В них сила духа и характер народа

13 февраля в 06:18
5 просмотров

Сегодня мы живем в мире, где не хватает времени захватить рассвет, полюбоваться закатом, сходить по воду к роднику, завести девичий альбом со стихами Бальмонта и Апухтина, посмотреть, как цветет рапс яркой, яичной желтизной, но на отчетный концерт творческих коллективов и самодеятельных артистов в Малокарачаевском районе пришел и стар и млад: люди заполонили даже проходы, чтобы посмотреть на своих любимцев.
А предшествовала итоговому концерту выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, где в пору зажмуривать глаза от шедевров Бориса Узденова из села Первомайского – уличный фонарь, взглянув на который, тут же вспомнишь блоковское: “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, розы… И все из металла…. Далее – настоящее крестьянское подворье, выполненное в миниатюре из дерева Азрет-Али Хусеевичем Лепшоковым. Без отчества, как это принято в последнее время, никак не обойтись, поскольку мастеру уже за восемьдесят.

Сегодня мы живем в мире, где не хватает времени захватить рассвет, полюбоваться закатом, сходить по воду к роднику, завести девичий альбом со стихами Бальмонта и Апухтина, посмотреть, как цветет рапс яркой, яичной желтизной, но на отчетный концерт творческих коллективов и самодеятельных артистов в Малокарачаевском районе пришел и стар и млад: люди заполонили даже проходы, чтобы посмотреть на своих любимцев.
А предшествовала итоговому концерту выставка работ мастеров декоративно-прикладного искусства, где в пору зажмуривать глаза от шедевров Бориса Узденова из села Первомайского – уличный фонарь, взглянув на который, тут же вспомнишь блоковское: “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, розы… И все из металла…. Далее – настоящее крестьянское подворье, выполненное в миниатюре из дерева Азрет-Али Хусеевичем Лепшоковым. Без отчества, как это принято в последнее время, никак не обойтись, поскольку мастеру уже за восемьдесят.

Еще один талант со своеобразным почерком – директор гимназии № 6 села Первомайского Алий Хапчаев. От парусника, изготовленного им, глаз не отвести, как и от национальных свадебных платьев Асият Эркеновой, черевичек, варежек, целебных шерстяных поясов Фатимы Тетуевой…
“Посмотри на эту статую юного Аполлона. Это работа Поликлета. Скульптура божественна и бесконечна. Так далекие потомки будут судить о красоте нашего сознания”. Аристотель был прав, поведав эту истину юному Александру Македонскому. Побольше таких выставок, и не уйдут из нашей жизни памятники – другого слова и не подберешь – народного творчества, восхищающие художественной выразительностью, волнующие мастерством и талантом их создателей.
Затем свое творчество продемонстрировали зрителям их любимые коллективы, наибольшей популярностью среди которых в последнее время пользуется ансамбль гармонистов “Харс”. Юных артистов и их руководителя Мариям Чотчаеву из детской музыкальной школы № 3 села Первомайского буквально заваливают предложениями, включают в концертные программы, проходящие на престижных сценах Кавминвод, юга России…
Вот и в этот день им рукоплескали, можно сказать, стоя…
Не оставило никого равнодушным и выступление певца Мурата Болатова.
Томас Фуллер сказал: “По-настоящему танцевать любят лишь те, кто танцует голыми ногами на колючей траве”. Речь пока не о танцах, а о ведущем смотра-концерта – заслуженном работнике культуры КЧР, руководителе ансамбля “Илькер” Муссе Каитове. Точнее о том, как он представлял того или иного выступающего. Вот, к примеру: “Часто в рассказах о неординарных личностях прибегают к выражению “многогранность таланта”, что в той или иной степени характеризует разностороннюю реализацию их творческих способностей. Талант Рустами Тамбиева, действительно многогранен. Он тележурналист, этнограф, путешественник, поэт и музыкант”.
Свой колорит, как и Тамбиев, внес в программу и другой певец Мурат Айбазов.
Зал почтил вставанием память о Далхате Айбазове, руководителе молодежного ансамбля “Минги-Тау”, многократного победителя республиканских, международных фестивалей и конкурсов танцевального искусства.
– Жизнь продолжается, – звучит со сцены, – и сегодня ансамбль вновь начал свою деятельность под куроводством молодого балетмейстера Магомеда Сарова вместе с супругой Далхата Светланой Халисовной, его сыном Маратом и бессменным коллегой заслуженным артистом КЧР Альбеком Курачиновым.
На сцене – певица Аида Байрамукова. Эту девушку – по другому и не скажешь, глядя на это очарование, мать двоих детей – знаю со времен, когда она пела в детском ансамбле “Баппаханла”. Уже тогда восьмилетний ребенок писал стихи, учил ногайский, черкесский, абазинский, английский языки.
“Присутствовал” на смотре и шансон в лице Ислама Джатдоева, о котором члены жюри, а это как всегда директор республиканского центра народной культуры Лейла Катчиева и сотрудники центра Елена Нестеренко, Хусей Хубиев, Лариса Бессарабова, Валентина Савицкая – в свое время сказали: “Профессионал. Состоявшийся певец”.
         “Лицедеи с детскою душою,
          вы живете ожиданьем чуда,
          что от роли, даже небольшой,
          хоть кому-то да светлее, будет”.

Эти слова об ансамбле “Илькер”, который за годы пятнадцатилетнего творчества показали более 50-ти танцев различных жанров. Сегодня в учениках руководителя ансамбля Муссы Каитова, заслуженного работника культуры КЧР, значится более 200 человек.
– Когда в творческую палитру культуры района влилось искусство художественного слова этой артистки, оттенки и краски его стали откровением, открытием для многих и многих, – говорит Мусса Каитов, а ты думаешь про себя: “А как иначе, если Елена Храменкова читает стихи Беллы Ахмадуллиной, понять которую не каждому дано? Но, поняв, сборник ее стихов из рук не выпустишь…”
“Искусство всегда, не переставая занято двумя видами: оно неотступно размышляет о смерти и неотступно творит жизнь”, – сказал Борис Пастернак. Смею заметить, искусство в Малокарачаевском районе и творит, и созерцает жизнь. И тут еще без новых имен не обойтись, среди которых Ахмат Лайпанов, Расул Чомаев, Ася Хапчаева, Рустам Борлаков, Кулизар Байрамкулова…
Неоценимый вклад внес в возрождение, развитие и сохранение карачаевской музыкальной культуры Магомед Байрамуков. Забытые карачаевские мелодии и песни звучали в его обработке свежо и неповторимо, приобретая новые современные оттенки, но с полным сохранением исконности, первозданности и самобытности.
 Завершил концерт победитель международных конкурсов – ансамбль “Элия” созданный при районной детской хореографической школе. В переводе “Элия” – это молния, поэтому в оригинальных постановках руководителя ансамбля Исмаила Байрамкулова своя драматургия. Они выразительны, стремительны и эмоциональны, в них чувствуется сила духа и самое главное – характер народа.

                                                                                                                                            Аминат ДЖАУБАЕВА.
                                                                                                          На фото: снимки с отчетного концерта.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях