: “Он поставит всем компост, пересадит розы, флоксы, а зовется он не просто – мастер растениеводства” и т. д.
Заглядываю в столярный цех, где третьекурсники вместе с мастерами заканчивают работу над складной мебелью – раз, и легким движением руки одинокий стол-трансформер образует композицию с двумя уютными деревянными креслами. Эта, на первый взгляд, непритязательная и необременительная мебель, подходящая для садовых участков или выездов на природу, очень изящна и стильна. Лицеистам Сергею Шаталову и Данилу Перваков из станицы Кардоникской нравится работать с деревом, и они мечтают освоить ремесло краснодеревщиков. К тому же отец Сергея – первоклассный плотник, прививший сыну любовь к профессии. Таких же увлеченных ребят я увидела в других мастерских и лабораториях, компьютерных залах, где они постигали секреты портняжного искусства, занимались химико-бактериологическим анализом, экспериментировали с модельными прическами и навороченным маникюром, корпели над сложным программным обеспечением, а в пищеблоке “колдовали” у плиты.
Пожалуй, с приходом в лицей нового руководителя Сергея Фаллахи в 2004 году это образовательное учреждение обрело новое дыхание: это и открытие новых специальностей, и ежегодный ремонт помещений, и существенное пополнение книжного фонда библиотеки, и приобретение борцовских ковров. Но самое главное, конечно, налаживание контактов с работодателями, четкая организация учебно-производственной практики лицеистов на предприятиях.
– Сегодня в нашей республике, как и по всей стране, выпускается много специалистов, которые не востребованы ни производством, ни общественными институтами, – считает Сергей Маликович. – В результате широкое распространение получили трудоустройство не по специальности, отказ от работы как результат завышенных ожиданий и самооценки. Что значит сейчас избитое выражение “поднять престиж профессии”? В условиях рынка правильнее говорить, скорее, о привлекательности той или иной профессии. Хочу напомнить одну известную мысль: “Все наши надежды покоятся на тех, кто сам себя кормит”. То есть на тех, кто работает в жизненно-важных для страны сферах. И пока мы не поставили этот принцип во главу общественного устройства, все разговоры о поднятии престижности рабочих профессий так и останутся разговорами…
К нам приходит немало ребят их асоциальных и неполных семей, где не все благополучно, а знали бы вы, как оттаивают они душой, раскрывают свои таланты! Ребята получают стипендию, правда, небольшую, но на карманные расходы хватает, ежедневное двухразовое бесплатное горячее питание, остронуждающимся оказывается материальная и социальная помощь, с проблемными детьми занимаются социальный работник и психолог. Желающие могут ходить в различные кружки, спортивные секции, работающие в училище. У ребят появляются чувства защищенности, чувство товарищеского локтя – что может быть важнее! И все это благодаря нашему педагогическому коллективу, нашим замечательным мастерам производственного обучения, среди которых хочется отметить истинных профессионалов и подвижников, приверженцев личностноориентированного подхода к подросткам: Татьяну Печенюк, Валентину Бондареву, Алексея Дмитрюкова, Любовь Подопригору и других.
– Сергей Маликович, если НПО будет упразднено, что ждет такие востребованные профлицеи в глубинке?
– Я знаю достоверно только одно: все учащиеся и педагогический состав до конца нынешнего учебного года останутся на местах, мы будем продолжать работать в прежнем режиме. Современное ПТУ не должно быть перевалочным пунктом для поступления в вуз, и нужно избавляться от негативного имиджа “учащийся ПТУ”, который в последние годы советской власти превратился почти в синоним “трудного подростка”. Думаю, переход на среднеспециальное образование – дорогой проект для республики, на чьем финансировании находятся нынешние профлицеи, поэтому и вложения должны быть корпоративными – часть от государства, часть от бизнеса, который заинтересован в подготовке квалифицированных рабочих кадров. Если проект станет популярным, то и статус рабочего человека станет более почетным, и бизнес подтянется к участию в организации профессионального образования. В идеале за профучреждениями административным образом должны быть закреплены производственные предприятия, особо нуждающиеся в рабочих кадрах. По моему мнению, закон должен стимулировать развитие самодостаточных профессионально-технических училищ, ведь во многих накоплен положительный опыт. У каждого образовательного учреждения должна быть программа развития на опережение. К примеру, у нас лицензирована такая профессия, как официант, бармен, которая будет, безусловно, востребована с развитием всесезонного курорта в Архызе. Нужно четко прописать воспитательную работу – с советских времен этот термин воспринимается с идеологическим подтекстом. Сейчас он имеет другое значение. Это нужно отразить в документе…
…Продолжая экскурсию по лицею, никак не могла обойти стороной краеведческий музей, который издавна славится в республике. Он был открыт в 1987 году и все эти годы прочно держит первенство среди профлицеев КЧР, а в 1997 году занял почетное третье место в России. У истоков музея стоял преподаватель Г. Каленцов. Многими маршрутами прошел с учащимися влюбленный в краеведение и туризм учитель. Все находки, обнаруженные в горах, будь то предметы быта древней Алании или казачества, части оружия времен Великой Отечественной войны, нашли свое место в музее. Каждый экспонат согрет заботливыми руками его хранителей во главе с Валентиной Дорошенко. Вот коллекция самоваров с надписью: “Торговый дом двора его императорского величества, 1875 г”. Непременно остановится посетитель музея и у “Казачьей горницы” и ахнет: “Да это же раритеты!” – старинный резной буфет, древние иконы, патефон, швейная машина “Зингер” – все это по крупицам собралось лицеистами и их родителями в станицах и на хуторах. Но больше всего меня потряс миниатюрный макет Зеленчукской, выполненный умельцами лицея под руководством Е. Древенко…
Богатым книжным фондом, красочными экспозициями, обилием прессы – здесь выписывают 35 наименований газет и журналов, – поражает и библиотека, где долгие годы работает подвижница и энтузиаст Е. Пшенкина. Вечера поэзии, читательские конференции, диспуты – вся эта просветительская работа, проводимая Екатериной Григорьевной, даст фору многим массовым библиотекам. Поистине, в этом лицее нет ничего поверхностного, назидательного, дидактического – просто идет жизнь, наполненная высоким смыслом созидания и духовного роста, воспитания чувства человеческого достоинства, самоуважения, гордости за своих предков и современников, за родное Отечество. “А без этого, – считает завуч по воспитательной работе Неля Скворцова, – мы мастера-умельца не воспитаем, не удержим в стране. Государство должно быть сейчас заинтересовано в своем отечественном русском Левше, знающем, совестливом, смекалистом, который способен гарантировать качество высокотехнологического продукта, но, конечно, требует и соответственно уважения к своему труду”.
…Выйдя из лицея, вглядываюсь в юное волевое лицо выпускника училища Анатолия Зайцева, запечатленное на мемориальной доске на фронтоне учебного корпуса. Он геройски погиб в 1983 году в Афганистане. Уже много лет его портрет встречает и провожает тех, кто, как и он, занимался в этих стенах, работал в мастерских, гонял мяч на спортплощадке… Как и другой выпускник этого же училища Рашид Хатуев, воин-“афганец”, повторивший его судьбу.
Многие выпускники Зеленчукского профлицея № 6 прославилаа Карачаево-Черкесию трудовыми и боевым подвигами, верные традициям, заложенным в этих стенах, где свыше 15000 выпускников пополнили ряды профессионалов и мастеров своего дела. И хочется надеяться, что впереди у этого достойного учебного заведения будет еще немало благодарных учащихся и востребованных в производстве выпускников.

На снимках: директор Зеленчукского профессионального лицея № 6 Сергей Фаллахи; фрагменты из жизни профлицея.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях