“…И это был их долг”
15 февраля – День воинов-интернационалистов.
Прошло 24 года с тех пор, как последняя колонна советских войск покинула землю Афганистана. Мало это или много? За это время выросло поколение, изменилось мировосприятие многих, кто-то ушел, а кто-то родился. А мальчишки, вернувшиеся с той войны, уже зрелые люди… Безусловно, отпечаток этой войны – в судьбе каждого из них… К нам в редакцию пришло письмо от матери троих воинов-«афганцев» Фозы Лаховой. Хочется ознакомить с его содержанием и наших читателей. Чтобы помнили, чтобы знали и чтобы не забывали…
“Говорят, жизнь не та, что прошла, а то, что есть воспоминание. Что могут вспомнить ребята, которые в 80-е годы были направлены служить Отечеству в далекий Афганистан?
15 февраля – День воинов-интернационалистов.
Прошло 24 года с тех пор, как последняя колонна советских войск покинула землю Афганистана. Мало это или много? За это время выросло поколение, изменилось мировосприятие многих, кто-то ушел, а кто-то родился. А мальчишки, вернувшиеся с той войны, уже зрелые люди… Безусловно, отпечаток этой войны – в судьбе каждого из них… К нам в редакцию пришло письмо от матери троих воинов-«афганцев» Фозы Лаховой. Хочется ознакомить с его содержанием и наших читателей. Чтобы помнили, чтобы знали и чтобы не забывали…
“Говорят, жизнь не та, что прошла, а то, что есть воспоминание. Что могут вспомнить ребята, которые в 80-е годы были направлены служить Отечеству в далекий Афганистан?Мы с вами даже не представляем, что! А они не забудут этого до конца жизни. Знаете, редко было такое, что кто-то из этих ребят думал о том, как бы уклониться от службы. Служить Родине – все равно, что дышать. Я знаю это все не понаслышке. В те роковые годы трое моих сыновей отправились на чужбину, где им предстояло увидеть смерть, где погибли их друзья, сослуживцы; они видели своими молодыми глазами и чистыми сердцами, как сгорали в небе вертолеты, как горели на пыльной земле Афганистана танки с нашими ребятами, как погибали мирные жители… Никто не хотел войны. Никто! Но она унесла жизни многих и покой унесла навеки…
Да, никто не хотел войны, но подписанный чьей-то рукой приказ призвал моих и других сыновей на возможную смерить, и тысячи матерей молились за своих детей, не зная, что с ними, как они и свидятся ли они еще на этом свете. Что может быть горше? Те, кто вернулся… Не секрет, как живет большинство из них сегодня. За все страдания, за всю боль, за израненное сердце и разрушенную психику – 2000 рублей пособия и редкие встречи со словам благодарности. Формальности. Слова. А дальше – пустота…
Я – мать семерых детей. В октябре 1980 года моего старшего сына Асланбека призвали в ряды Советской армии, а два года спустя он вернулся в отчий дом. Никто не знает, как я прожила все это время. Дни тянулись, сплетаясь в бесконечную нить ожидания – так я запомнила эти годы… Вскоре мои сыновья-близнецы Али и Оли попадают в Афганистан, в город Чарджо. Когда моих младших сыновей направили в Афганистан, я, несчастная мать, узнавшая, что и они попали в этот ад, писала им в письме: “Как же так? Почему вы не сказали руководству, что ваш старший брат служил в Афганистане?!. Почему не подумали обо мне?..” Я знала, что они ни в чем не виноваты, но сердце мое разрывалось от несправедливости, отчаяния и страха. Они отвечали мне: “Милая мама! Потерпи, если на то воля божья, мы вернемся живыми и невредимыми, только ты не плачь. Мы чувствием твои страдания, и от этого горше вдвойне”. Они вернулись, здоровые физически, но навсегда покалеченные душой. И эта рана не заживает, хотя прошло уже более двадцати лет.
Но как бы то ни было, я горжусь своими сыновьями и хочу, чтобы каждый из “афганцев”, как мы их называем, был поощрен государством в той степени, в которой заслужил. Ни больше, ни меньше.
Приведу пример, благодаря которому вы поймете, как сегодня тяжело этим людям, честно выполнившим свой долг перед Отечеством.
Мой сын Оли в 1993 году встал в очередь на социальное жилье в мэрии г. Черкесска, так как имеет постоянную прописку в республиканской столице с 1985 года. Он окончил девять классов, а после поступил в 34-е училище. Только он получил диплом, его забрали служить. В 1995 году мы интересовались, какой он в очереди на жилье? В мэрии нас успокоили: 79-й, то есть через полтора года получит квартиру. Но через полгода его имя буквально растворилось в списке! Объяснить, как и почему – никто не мог! Приложив титанические усилия, ему удалось восстановиться в списке под номером 32 аж в 1997 году! Однако на этом наши муки не закончились. Сегодня нам отказывают в жилье, ссылаясь на то, что в настоящее время квартирный вопрос с “афганцами” никак не решается, и даже посоветовали: вы можете получить 400 тысяч рублей, если предоставите справку о том, что ваш сын тяжело болен. Я не пишу имен, подробностей и прочее, однако кто так же, как я, ищет справедливости, стучась во многие двери, понимает, о чем я говорю…
Мне искренне хочется, чтобы наши дети, прошедшие Афганистан, жили достойно. Мы не просим за себя, мы просим то, что полагается по закону тем мальчикам, чьи сердца навсегда сломлены, а жизни разрушены проклятой войной. Прочитайте, какова судьба вернувшихся из Афганистана, посмотрите вокруг, как заканчивается их беспросветная тяжелая жизнь. Кто не испытал, может говорить все, что угодно. Но мы-то знаем, как есть на самом деле…”
Фоза Лахова, а. Бесленей.
Мы не могли оставить без внимания письмо Фозы Абубекировны и, чтобы разобраться в ситуации, обратились с официальным письмом в отдел по социальной защите ветеранов, инвалидов и пожилых людей Министерства труда и социального развития. Вот какой ответ мы получили:
«В соответствии с Вашим запросом по обращению Лаховой Фозы Абубекировны, в части обеспечения жильем ветерана боевых действий Лахова О. М., сообщаем следующее.
Федеральным законом «О ветеранах» установлено право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года,
Согласно постановлению Правительства КЧР от 24 февраля 2010 № 33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» формой предоставления данной льготы является выдача субсидии на строительство или приобретение жилья в собственность.
Министерством труда и социального развития КЧР на основании списков, представленных городскими и районными администрациями, сформирован сводный республиканский реестр некоторых категорий ветеранов и инвалидов, вставших на учет для обеспечения жильем до 1 января 2005 года.
Ветеран боевых действий Лахов Оли Мугазович числится в республиканском, реестре как ветеран боевых действий по дате постановки на учет в администрации города Черкесска с 13.06.1997 г.
Субсидия предоставляется получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Вне очереди субсидия предоставляется получателям:
жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Ежегодно из федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий ветеранов и инвалидов, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до I января 2005 года, поступают субвенции в пределах 5-6 млн. руб., что достаточно для выделения субсидий 15 гражданам. Вместе с тем в республиканском реестре на 01.01.2013 числилось 413 человек.
Поступившие в 2011-2012 годах средства были распределены среди лиц, имеющих право на внеочередное получение субсидии. Размер субсидии в 4-м квартале 2012 года составил 372,6 тыс. руб. на самого льготника. Лица, получившие субсидию, снимаются с жилищного учета.
Таким образом, выделение субсидии Лахову О.М. возможно только в порядке очередности, и в сводном республиканском реестре он числится под номером 139.
Что касается очереди Лахова О.М. среди лиц, поставленных на жилищный учет в мэрии г. Черкесска, то она влияет на обеспечение его бесплатным социальным жильем (квартирой), которым согласно Жилищному кодексу должен обеспечить орган местного самоуправления.
М. ТХАКОХОВ.»
Да, ответ длинный, многословный, вот только в жизни Оли Лахова, который разменял пятый десяток лет, увы, мало что меняет…
Подготовила Армида НАЙМАНОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет