Портрет артистки

27 февраля в 04:10
13 просмотров

“Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра” – замечательные, поразительно точные в определении места и роли этого вида искусства в жизни слова великого русского писателя Николая Гоголя тут же пришли на память, едва была перевернута последняя страница недавно вышедшей небольшой по объему книги кандидата культурологии, научного сотрудника Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Земфиры Алемединовой (Загаштоковой) “Личность и театр: творческий портрет заслуженной артистки РФ Т. М. Кишмаховой”.
В театральном мире Карачаево-Черкесии, да и не только нашей республики, имя Тамары Мурадиновны Кишмаховой вот уже на протяжении 50 с лишним лет ассоциируется не только с подлинным талантом, но и с необыкновенно яркой творческой личностью, не умевшей никогда останавливаться на достигнутом. “Театр – это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра” – замечательные, поразительно точные в определении места и роли этого вида искусства в жизни слова великого русского писателя Николая Гоголя тут же пришли на память, едва была перевернута последняя страница недавно вышедшей небольшой по объему книги кандидата культурологии, научного сотрудника Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Земфиры Алемединовой (Загаштоковой) “Личность и театр: творческий портрет заслуженной артистки РФ Т. М. Кишмаховой”.
В театральном мире Карачаево-Черкесии, да и не только нашей республики, имя Тамары Мурадиновны Кишмаховой вот уже на протяжении 50 с лишним лет ассоциируется не только с подлинным талантом, но и с необыкновенно яркой творческой личностью, не умевшей никогда останавливаться на достигнутом. Выполненный на высоком профессиональном уровне серьезный анализ нелегкого пути актрисы, одной из первых среди представителей абазинского народа дерзнувшей и, как показало время, весьма успешно оставить свой заметный след в храме под названием театр, дает вполне обоснованный повод говорить о Тамаре Кишмаховой как о явлении неординарном. И, надо признать, в определенной степени эпохальном в истории культуры Карачаево-Черкесии. При этом автор особый акцент делает на достаточно глубокой по своей значимости и направленности мысли о том, что “последовательное рассмотрение пути становления артиста позволяет воссоздать не только историю современного ему театра, не только углубиться в теорию актерского труда, но и выделить проблемы такого порядка, как становление актера, вышедшего из инонациональной среды, на сцене русского театра”.
Действительно, Тамаре Кишмаховой, как и многим другим ярчайшим представителям нашего театрального искусства первого поколения, пришлось пройти далеко не легкий путь, начиная от выбора профессии служителя Мельпомены до восхождения к вершинам высочайшего мастерства, ознаменованного любовью и признанием зрителей. Могла ли много десятилетий назад простая девочка из абазинского аула Апсуа Тамара Борокова знать, что судьба подарит ей счастье получить специальное высшее образование в одном из престижнейших вузов бывшего Советского Союза – Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии.
Тамаре Мурадиновне повезло изначально: природа заложила в ней поистине универсальное артистическое дарование. Как отмечает исследователь, актрисе под силу “и комические, и лирические, и драматические, и трагические характеры”. Проявилась эта особенность её яркого таланта уже в студенческие годы. Причем диапазон ролей в ленинградский период будущей известной актрисы был самый разнообразный – от Мирандолины в “Хозяйке гостиницы” К. Гольдони до одной из первых её главных ролей Катарины в “Укрощении строптивой” У. Шекспира. В 1961 году, еще будучи студенткой последнего курса института, Тамара Кишмахова вливается в труппу тогда областного русского драматического театра, периода, по мнению З.Алемединовой, самого лучшего в его истории. Тамара Мурадиновна верна этому театру до сих пор. На сцене ставшего ей родным театра Кишмахова сыграла свои, если так можно выразиться, вершинные роли, сполна проявившие её необыкновенный талант перевоплощения и умение чувствовать роль в общем контексте пьесы. Автор книги, рассказывая подробно о работе Т. Кишмаховой над наиболее значимыми, этапными в её судьбе ролями и называя их (что весьма немаловажно в определении места актрисы в истории театра и освоении коллективом сложных драматургических работ), ярко показывает нелегкий процесс эволюции творчества актрисы на протяжении нескольких десятилетий.
Кроме того, бесспорно, удачей автора, взявшего на себя нелегкую задачу хотя бы контурно представить читателям богатую по содержанию творческую лабораторию известной актрисы республики, явился анализ постановок ряда интересных режиссеров русского драматического театра. В разные годы Тамара Кишмахова тесно работала с такими известными режиссерами, как Е. Скляров, воспитавший целую плеяду актеров Карачаево-Черкесии, С. Берхин, Х. Гима, Б. Тохчуков, П. Поддубный. Имена этих деятелей культуры навсегда вошли в историю театра Карачаево-Черкесии. Останавливаясь на характеристике, манере работы с актерами, З. Алемединова подчеркивает их индивидуальный стиль и одновременно определяет вклад каждого в дальнейшее развитие русского театра. Что делает книгу, написанную грамотно и весомо, на хорошем русском языке, еще более интересней.

М. НАКОХОВ.

Поделиться
в соцсетях