Право на землю: шаги по дороге закона

1 марта в 04:47
 просмотров

 Земельный вопрос в России, наверное, будет актуален всегда, невзирая на то, что и страна у нас не маленькая и земли хватает. Исторически земельные отношения развивались по мере становления государства, и земля не раз переходила из частных рук в государственные и обратно, в связи с чем и устанавливались определенные законы ее владения. В настоящее время земля вновь перестала быть исключительной собственностью государства, а значит, меняется и законодательная база, в связи с чем у населения возникают определенные вопросы, которые я задала в беседе с сотрудниками Управления Росреестра по КЧР: начальником отдела государственного земельного надзора землеустройства и мониторинга земель Е. Половиным и начальником отдела правового обеспечения И. Евлоевой.

Земельный вопрос в России, наверное, будет актуален всегда, невзирая на то, что и страна у нас не маленькая и земли хватает. Исторически земельные отношения развивались по мере становления государства, и земля не раз переходила из частных рук в государственные и обратно, в связи с чем и устанавливались определенные законы ее владения. В настоящее время земля вновь перестала быть исключительной собственностью государства, а значит, меняется и законодательная база, в связи с чем у населения возникают определенные вопросы, которые я задала в беседе с сотрудниками Управления Росреестра по КЧР: начальником отдела государственного земельного надзора землеустройства и мониторинга земель Е. Половиным и начальником отдела правового обеспечения И. Евлоевой.

– Очередной переход земель из собственности государства в частные руки не мог не сказаться на заключении правовых сделок с недвижимым имуществом. Как обстоит с этим дело в нашей республике?
 – Действительно, физические и юридические лица, осознавшие важность оформления надлежащих прав на землю, сейчас достаточно активно подают заявления по поводу государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Только в течение 2012 года нами зарегистрировано 98920 прав, ограничений (обременений) и сделок. Из них на жилые помещения – 55446 прав, на земельные участки – 37416 прав; на нежилые здания, сооружения, помещения – 5695 прав.
 – Расскажие, пожалуйста, подробнее о так называемой «дачной амнистии»…
– Вступивший в силу 1 сентября 2006 года Федеральный закон от 30 июня 2006 года № 93-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества”, который более известен в общественных кругах как “дачная амнистия”, внёс существенные изменения в нормативные правовые акты, регулирующие учёт и регистрацию прав в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства. Он позволяет широким слоям населения ускоренно и в упрощённом порядке вовлечь фактически используемые объекты в правовое поле и обеспечить юридическую защиту своих прав на недвижимость. Кроме того, Главой Карачаево-Черкесской Республики 17 мая 2011 года подписан Закон № 31-РЗ “Об установлении предельных максимальных цен (расценок) кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного или дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на период до 1 марта 2015 года”. Данные законы создали условия для вовлечения объектов недвижимости (в первую очередь земельных участков) в сферу действия Земельного, Налогового и Гражданского кодексов Российской Федерации. В частности, гражданин вправе требовать от государства защиты от любых посягательств на земельный участок, находящийся в его собственности в границах, учтённых в государственном кадастре недвижимости. Он также может использовать сведения государственного кадастра недвижимости для совершения всех видов сделок, предусмотренных законодательством. Земельный участок становится объектом налогообложения, а его собственник – налогоплательщиком. Обладание тем или иным земельным участком, а также возможность распоряжения его судьбой должно основываться на документах, подтверждающих законность прав на землю.
 – А если земельный участок используется без оформления надлежащих прав?
 – Во многих населённых пунктах Карачаево-Черкесии значительная часть земельных участков все ещё используется без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Возникает закономерная ситуация, при которой обладатели таких земельных участков становятся самыми заинтересованными лицами в оформлении надлежащих прав на землю. Не надо забывать, что основой местных бюджетов является земельный налог и налог на имущество, и от увеличения налогооблагаемой базы, в том числе путём оформления прав на землю, будет непосредственно зависеть и уровень жизни в муниципальных образованиях. И в случае, если земельный участок законно не оформлен, он не может быть признан объектом налогообложения.
 – Что же необходимо делать в этом случае?
 – Для исправления ситуации органам местного самоуправления необходимо более решительно использовать механизмы муниципального земельного контроля, ведь действия по использованию земельного участка без оформленных в устаноленном порядке правоустанавливающих документов на землю являются правонарушением и влекут за собой административное наказание в виде штрафных санкций. Только по линии государственного земельного надзора инспекторами Управления Росреестра по Карачаево-Черкесской Республике в 2012 году привлечены к административной ответственности с применением санкций 487 нарушителей земельного законодательства, самовольно занявших земельные участки и использующих их без оформленных правоустанавливающих документов на землю.
 – Скажите, а если граждане не используют земельные доли в составе земель сельскохозяйственного назначения, что тогда?
– С 1 июля 2011 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся понятия «невостребованных земельных долей» и процедуры вовлечения их в оборот. В связи с этими изменениями земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал её в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трёх и более лет подряд, может быть признана невостребованной. Земельная доля, зарегистрированная в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не может быть признана невостребованной по указанному основанию. Невостребованной также может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники или наследование которой юридически невозможно. Кстати, органы местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными, в соответствии с пунктом 8 статьи 12.1 «Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Какие меры по выполнению вышедших законов вами предпринимаются?
Наша цель – предупредить и побудить граждан к добровольному устранению допущенных нарушений в части использования земельных участков без оформленных прав на землю. Постоянно ведётся работа с руководителями организаций, использующих землю на праве постоянного (бессрочного) пользования, по исполнению ими требований статьи 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, которыми они были обязаны переоформить право пользования на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 июля 2012 года. С 1 января 2013 года за невыполнение требований о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей налагается административный штраф в размере до 100 тыс. рублей.
 – Какие конкретные шаги необходимо совершить для оформления надлежащих прав на землю?
 – В первую очередь обратиться в органы кадастрового учёта, для получения кадастрового паспорта земельного участка. Имея на руках кадастровый паспорт, следовать в муниципалитет либо сразу в подразделение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике с правовым актом о выделении земельного участка для удостоверения прав на этот участок. Немаловажно знать, что если по истечении двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него, сведения о таком земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
                                                                                                                                               Лариса НИКОЛАЕВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях