Третейский судья в детском споре

29 апреля в 10:42
3 просмотра

В рамках благотворительного марафона “Сто причин для доброты” активную работу ведут психологи
Группа учеников заходит в кабинет релаксации гимназии №16, где их ждут психологи РГБУ “Надежда”. По тому, как рассаживаются по диванам и креслам одноклассники, можно понять, кто с кем в дружеских отношениях, кто конфликтует, кто предпочитает быть в тени, а кто не боится быть в центре внимания и стремится быть лидером. Психологи умело создают доброжелательную и доверительную атмосферу и пытаются разъяснить, в чем суть конфликта.
– Они отобрали мой телефон, а когда я сказала…
– Нет, не так все было!
– Когда ему что-то говоришь, он не слушает, а начинает драться!
Как часто бывает, подростки очень скоро перестают слышать друг друга, перебивают и тут присутствие приглашенных психологов как никогда кстати. Они пришли, чтобы выступить медиаторами. Медиация – один из немногих терминов, которые психологи позаимствовали из лексикона юристов. Mediare – на латинском “посредничать”, а, значит, медиация – это форма разрешения споров с помощью третьей нейтральной стороны.

В рамках благотворительного марафона “Сто причин для доброты” активную работу ведут психологи
Группа учеников заходит в кабинет релаксации гимназии №16, где их ждут психологи РГБУ “Надежда”. По тому, как рассаживаются по диванам и креслам одноклассники, можно понять, кто с кем в дружеских отношениях, кто конфликтует, кто предпочитает быть в тени, а кто не боится быть в центре внимания и стремится быть лидером. Психологи умело создают доброжелательную и доверительную атмосферу и пытаются разъяснить, в чем суть конфликта.
– Они отобрали мой телефон, а когда я сказала…
– Нет, не так все было!
– Когда ему что-то говоришь, он не слушает, а начинает драться!
Как часто бывает, подростки очень скоро перестают слышать друг друга, перебивают и тут присутствие приглашенных психологов как никогда кстати. Они пришли, чтобы выступить медиаторами. Медиация – один из немногих терминов, которые психологи позаимствовали из лексикона юристов. Mediare – на латинском “посредничать”, а, значит, медиация – это форма разрешения споров с помощью третьей нейтральной стороны.

Детские споры нередко бываю гораздо жарче взрослых. В дошкольном и школьном возрасте еще нет умения договориться, уступить, изменить мнение, услышав разумные доводы. И присутствие третьей стороны, не имеющей симпатии или неприязни к кому-то из спорящих, порой, действительно необходимо.
Журналисты покидают кабинет, чтобы не смущать детей и не сбивать их с толку. Дело за психологами. За две декады апреля им удалось решить около 20 конфликтных ситуаций.
Основная цель третьего этапа благотворительного марафона “Выход есть. Ты не один”, названного “Сто причин для доброты”, – исследование и внедрение методов медиации в решении конфликтных ситуаций в рамках школы. Речь идет как о конфликтах между школьниками, так и детьми и их родителями, учениками и учителями.
– Мы учим подростков конструктивно разрешать конфликтные ситуации. По итогам спора, когда удается договориться, стороны подписывают “Соглашение” – символическую бумагу, имеющую только психологическое действие. В нем фиксируются обязательства, которые берет на себя каждый из участников спора. Эта бумага, как правило, имеет большую силу, – рассказывает зав. отделением экстренной психолого-педагогической помощи по телефону (тел. доверия 8-800-2000-122) РГБУ “Надежда” Олеся Охрименко.
В западных странах каждый третий гражданин считает обязательным регулярное посещение психолога. Само собой разумеющимися являются визиты к таким специалистам детей, особенно в сложный подростковый период. Большинство же родителей в России считают, что в подобных встречах нет никакой необходимости. Тем не менее, роль психологов в решении детских и детско-родительских проблем нельзя недооценивать. Первые два этапа марафона “Выход есть. Ты не один” доказали это. По словам О. Охрименко на первом этапе акции у 98 из 874 привлеченных детей были выявлены признаки суицидальных намерений. Эти дети прошли тренинговую сессию в пос. Домбай и, к счастью, сегодня живы и здоровы. Это более чем значительный результат. Второй этап марафона был направлен на гармонизацию родительско-детских отношений. Участие в нем приняло около 50 родителей и порядка 200 детей. Большинство родителей отметили, что благодаря этим встречам увидели своих детей с абсолютно другой стороны, и речь идет о приятных открытиях. Участникам марафона вновь удалось решить массу застаревших проблем.
Сейчас 12 квалифицированных психологов продолжают активную работу в большинстве школ республиканской столицы.
Психолог О. Охрименко делится своими первыми наблюдениями. Она считает, что материальное благополучие сверстников сейчас играет не слишком большую роль: “Чаще лидером становится не тот, что обеспечен, а тот, у кого выше самооценка, кто общителен. Такие дети чаще становятся неформальными лидерами в классе”.
 Соцпедагог школы Лаура Байчорова тоже делает выводы, которые не могут не радовать: “Еще несколько лет назад я замечала разделение классов на группы по национальному признаку. Не раз случались стычки на этой почве, что очень пугало. Сейчас же я могу сказать, что такого отбора уже нет. К счастью, дети поняли ошибочность своих прежних суждений”. “Кого вы относите к проблемным детям?”, – задаю вопрос. Диалог происходит в школьном коридоре во время перемены. Мимо проходит, здороваясь, группа школьниц. “Вот, к примеру, одна из них, – Лаура Сеитовна указывает на щуплую девочку с русыми волосами. – Она не доставляет проблем. Но девочка из неблагополучной семьи, родители не уделяют ей должного внимания, и свою долю ласки она пытается найти здесь, ждет доброго слова и улыбки от учителей. Такие дети, как правило, бывают зажаты и оказываются вне коллектива ровесников. Это влияет на качество их обучения и, далее, на дальнейшее будущее”.
Все подобные случаи будут рассмотрены психологами. Как уже отмечалось, на этом этапе марафона внимание уделяется не только детским конфликтам, но и проблемам во взаимоотношениях детей и родителей. Из двадцати рассмотренных случаев около половины являются именно таковыми. А изменить отношение взрослых людей к себе и к проблеме зачастую бывает сложнее.
Тем не менее, работа ведется. И с видимым успехом. Как всегда марафон остается открытым и у желающих есть возможность получить помощь психолога в разрешении конфликтов. Заявку можно дать по телефонам: 27-32-42 и 27-17-05.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях