Не предавать забвению

8 февраля в 03:59
 просмотров

На днях в редакцию пришло письмо от коллектива гимназии № 4 из Усть-Джегуты. В нем они благодарят депутата Народного Собрания (Парламента) КЧР Руслана Аскербиевича Гербекова за поддержку и помощь в увековечении памяти Раисы Васильевны Караваевой. “Раиса Васильевна, – говорится в письме, – проработала учителем 45 лет. Вкладывая в работу всю свою душу, учила и воспитывала детей с того момента, когда малыши впервые переступали порог школы и делали первые ученические шаги”.
Письмо не могло не взволновать и растрогать. И объясню, почему.
В одно из посещений православного кладбища в Черкесске обратила внимание на памятник по соседству с могилами близких родственников мужа. Наверное, он простоял не одно десятилетие, потому что раскрошился от древности, практически не читались на нем и буквы, а потому узнать, кто был похоронен здесь, практически не представлялось возможным. На днях в редакцию пришло письмо от коллектива гимназии № 4 из Усть-Джегуты. В нем они благодарят депутата Народного Собрания (Парламента) КЧР Руслана Аскербиевича Гербекова за поддержку и помощь в увековечении памяти Раисы Васильевны Караваевой. “Раиса Васильевна, – говорится в письме, – проработала учителем 45 лет. Вкладывая в работу всю свою душу, учила и воспитывала детей с того момента, когда малыши впервые переступали порог школы и делали первые ученические шаги”.
Письмо не могло не взволновать и растрогать. И объясню, почему.
В одно из посещений православного кладбища в Черкесске обратила внимание на памятник по соседству с могилами близких родственников мужа. Наверное, он простоял не одно десятилетие, потому что раскрошился от древности, практически не читались на нем и буквы, а потому узнать, кто был похоронен здесь, практически не представлялось возможным. Но памятник в свое время был добротным, а, значит, покоился под ним человек известный и уважаемый, возможно, сделавший немало для развития Карачаево-Черкесии. Наверное, у человека не было родственников, подумалось мне в те минуты, а, может быть, они переехали в другие места или ушли в мир иной…
Об этих раздумьях вспомнила после звонка в редакцию давнего друга и читателя газеты Елизаветы Гайворонской. А звонила Елизавета Евгеньевна по тому же поводу: ее, как человека неравнодушного и благородного , волновала судьба старых захоронений в республиканском центре, причем захоронений действительно известных людей, которые внесли в копилку достижений нашей республики немало добрых дел. Кто-то из них стоял у истоков становления здравоохранения в республике, кто-то своим творчеством воспитывал в своих современниках нравственность и духовность.
Среди них Е.Гайворонская назвала имя Николая Федоровича Тягны-Рядно, основателя первого русского драматического театра, которому в минувшем году исполнилось 125 лет со дня рождения, умер Тягно -Рядны в 90-летнем возрасте. У Николая Федоровича не было ни детей, ни родственников, и могила его сегодня находится в ужасном состоянии. Вспомнила читательница и Зою Дмитриевну Топилину, участницу Великой Отечественной войны, которая 30 лет проработала директором швейной фабрики. Умерла Зоя Дмитриевна в Железноводске, но завещала похоронить себя в Черкесске. За ее захоронением тоже требуется уход. Похоронена в нашей республике и заслуженная артистка России Измирова…
Памятников в нашей стране возводится множество. И не только участникам Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, матерям России, известным писателям, поэтам, художникам и ученым, но и агроному, водопроводчику, дворнику (которые, безусловно, этого заслуживают), и даже собаке – такие памятники есть в Тольятти, Костроме , других городах и весях. В Воронеже, где жил автор повести “Белый Бим Черное Ухо” Гавриил Троепольский, открыли памятник собаке – литературному герою- за верность и преданность. И это замечательно. Плохо другое, что мы забываем о тех, кто жил и творил рядом, что предаем забвению имена людей заслуженных, что становимся иванами, не помнящими родства.
“Добрые дела, – говорится в письме из Усть-Джегуты, – удел добрых людей, которые во все времена , в любом обществе не оглядываются на сложившиеся стереотипы и проявляют добрую инициативу , открытость души, бескорыстие и готовность оказать поддержку и помощь”. Хорошо, что в Усть-Джегуте нашлись люди – имею в виду и депутата Народного Собрания Руслана Гербекова, и родителей учеников, кому дала путевку в жизнь педагог с большой буквы Раиса Васильевна Караваева, и ее коллег из четвертой школы (ныне гимназии), для которых благородство души является само собой разумеющимся качеством. Хочется верить, что и в Черкесске найдутся люди (и в органах власти, и в общественных организациях), которые проявят добрую волю, создадут комиссию по ревизии захоронений, а также увековечиванию памяти достойных и уважаемых людей, которые всю свою жизнь трудились во благо страны и своей маленькой родины.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях