«Мост между прошлым и будущим»

5 марта в 04:15
8 просмотров

У каждого народа есть люди, определяющие время, олицетворяющие талантливость своей нации, ее культуру, многовековые духовные ценности. Именно к таковым по праву можно отнести Фазиля Абдулжалилова, 100-летие со дня рождения которого исполнилось вчера, 1 марта.
Мне посчастливилось в течение долгих лет работать рядом с этим замечательным человеком, корифеем, классиком ногайской литературы, чья активная жизненная позиция поражала всех, кто его окружал. Трудиться с такой самоотдачей, которая была присуща Фазилю Абдулжалилову, по плечу далеко не каждому. Он был писателем от бога, его волновало абсолютно всё, что было связано с судьбой родного народа: его история, культура, литература.
Природа щедра и благосклонна была к этому человеку, наделив его умом, талантом и добротой. В Фазиле Апасовиче эти качества соединились удивительно гармонично, и на протяжении всей его жизни они проявлялись очень ярко.

 Пройдя насыщенной многими событиями жизненный путь, я всегда с благодарностью вспоминаю о том, какие ценные уроки жизни преподал этот человек мне, делавшей первые робкие шаги в журналистике в 60 годы прошлого века в редакции ногайской газеты “Ленин иолы” (ныне “Ногай давысы”).

У каждого народа есть люди, определяющие время, олицетворяющие талантливость своей нации, ее культуру, многовековые духовные ценности. Именно к таковым по праву можно отнести Фазиля Абдулжалилова, 100-летие со дня рождения которого исполнилось вчера, 1 марта.
Мне посчастливилось в течение долгих лет работать рядом с этим замечательным человеком, корифеем, классиком ногайской литературы, чья активная жизненная позиция поражала всех, кто его окружал. Трудиться с такой самоотдачей, которая была присуща Фазилю Абдулжалилову, по плечу далеко не каждому. Он был писателем от бога, его волновало абсолютно всё, что было связано с судьбой родного народа: его история, культура, литература.
Природа щедра и благосклонна была к этому человеку, наделив его умом, талантом и добротой. В Фазиле Апасовиче эти качества соединились удивительно гармонично, и на протяжении всей его жизни они проявлялись очень ярко.

