Тот, кто не меняется, тот не идет вперед
Давным – давно как-то собралась написать материал об актере республиканского драмтеатра Руслане Гочияеве и первым делом поинтересовалась у его коллег: «Что за человек мой будущий герой?»
Те в один голос ответили: «Если кто-то из нас позвонит и скажет: «Ты мне нужен», он придет и даже не спросит, зачем? Человек, исповедующий такой девиз «Дверям закрытым – грош цена, замку – копейка». Еще его отличает обостренное чувство справедливости, которое расковывает его талант, но и осложняет жизнь…»
От той статьи – почти двадцать лет. Но это не значит, что все эти годы мы не виделись, и я не следила за творчеством так полюбившегося мне актера, ныне директора республиканского драмтеатра. За плечами Руслана насыщенная, творческая и жизненная биография.
Давным – давно как-то собралась написать материал об актере республиканского драмтеатра Руслане Гочияеве и первым делом поинтересовалась у его коллег: «Что за человек мой будущий герой?»
Те в один голос ответили: «Если кто-то из нас позвонит и скажет: «Ты мне нужен», он придет и даже не спросит, зачем? Человек, исповедующий такой девиз «Дверям закрытым – грош цена, замку – копейка». Еще его отличает обостренное чувство справедливости, которое расковывает его талант, но и осложняет жизнь…»
От той статьи – почти двадцать лет. Но это не значит, что все эти годы мы не виделись, и я не следила за творчеством так полюбившегося мне актера, ныне директора республиканского драмтеатра. За плечами Руслана насыщенная, творческая и жизненная биография.
Окончив школу в Новой Джегуте, пошел работать в колхоз. В 1977 году поступил на театральное отделение Черкесского музыкального училища. Тяготел ли кто-то в роду к искусству, а тем более к театральному? Абсолютно нет, но становиться в позу, а тем более запрещать учебу на артиста, никто в семье не стал.
Поступает Руслан, как говорится, легко и свободно, потому как аристократизм во всем, что он говорит или делает. Потрясающее чувство юмора – Гочияев просто из воздуха ежесекундно создавал шутки, плюс тонкий вкус, игра воображения… И потому студент то и дело получает привлекательные предложения сыграть в спектаклях, причем в главных ролях.
С 1980 года он в штате театра, куда так же вошел очень стремительно. Да и то: молодой, перспективный актер, блестящие внешние данные, огромные сценические возможности. Никакого преувеличения. Многим ли актерам творческий потенциал может позволить сегодня играть Жеронта в «Плутнях Скапена» Мольера, а завтра блистать на сцене одиноким, гордым, замкнутым Юрием – прототипом Лермонтова.
Вообще, полярные образы Гочияева – потрясающая история, свидетельствующая о том, что подобная универсальность – дар божий, которым природа награждает своих избранников.
Сочетать в себе необыкновенную свободу и фантастическую работоспособность у Руслана получалось всегда. К примеру, пробует свои силы в музыкальной комедии «Выбор невесты» потрясающего писателя Халимат Байрамуковой, одновременно продолжает театральное образование в ГИТИСе у Данаева, работает над дипломной работой – ролью в спектакле «Отелло», которую назовут впоследствии незаурядным событием в театральной жизни Москвы.
Первое впечатление от общения с Русланом – авантюрист, юморист, небрежно элегантный и изысканно непринужденный, точно француз, мужчина. На самом деле – глубоко талантливый, глубоко образованный человек.
Вот, спрашиваю, к примеру, чем для тебя является профессия актера? Может, это способ вырваться из жизненной рутины?
-Да, и это прекрасно. Не знаю, смог бы я хорошо работать там, где надо делать одно и то же изо дня в день, из года в год. А в театре в каждом спектакле нужно входить в новый образ, задействовать другие мышцы, как говорится, вновь и вновь проходить тест: «Смогу ли я сыграть это?» Классику предпочитаю всему остальному. Почему? Еще Карл Маркс сказал, что у классиков надо прежде всего учиться быть такими же современными, какими они были в свое время.
С Марксом кто бы спорил, но то, что роли Гочияева в классических произведениях стали удивительным переложением многовековой мудрости на язык авангарда – это факт.
– «Театральным искусством Гочияев владеет в совершенстве», – опять-таки цитирую критиков, а режиссурой отчего занялись?
– Как вам сказать? Тоже прибегну к цитате: «Душа искала еще чего-то, как воздух, неуловимого и неосязаемого, но, как и воздух, необходимого». Когда говорят, что актеры, пробуждающие свои силы в режиссуре, занимаются не своим делом – это неверно. Сначала я ассистировал в нескольких спектаклях, затем был режиссером и одновременно ведущим первого фестиваля карачаево-балкарской народной песни в КЧР, аналогичного, но уже международного фестиваля в Нальчике. Так вот, тогда и понял, что режиссура в первую очередь выявляет актерские дарования. Да и вообще, нет работы или есть работа и время – ищи себя на радио, на эстраде или самостоятельно работай над новой концертной программой. Вот я и ищу себя во всех видах, жанрах, потому что тот, кто не меняется, тот не идет вперед.
– Что же, творческое кредо Руслана Гочияева оказалось столь же неординарным, сколь и его работы. Теперь новая ипостась, Руслан – директор драмтеатра…Как творит театр под вашим началом?
– Рабиндраната Тагора как-то спросили: «В чем суть ваших творений?» Он ответил вопросом на вопрос: «А в чем смысл цветущего дерева?» Театр, смею надеяться, по-прежнему удивляет, восхищает зрителя. Не изменяем давней традиции: чуть установится погода, пригреет солнце – отправляемся в путь, на гастроли. Благодарней своих земляков нет, но и новые зрители для артистов – благо! Это и изучение глубин жизни, которую они отражают на сцене, и еще один ответственный экзамен своему мастерству…да и в целом театру. Гастроли большей частью проходят в КБР, Дагестане, Ставрополье…
Кстати, именно гастроли и концерты в свое время позволили поближе рассмотреть ум и яркий талант, смешанный воедино в Гочияеве. Ему не свойственна наигранность, напротив – полная слитость с изображаемым персонажем, которая словами поэта» не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Редкое сочетание продуманности каждого нюанса с непосредственностью, лирико-романтическим размахом: как говорится, одной ногой в небесах, другой – в преисподней. Этими чертами отличались его концертные программы. Поэтому жители трех районов Кабардино-Балкарии вышли с ходатайством о присвоении Руслану Гочияеву звания народного артиста КБР. Это, кстати, было долгое время упреком в адрес наших чиновников от культуры, которые были в отличие от деятелей культуры соседней республики невнимательны и расточительны к своим талантам.
– Руслан, не секрет, что у нас не любят тех, кто выделяется, особенно в творческой среде. Про актерскую так вообще легенды ходят. Нестареющая история…
– Нынешние Сальери Моцартов не отравляют, они их травят, как сказал один ваш коллега, мастер слова Аграновский. Завистников и бездарей во все времена было больше, чем порядочных, благородных и талантливых людей. Но никто другой, как бездарь, не знает, что талантливые люди очень ранимы и уязвимы, и стараются их как можно больнее укусить. К счастью, в нашем коллективе носителей таких пороков, как зависть, ревность, мелкотравчатость, нет. Я лично старался всегда жить в отношении фундаментальных основных вещей так, чтобы не было мучительно больно и стыдно потом. То же самое могу сказать о своих коллегах и, как результат, театр – «команда, без которой нам не жить».
– В искусстве – да и не только в искусстве, в жизни надо быть очень благодарным. Потому что каждый из нас звено в цепи и никогда не смог бы состояться без учителя. Кто они (он) в вашей жизни?
– Учитель – это тот, чье творчество вдохновляет. В свете этого – покойный драматург Шахарбий Алиев – мир его праху, драматург- журналист Билял Аппаев…
– Что любит кроме театра в жизни народный артист Карачаево-Черкесии Гочияев?
– Честно говоря, все время забирает театр. Но и тем не менее музыку во всех ее направлениях – и авторскую песню, и народный романс, и рок-н-ролльный драйв. Особенно романсы в силу их конкретности, исповедальности и непосредственной занятости человеческими отношениями. Любовью. Ревностью. Изменой. Ну, а о старинных народных песнях и говорить нечего. Это как бы вам сказать… Человеку нужен и родник, и водопровод. Но ведь душа тоскует именно по дальнему горному роднику, каковой является старина во всех ее проявлениях. Когда находит вдохновение, пишу сценарии, пьесы…
– Но могучая логика искусства – вдохновение – зачастую зависит, во всяком случае, так часто бывает, от навязанных извне обстоятельств. И перед личностью, творящей искусство, возникает дилемма: приспособленчество, соглашательство или стоицизм?
– Нет, соглашательства нет. Мое творчество и творчество моих коллег – могу с уверенностью сказать – антитеза мелкой жизненной позиции, сытости, мещанству. Театр обращается не только к классике, но и ставит острые, современные вещи. Нет, так осовремениваем кое-что. Взять к примеру пьесу Шахарби Алиева. Мы несколько расширили ее, привнесли в нее элемент импровизации. Под огонь сатиры в пьесе угождают и власть имущие, и президент. Мне кажется, благодаря этому спектакль не только не уступает в философской основе другим классическим вещам, а значительно даже превосходит их.
Творческая жизнь Гочияева не знает границ: блистает во всей красе своего исполнительного мастерства, думает о хорошей смене в театре, поскольку любой театр без молодого поколения не имеет никакой перспективы.
– Вы знаете, Валерий Гергиев, выступая в родной Осетии, как-то сказал: «Я всегда выхожу на сцену с трепетом – быть может, в зале сидит и слушает меня человек, который вырастет и станет дирижером талантливей всех, кем мы сегодня восхищаемся». Вот и мне бы очень хотелось, чтобы в театре появились молодые Акбаев, Батчаева. Аков, Хапчаева, Биджиев, Кишмахова…
– Ну эти яркие люди были и есть Дон- Кихоты от искусства, нынче же желание успеха у многих сводится в первую очередь к обеспечению достойного если не сказать, шикарного существования. А что такое формула успеха для тебя?
– Я считаю, что одной из самых важных составляющих в формуле успеха является желание его добиться. Мне кажется, что в последние годы многие люди в нашей стране опустили руки и не ждут в жизни ничего хорошего. Но если каждый честный человек в России захочет взять свою высоту в своей жизни и в своей профессии, то наша страна, и в частности, наша республика станут очень успешными.
– А как бы ты определил истину, с которой ходишь по свету? Весь мир – театр, а люди в нем – актеры?
– Не совсем так. Помните, «поэт в России больше, чем поэт…» Так вот, театр в России больше, чем театр, ибо только он в первую очередь может передавать бесценные сокровища самобытной национальной и уникальной русской драматургии из одного века в другой, от одного поколения – к последующему…
Аминат ДЖАУБАЕВА.
Фото Таулана ХАЧИРОВА.
НА СНИМКАХ: Руслан ГОЧИЯЕВ,
Сцена из спектакля «Хоншулла» – Азрет АКБАЕВ и Руслан ГОЧИЯЕВ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет