О патриотах и патриотизме

26 февраля в 04:19
2 просмотра

В этом году отмечается 95-летие со дня установления Дня Красной Армии и Флота. С 1949 по 1993 года он носил название – День Советской Армии и Флота.
В нынешние времени Указом Б. Ельцена этот праздник объявлен Днем защитника Отечества.
23 февраля было объявлено нерабочим днем. Обстоятельство это и обрадовало, и обнадежило, особенно после одного из выступлений Президента страны В. Путина, в котором он сказал, что «армия всегда была сильна любовью к Родине».
Правильные слова. Но, видимо, далеко не для всех, потому как разговоры о контрактной службе взамен всеобщей воинской повинности не только не прекратились, но и получили реальное воплощение. Смутило и то, что в святой для ветеранов день – 23 февраля, часто цитируется англичанин Сэмюэль Джонсон с его знаменитым “Патриотизм – последнее прибежище негодяев”. В придачу на “Маяке” среди песен защитникам Отечества исполнялся и марш “военно-воздушных сил США! В этом году отмечается 95-летие со дня установления Дня Красной Армии и Флота. С 1949 по 1993 года он носил название – День Советской Армии и Флота.
В нынешние времени Указом Б. Ельцена этот праздник объявлен Днем защитника Отечества.
23 февраля было объявлено нерабочим днем. Обстоятельство это и обрадовало, и обнадежило, особенно после одного из выступлений Президента страны В. Путина, в котором он сказал, что «армия всегда была сильна любовью к Родине».
Правильные слова. Но, видимо, далеко не для всех, потому как разговоры о контрактной службе взамен всеобщей воинской повинности не только не прекратились, но и получили реальное воплощение. Смутило и то, что в святой для ветеранов день – 23 февраля, часто цитируется англичанин Сэмюэль Джонсон с его знаменитым “Патриотизм – последнее прибежище негодяев”. В придачу на “Маяке” среди песен защитникам Отечества исполнялся и марш “военно-воздушных сил США! К чему бы это? Горько и обидно слушать это нам, ветеранам, у которых и детство, и юность пришлись на военные и послевоенные годы Великой Отечественной, к тому же прослуживших в Советской Армии и на флоте в качестве рядовых, сержантов и старшин, включая и годы войны, от шести с половиной до восьми лет срочной службы.
Но кто считается с нашими чувствами, мнениями и обидами?!
И вот в бессонные ночи, в часы раздумий, я как бы прошелся по местам и событиям незабываемых лет Великой Отечественной. И высветились образы и подвиги, совершенные патриотами во славу нашего Отечества. И в череде этой поразило множество героических, патриотических дел представительниц так называемого “слабого пола”. Наших милых и обаятельных женщин! Невольно думаешь о них, тем более, что вслед за «мужским» праздником сразу следует любимый народом Международный женский день 8 марта. Вспоминались имена и образы близких и совсем незнакомых патриоток, моих сверстниц и женщин постарше. Но все они были молоды, и движимые одинаковым святым чувством патриотизма. Заглушив в себе кровоточащую боль разлуки не только с домом, своими близкими, но и даже с детьми, они не в пример разным там новодворским, поливающим грязью советский народ, в самые трудные, самые трагичные для страны дни, пренебрегая смертельной опасностью, добровольно отказались от спокойной жизни со своими семьями, ушли на фронт или в партизанские отряды.
Среди них и моя первая учительница – Нина Карповна Марахоская. Это она научила нас, уже в начальных классах, горячо любить свою Родину, быть патриотом…
Жизнерадостная и задорная, чуткая и отзывчивая, Нина Карповна пользовалась любовью и уважением не только детей, но и всех жителей села Большая Джалга, что на Ставрополье. И потому уже в начале войны именно она возглавила сельский Совет большого степного села. А в конце июля 1942 года, передав на попечение свекрови двоих малолетних детей – Женю и Лиду, добровольно ушла в партизанский отряд “Петр”. Там она стала разведчицей. Много раз выходила на задания. Но в декабре 1942 года, в результате незначительного просчета, группа разведчиков Раисы Самохваловой, в которую входили Андрей Саранин и наша Нина Карповна, была схвачена эсэсовцами на окраине села Летняя Ставка. Всю ночь гитлеровцы истязали разведчиков, жестоко избивали, выводили обнаженных на мороз, обливали ледяной водой. Ничего не добившись, утром расстреляли.
Не менее трагично окончилась юная жизнь Залихат Эркеновой, которая, оставив на попечение матери шестилетнюю дочь, ушла в партизанский отряд “Мститель”. Около двух месяцев храбро там сражалась. В сентябре 1942 года Залихат при выполнении боевого задания была схвачена фашистами и подверглась страшным пыткам в гестапо Кисловодске. Не добившись признаний, гитлеровцы в ноябре 1942 года ее расстреляли.
Такой же короткой и яркой была жизнь бойца партизанского отряда «Красный кавказец» Зурият Тлисовой. Она выдержала суровые испытания партизанской жизни, но при выполнении очередного задания была выдана предателем и схвачена немцами в родном ауле Хабез, куда пришла для связи с подпольной организацией. После длительных, изощренных пыток в застенках гестапо 19 декабря 1942 года расстреляна в городе Черкесске вместе с группой партизан. В последние часы своей жизни Зурият удалось передать записку своей сестре, в которой, в частности писала: «Я пропадаю от фашистской руки… Я хотела жить… Но теперь меня увозят к могиле».
Наталья Василенко вступила в Преградненский партизанский отряд в конце июля 1942 года. Смелая и решительная, она неоднократно ходила в разведку и приносила важные сведения о противнике. Используя эти данные, отряд провел ряд дерзких и удачных операций по уничтожению фашистов. В ноябре 1942 года Наташа обморозила руки и ноги, и было принято решение отправить ее на излечение к родным в поселок Курджиново. По пути, по доносу предателя, была схвачена гитлеровцами и после жестоких пыток 23 декабря 1942 года расстреляна
Схожая судьба партизанки Ани Голоколосовой, чье имя теперь носит одна из улиц станицы Преградной. Когда началась война, Аня ушла на фронт и стала медицинской сестрой. После тяжелого ранения получила шестимесячный отпуск для укрепления здоровья и приехала в станицу Преградную к жене брата и К. Голоколосовой. В партизанском отряде была связной. При выполнении очередного задания ее выдала предательница местным полицаям. Ничего не добившись при допросе, фашистские холуи расстреляли девушку.
В Кувинско-Иконхалковском партизанской отряде воевали отец и дочь Мижевы, Баубек Исмаилович и Крымхан. Крымхан в то время было всего лишь 12 лет, и бойцы отряда звали ее «наш колокольчик». Несмотря на столь юный возраст, Крымхан принимала участие во всех боевых операциях. 10 августа 1942 года вместе с партизанкой Асият Кужевой захватили двух вражеских лазутчиков. 28 августа 1942 года отряд был окружен карателями в Марухском ущелье по, пути к леднику. В том бою погибли Крымхан и ее отец Баубек.
По существу остался незамеченным героический подвиг матери двоих малолетних детей старшей медицинской сестры отделения эвакогоспиталя в городе Карачаевске Шагидат Тохчуковой. События конца июля – начала августа 1942 года на Северном Кавказе развивались стремительно. Разрозненные группы и группки Красной Армии отступали под натиском значительно превосходящих сил немецкой, румынской и итальянской армий. Войска противника были хорошо вооружены, и на основных направлениях использовалась мощная бронированная техника которая позволяла сходу занимать важные стратегические пункты и дороги. В этой связи перед руководством госпиталя встала задача немедленной эвакуации раненых. Проблема осложнялась отсутствием нужного количества транспорта и расстоянием до железнодорожной станции Невинномысск, где можно было рассчитывать на получение каких-то вагонов.
Было принято единственное правильное решение – вывести в первую очередь тяжелораненых и инвентарь. После эвакуации тяжелораненых в Карачаевске оставалось более 300 человек бойцов и командиров, выздоравливающих и легкораненых, которые способны были хоть как-то передвигаться. Отделение возглавила старшая сестра Ш. Тохчукова, а из медперсонала при ней никого не оставалось. Работники госпиталя или уехали с тяжелоранеными, или самовольно госпиталь покинули, к тому же полностью отсутствовал транспорт. Лишь чудом, используя друзей и знакомых, Шагидат Исмаиловне удалось через первого секретаря обкома ВКП(б) М. Романчука достать несколько десятков подвод из местных колхозов. Было решено добираться до Кисловодска, который еще не был занят немцами, а оттуда двигаться поездом в сторону Баку.
Печальным для Шагидат было расставание с малолетними мальчиками, остававшимся на оккупированной территории на попечении бабушки, ее матери. Но другого выхода для спасения людей, она не видела, и потому под причитания матери и плач оставленных сыновей решительно двинулась в трудную дорогу. Через двое суток обоз с ранеными достиг Кисловодска. Разгрузив подводы, ездовые спешно двинулись по домам. А для Ш. Тохчуковой возникли новые проблемы. Выяснилось, что железнодорожная ветка Кисловодск – Минводы перерезана немцами, и двигаться поездом в сторону Баку пока можно только со станции города Орджоникидзе, куда в свою очередь можно добраться только пешком и горными тропами. На пятые сутки обессиленные, с окровавленными ногами, еле живые от голода и усталости Ш. Тохчукова и доверившиеся ей люди добрались до Орджоникидзе. На их счастье на станции стоял готовый к отправке последний состав. Спешно погрузившись в товарные вагоны и открытые платформы, Ш. Тохчукова и ее подопечные отправились сначала в Баку, потом морем в Красноводск.
Можно продолжить этот скорбный и героический перечень. Но думаю, что для здравомыслящего человека рассказанного вполне достаточно, чтобы оценить величие и цену подвигов простых россиян. Около 30 миллионов отдали свои жизни во имя победы над фашизмом и, тем самым, кстати сказать, предотвратить многие сотни, а может быть тысячи холокостов.
И только умственно больной или законченный негодяй не в состоянии этого понять и оценить, а тем более назвать святые патриотические чувства и любовь к Родине «последним прибежищем негодяев».

П. ШКОЛЬНИКОВ,
ветеран войны,
г. Черкесск.

Поделиться
в соцсетях