Глубокий театр глубинки

2 апреля в 04:16
1 просмотр

К сожалению, правы те, кто утверждает, что в наше время в провинциальных городах не театральная публика. Не балует актеров местных театров зритель маленьких городов. Все как-то другими делами занимают свое свободное время: у кого-то своя дача, свой огородик, на самый худший случай – свой телевизор в комнате. Сразу тебе и театр, и любой концерт с участием популярных артистов эстрады. Самое главное – бесплатно, и никаких лишних движений делать не надо. А ведь театральное искусство на Руси во многом формировалось на основе провинциальных театральных традиций. Всегда, во все времена находились, к счастью, среди русских помещиков меценаты, не жалеющие денег для создания своих, домашних театральных трупп. В состав их входили самые талантливые крепостные-самородки, игравшие на импровизированных сценах Шекспира, Шиллера, Мольера.

К сожалению, правы те, кто утверждает, что в наше время в провинциальных городах не театральная публика. Не балует актеров местных театров зритель маленьких городов. Все как-то другими делами занимают свое свободное время: у кого-то своя дача, свой огородик, на самый худший случай – свой телевизор в комнате. Сразу тебе и театр, и любой концерт с участием популярных артистов эстрады. Самое главное – бесплатно, и никаких лишних движений делать не надо. А ведь театральное искусство на Руси во многом формировалось на основе провинциальных театральных традиций. Всегда, во все времена находились, к счастью, среди русских помещиков меценаты, не жалеющие денег для создания своих, домашних театральных трупп. В состав их входили самые талантливые крепостные-самородки, игравшие на импровизированных сценах Шекспира, Шиллера, Мольера. И именитые столичные режиссеры искали талантливых актеров-самоучек среди таких “помещичьих угодий”. Считалось, что провинциальные таланты более естественны, искренни в выражении чувств, не испорчены столичным позерством. 

Увы, времена и нравы изменились. Мы все стали падки до столичных штучек. Отчетный концерт певцов “9 Волны” в декабре 2012 г. не вызвал такого зрительского энтузиазма у публики Черкесска (очень жаль, прекрасный получился музыкальный вечер), как выступление балета “Тодес” А.Духовой, несмотря на заоблачные цены входных билетов. Не жалко, потому что престижно.
 Такое же скептическое отношение горожан наблюдается и к нашему республиканскому театру. Вот если бы МХАТ или “Современник” приехал, тогда – да! Аншлаг обеспечен. Помню, не один раз мой родной Харьков жил ожиданием гастролей столичных театров: “Ах, “Ленком” привозит “Юнону и авось”! А театр Моссовета – “Царскую охоту”! Ну и что?! Да, с трудом доставали билеты через десятых знакомых, переплачивая изначальную сумму в 3-4 раза. А что получали взамен? Конечно же, не основной состав актеров, да еще, извините за прямоту, не высочайшее театральное мастерство, а отрабатывание денег. Как часто привозили в Харьков свои спектакли экспериментаторы сцены, чьи творения не приняла московская или санкт-петербургская публика. Поклонников таких талантов и в Харькове больно не нашлось. Ведь репертуар их – сверх авангардистский(чаще всего привозили театральные зарисовки, поставленные по неизвестным пьесам никому не известных авторов). А даже если это был Шекспир, то почему-то Гамлет появлялся на сцене в костюме Тарзана, а Ромео и Джульетта вообще в набедренных повязках. Извините, не привыкли мы еще к такой ультрасовременной интерпретации театральной классики.
  Все эти рассуждения по поводу столичного культурного мира пишутся ради того, чтобы сделать еще один комплимент театральной и музыкальной элите Карачаево-Черкесии. Я всего чуть больше полугода в Черкесске, уже могу назвать несколько увиденных здесь ярких запоминающихся концертов: творческий вечер В. Чикатуева, уже упоминавшийся впечатляющий концерт солистов “9 Волны”. Но самый большой праздник-это просмотр двух спектаклей, двух комедий, поставленных русским театром драму и комедии: “Конкурс” и “Он, она, окно и покойник” (веселенькое название комедии по пьесе Р. Куни “13 номер”).
Как ни горько, но нужно признать: актер театра-сегодня профессия непрестижная. И молодежь не рвется пополнять ряды малоимущей театральной интеллигенции. Приходят молодые актеры с розовой мечтой стать знаменитыми, смотрят на театральную бедность – спускаются с небес на землю. По общему мнению, энтузиазм театральных актеров – чуть ли не единственное средство, двигающее культурный прогресс республики.
  Кстати, о репертуаре местного театра. Хорошо ли, плохо ли, но коммерческий интерес определяет во многом репертуар. И можно только догадываться, как трудно режиссерам и художественным руководителям отказываться от суррогатных постановок, а ставить добрые умные спектакли с высоким уровнем драматургии, самобытным режиссерским прочтением. Как же тщательно они подходят к отбору пьес для постановки на провинциальных сценах! Спектакль должен быть зрелищным, эмоциональным и одновременно доступным для понимания. А еще… как я понимаю, недорогим по бюджету (почему-то уверена, что совсем небольшие средства выделяются для развития театрального искусства КЧР. На чем же еще экономить, как не на культуре)! Забыли мы, что еще знаменитый Станиславский в самые тяжелые для России годы писал: “Именно в трудные времена следует думать о культуре”. Но не будем о грустном. В своем порыве к свету, к духовности театральная элита держит верх над банальностью века.
  В ожидании новой премьеры прошлись к зданию театра. Порадовало обилие афиш, но в театральной кассе нам ответили, что здание драмтеатра в сроке закрывают на ремонт. Значит, на какое-то время встреча с Мельпоменой, изредка посещающей наш благодатный край, будет отложена. Ничего, мы подождем, обязательно дождемся новых и интересных спектаклей. Уважаемые служители театра, вы только не опускайте руки, зажигайте новые звезды на сцене г. Черкесска. Ведь если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!

И. ЯТЛЕНКО.

Поделиться
в соцсетях