Председатель Общественной палаты КЧР Вера Молдованова: «Сегодня для Карачаево-Черкесии наиболее приемлема парламентская модель выборов главы региона»

24 апреля в 07:20
 просмотров

Президент РФ Владимир Путин в рамках государственной политики расширения полномочий регионов подписал Указ, позволяющий отменить выборы глав субъектов. Тем самым, власти на местах получили право самостоятельно принимать решение – нужны им выборы губернатора или нет.
Причиной такого политического шага Президент страны назвал желание ряда национальных республик, в которых этническое меньшинство всегда остается в проигрыше во время проведения прямых выборов руководителя субъекта. Вмногонациональных субъектах из-за таких выборов неизбежны конфликты на национальной почве. К примеру, достаточно вспомнить события 1999 года в Карачаево-Черкесии, когда наша республика разделилась на два фронта.

Президент РФ Владимир Путин в рамках государственной политики расширения полномочий регионов подписал Указ, позволяющий отменить выборы глав субъектов. Тем самым, власти на местах получили право самостоятельно принимать решение – нужны им выборы губернатора или нет.
Причиной такого политического шага Президент страны назвал желание ряда национальных республик, в которых этническое меньшинство всегда остается в проигрыше во время проведения прямых выборов руководителя субъекта. Вмногонациональных субъектах из-за таких выборов неизбежны конфликты на национальной почве. К примеру, достаточно вспомнить события 1999 года в Карачаево-Черкесии, когда наша республика разделилась на два фронта.

Вот почему в республиках Северного Кавказа принятие Закона о выборах губернаторов и подписание Указа, дающего право регионам определять форму этих выборов, воспринимают как положительный знак федерального центра. В то же время есть уверенность, что в большинстве регионов страны не станут использовать возможность отменить прямые выборы губернатора.  
Вместе с тем убеждена, что для Карачаево-Черкесии наиболее приемлемым является модель выборов главы региона не прямым голосованием, а путем делегирования этого права депутатам Народного Собрания (Парламента) КЧР. Но даже в этом случае, схема избрания достаточно серьезна и многоступенчата. Согласно нового закона, все политические партии, представленные в НС КЧР, должны согласовать не более 3-х кандидатов на пост главы КЧР с непарламентскими партиями, которые зарегистрированы в нашей республике, а затем предложить их Президенту РФ. При этом кандидатом от партии может быть и беспартийный или представитель “иной” политической силы. Затем Президент из всех представленных выбирает три кандидатуры и вносит их на рассмотрение Народного Собрания (Парламента) КЧР. Именно наши народные избранники – депутаты НС КЧР, которые обладают кредитом доверия своих избирателей на местах, будут выбирать главу республики. Кандидат, который наберет наибольший процент голосов и возглавит Карачаево-Черкесию.
Иначе говоря, применение этой, так называемой парламентской модели выборов главы субъекта, широко распространенной в Европе, позволит этническим группам, объединившись, выдвинуть единого кандидата на высший политический пост в регионе. И совершенно очевидно, что такая легитимная модель выборов главы нашей республики не приведет к массовым политическим протестам, которые имели место в современной истории Карачаево-Черкесии. Потому что, на мой взгляд, прямые выборы руководителя нашей многонациональной республики искусственно приобретают этнический окрас, и тогда начинаются межнациональные конфликты. Народы Карачаево-Черкесии – абазины, карачаевцы, ногайцы, русские, черкесы и представители других национальностей, веками живущие вместе, разделяя и решая насущные проблемы региона, способствуя его развитию и процветанию, вдруг начинают враждовать.
Может кто-то придерживается мнения, что не нужно нас пугать повторением известных событий 1999 года, но ведь никто нам не может гарантировать того, что этого не случится. Великие стратеги тоже ошибались в своих расчетах, потому что жизненные реалии вносят существенные изменения в политические планы. Иными словами, невозможно составить точный сценарий выборов, но история свидетельствует о том, что в Карачаево-Черкесии они привели к обострению общественно-политической ситуации, ухудшению социально-экономического состояния региона, разжиганию межнациональной розни с вовлечением внешних деструктивных сил, заинтересованных во всем этом. В итоге прямые выборы в многонациональной Карачаево-Черкесии и других полиэтничных субъектах РФ могут угрожать национальной безопасности страны. Именно в силу этих и других объективных причин депутаты Госдумы приняли закон о выборах глав субъектов, учитывающий специфику регионов страны.
Сегодня мы можем воспользоваться правом применить безболезненный вариант выбора главы нашего региона. И будет большим политическим просчетом, если мы этого не сделаем. Поэтому, как руководитель Общественной палаты Карачаево-Черкесии предлагаю применить на практике введенные 22 марта 2013 года нормы ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, которые отражены в Указе Президента РФ Владимира Путина, и оказать кредит доверия депутатам Народного Собрания (Парламента) КЧР делегировав им право избрать выбрать главу республики.

Поделиться
в соцсетях