   Пройдя насыщенной многими событиями жизненный путь, я всегда с благодарностью вспоминаю о том, какие ценные уроки жизни преподал этот человек мне, делавшей первые робкие шаги в журналистике в 60 годы прошлого века в редакции ногайской газеты “Ленин иолы” (ныне “Ногай давысы”). Он совершенно бескорыстно учил прежде всего работать со словом, профессионально владеть пером не только меня, но и других молодых коллег, нуждавшихся в его поддержке, проявляя по отношению к нам по-настоящему отеческую заботу.
Фазиль Абдулжалилов был удивительно отзывчивом человеком. Помню, как-то в дверь кабинета, где мы сидели, кто-то робко постучал. На пороге появился подающий большие надежды, талантливый карачаевский писатель Мусса Батчаев. Фазиль Апасович, как обычно, показывая своё гостеприимство, встал из-за стола, обнял гостя и спросил, что привело Муссу в редакцию ногайской газеты. Мусса быстро достал из своего кейса недавно вышедшую в местном издательстве и завоевавшую за короткое время большую популярность среди читателей книгу “Серебряный дед” и, смущаясь, протянул ее Абдулжалилову.
– Фазиль-агай, помоги, мне нужна ваша рецензия, надо везти книгу для  издания в Москву, – попросил Мусса.
 И тут же выяснилось, что в столицу Батчаев улетает завтра утром. Чтобы выполнить просьбу молодого коллеги, у Фазиля Апасовича оставались считаные часы. Тем не менее на следующий день в назначенное время Абдулжалилов принес рецензию на книгу Батчаева, собственноручно отпечатанную на машинке. И спустя некоторое время в знак глубокой благодарности старшему товарищу Мусса подарил Фазилю Апасовичу свою книгу, вышедшую в Москве.
Фазиль Абдулжалилов был очень теплым человеком, неудивительно, что и все его творчество (повести «Двое из многих», «Семья сильных» (о Великой Отечественной войне), «Асантай» (о жизни ногайцев до революции), пьеса «Побеждённые враги», его стихи, вошедшие в сборники «Шумит Кубань», «Кубань ― моя песня», «Когда отточено перо», роман «Бурный поток»…) проникнуто гуманизмом, любовью к людям, уважением к человеческому достоинству. Потому-то на встречах с читателями он всегда был окружен вниманием и уважением.
Помнится, в один из мартовских дней 1973 года в связи с 60-летним юбилеем Фазиля Апасовича пригласили на творческий вечер в аул Карамурзинский, что в Кочубеевском районе. Абдулжалилов был глубоко тронут вниманием аульчан и, конечно же, откликнулся на приглашение.
Собравшихся на творческий вечер интересовало все, что было связано с жизнью и творчеством юбиляра. Многим сидящим в зале хотелось узнать о судьбе аксакала ногайской литературы, о его творческой мастерской.
– Жизнь писателя – это вечный поиск. Приостанови этот процесс – остановится и творческая жизнь писателя. Но писатель не стал бы настоящим писателем, если бы он из всего найденного не отбирал самые дорогие крупинки, самые нужные, бесценные моменты бытия для создания своего произведения, – делился Фазиль Апасович. – Вот в этом-то и весь секрет творческого поиска писателя. В своем творчестве я придерживаюсь важного принципа: показывать правду жизни. Именно поэтому для написания своих книг я черпаю факты из жизни. Произведение каждого писателя в себе несет определенную серьезную нагрузку: писатель перед читателем “раскрывает тайны прошлой жизни народа, через призму написанного показывает свою ответственность за судьбу, за будущее своего народа. Если по-другому выразиться: писатель – это своего рода мост между прошлым и будущим. И этот мост должен оставаться на все времена непоколебимым.
Помню, одного из сидящих в зале молодых людей интересовала тема любви в произведениях писателя. Поэтому он набрался смелости и задал писателю-аксакалу волнующий его вопрос:
–  Фазиль Апасович,  вы  прошли нелегкую  жизнь, испытали тяготы довоенных, военных лет, было и много хорошего в вашей жизни. В своих произведениях вы так тонко, образно, эмоционально показываете чистую, светлую любовь. А что бы вы посоветовали молодым начинающим писателям, которые хотят в своих произведениях показать высокое чувство в отношениях между любящими друг друга людьми?
– Не секрет, что, впервые взяв в руки перо, молодые люди первые свои робкие строчки посвящают любви, не преминув при этом использовать давно разжеванные и пережеванные эпитеты: “моя черноглазая”, “златовласая”, “луноликая” и так далее. Но для выражения чувств своих героев писатель должен искать такие слова, которые способны растопить лед сердца. Неповторимые образы могут родиться только у того человека, в чье сердце закралась настоящая любовь, – ответил писатель на вопрос молодого человека. – Поэтому, написав о любви неубедительно, избитыми словами, автор строк в первую очередь подвергает унижению и оскорблению чувства любимого человека.
Тот вечер, проходивший сорок лет назад в старинном ногайском ауле, я храню в душе как яркое воспоминание. Фазиль Апасович говорил о творчестве, о месте писателя в обществе, и его слова звучали как духовное завещание, как наставление молодому поколению… В 1974 году Фазиля Абдулжалилова не стало.
Помню, какой болью отозвалось в моем сердце известие о смерти этого замечательного человека, моего наставника, который всегда восхищал окружающих своим жизнелюбием, оптимизмом и в трудных жизненных ситуациях  учил: “Самое главное в жизни, несмотря ни на какие трудности, умей выстоять, в этом будет твоя сила.” Он был очень сильным, но и таких, увы, не щадит смерть. И у меня в душе невольно родились стихи, строки которых были обращены к Фазилю Апасовичу:
             Благословляю жизнь я ту,
             Что дарит свет и доброту,
             То сердце, что готово снова
            Дарить тепло родного слова…

Фазиля Апасовича с нами нет уже почти сорок лет, но его слово, его творчество дарит нам тепло и поныне.
                                                                                                                                                     Т. ДЫШЕКОВА.

Поделиться
в соцсетях