За метеоритами будет наблюдать “Голубка”

2 апреля в 05:23
 просмотров

Ученые астрономической обсерватории в Архызе создали уникальный прибор «Голубка», способный фиксировать не только крупные метеориты, но даже и космический мусор – остатки ракет и спутников.
Над «Голубкой» доктор физико-математических наук астрофизик Григорий Бескин с коллегами из Карачаево-Черкесии, Москвы и Казани трудились больше 13 лет. Система создавалась для изучения всплесков гамма-излучения, оказалось, что ее можно с успехом использовать и для других целей: он способен фиксировать не только крупные метеориты, подобные челябинскому, но и  космический мусор.

Если бы челябинский метеорит попал в угол зрения такого мощного прибора, предупредить людей можно было бы заранее.

«В отличие от астероидов или комет, периодически возвращающихся к земле, такого рода небольшие камни можно обнаруживать только специальными приборами, которые мониторят небо непрерывно, при этом имеют временное разрешение, чтобы быстро летящий объект можно было обнаруживать и определять его орбиту», – говорит Григорий Бескин.
По сути, «Голубка» представляет собой полностью роботизированную видеокамеру, которая ведет наблюдение со скоростью 10 кадров в секунду. У нее девять объективов диаметром примерно 7 см. Все они одновременно могут исследовать один и тот же объект. Система «голубка» полностью роботизирована: когда приходит время наблюдений, она сама включается.
Система успешно протестирована, и уже этим летом будет установлена в Карачаево-Черкессии и Татарстане. Но чтобы фиксировать любые космические объекты над территорией России, нужно не менее 20 «Голубок» в разных точках страны. Увидеть космического «гостя» система сможет лишь за двадцать минут до столкновения с землей. Тем не менее, пока это единственная возможность заблаговременно предупредить людей об опасности. Ученые утверждают, что вероятность столкновения с землей крупных космических тел существует всегда. К примеру, астероид «Апофис», обнаруженный 10 лет назад, уже в 2036 году снова приблизится к Земле.
Следует, разумеется,отработать и систему оповещения населения – время весьма ограничено. Также пока неясны меры защиты от метеоритов…