Не догонять прошлое, а создавать будущее

20 мая в 07:11
13 просмотров

В апреле в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии состоялись выборы ректора. По результатам голосования общевузовской конференции академию возглавил кандидат юридических наук, доцент Руслан Махарович Кочкаров.  Ни для кого не секрет, что  сегодня именно ректор во многом определяет перспективы развития вуза в сложных условиях реформирования образования, от направленности вектора его действий  зависит, сохранятся ли  статус, традиции данного учебного заведения, будут ли наращиваться сотрудничество с крупнейшими предприятиями республики, развиваться как фундаментальные научные исследования, так и прикладные разработки в интересах экономики региона.   В этой связи мы обратились  к  вопросами  к новому ректору академии.

В апреле в Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии состоялись выборы ректора. По результатам голосования общевузовской конференции академию возглавил кандидат юридических наук, доцент Руслан Махарович Кочкаров.  Ни для кого не секрет, что  сегодня именно ректор во многом определяет перспективы развития вуза в сложных условиях реформирования образования, от направленности вектора его действий  зависит, сохранятся ли  статус, традиции данного учебного заведения, будут ли наращиваться сотрудничество с крупнейшими предприятиями республики, развиваться как фундаментальные научные исследования, так и прикладные разработки в интересах экономики региона.   В этой связи мы обратились  к  вопросами  к новому ректору академии.

Наша справка: Руслан Махарович Кочкаров работает в сфере высшего профессионального образования более 15 лет. До избрания на должность ректора Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии являлся директором Северо-Кавказского юридического института (филиала) Саратовской государственной юридической академии. Ранее занимал должности федерального судьи, заместителя председателя Правительства КЧР, заместителя руководителя администрации Президента КЧР. 
 – Руслан Махарович, выборы позади,  подписан Приказ Минобрнауки РФ  о вашем назначении на должность  ректора  одного из ведущих вузов КЧР. Мы поздравляем вас и коллектив академии с данным событием. И, конечно же, не можем не спросить о том, какими вам видятся  перспективы развития  академии.
 – По сути, сегодня академия стала перед выбором: либо  позиционировать себя как местечковый вуз коммерческого толка, погрязший в  сомнительных отношениях преподавателей со студентами, с безмерно раздутыми штатами, с неразберихой в учебных планах и программах и не нацеленный на решение стратегических задач развития республики и региона в целом, либо переходить на другой, более высокий, уровень,  с кардинальным изменением имиджа, нацеленностью академии на образ крупного научно-прикладного центра, учитывающего сложившуюся структуру производительных сил, создающего совместно с предприятиями КЧР высоковостребованный и конкурентноспособный продукт. В целом  коллектив академии сделал свой выбор, и теперь остается «самое простое»: в обозримые сроки оправдать его доверие. В полной мере осознаю глобальную ответственность перед  коллективом академии, общественностью,  родителями нынешних и будущих студентов и, конечно,  перед  руководством  республики. При этом, полон решимости и оптимизма как в реализации предвыборных обещаний, так и в достижении глобальных целей, которые стоят перед нашим вузом.
– С чего собираетесь начать?
 – А мы уже начали – работаем с ноября прошлого года. Какие-то  проблемы нам уже удалось решить, сплотить людей, нацелить их на решение общих задач. Основные  положения деятельности в должности ректора академии были изложены в моей предвыборной программе, и выборы в целом продемонстрировали поддержку этих идей в преподавательской и студенческой среде. Я со своей стороны намерен  реализовать все декларированные планы и замыслы, претворить их в практику, естественно, вместе с ректоратом и коллективом академии. Если обобщить перспективы деятельности, то основные усилия будут сосредоточены в следующих направлениях.

Будем безотлагательно, неуклонно улучшать материальное положение преподавателей академии, создавать условия, способствующие формированию самоуважения,  каждого сотрудника высшей школы. Для этого, в первую очередь, приведем в соответствие с федеральным финансированием штатную численность, параллельно в этих целях используем возможности внебюджетной составляющей доходной части, которую также будем увеличивать. И самое важное, создадим условия, при которых «продвинутая» часть преподавателей могла бы зарабатывать, используя свой интеллектуальный потенциал, свои научные и профессиональные наработки. Это участие в грантах, федеральных и региональных целевых программах, внедрение своих научных разработок в сферу производства и бизнеса.

Мы уже начали привыкать к ранее незнакомому слову «инновация», теперь  настало время от слов переходить к практическим делам с извлечением доходов от прикладной составляющей научной деятельности.  К слову,  в академии трудятся 52 доктора наук и 250 кандидатов наук по всевозможным отраслям знаний. Многие наши ученые хорошо известны не только в республике, но и далеко за ее пределами. И, согласитесь, у них должен быть соответствующий достаток. Иначе невольно вспоминается поговорка: «Если ты такой умный, почему такой бедный?».

В сложившейся ситуации выход очевиден: результаты труда такого солидного интеллектуального потенциала должны быть коммерциализированы. Коммерциализацию интеллектуальной собственности можно представить как процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности (преподавателей) в экономический оборот и  использование интеллектуальной составляющей с целью получения законной  прибыли.  И, что радует, многие сотрудники  вуза потенциально готовы к такой работе,  но их идеи  раньше по разным причинам не нашли понимания и поддержки. Что немаловажно, в  процесс коммерциализации интеллектуальных ресурсов академии обязательно должны быть вовлечены студенты старших курсов, чтобы к завершению учебы они могли иметь практические навыки и  ясное понимание своих профессиональных возможностей.
Отмечу, что решение данной проблемы, без сомнения, будет способствовать развитию качественной составляющей кадрового потенциала академии. Более того, нам необходима переподготовка работающих сотрудников для реализации новых моделей образовательного процесса, направленных на достижение  качественного образования! И мы над этим сегодня серьезно работаем.
– Руслан Махарович, но ведь вопрос повышения качества образовательного процесса в вузе тесно связан с вопросом качественного состава студенчества. Если в академию поступили выпускники школ, имеющие слабую подготовку, то растить из таких ребят высококлассных профессионалов очень сложно.
 – Вы правы. Повышение качества образовательного процесса невозможно без  привлечения абитуриентов, имеющих должный уровень школьной подготовки. Однако мы вынуждены работать  с тем контингентом,  который нам предлагает средняя школа. В том случае, если определенная часть  студентов первого курса явно отстает по тем или иным направлениям подготовки, а это становится очевидным, как правило, к середине первого семестра, мы предлагаем , по согласованию с родителями, дополнительные образовательные услуги, чтобы подтянуть отстающих.  Совершенно очевидно, что ребята, которые придут к нам в академию, будут иметь весьма благоприятные перспективы для личностного роста .  Кстати, отмечу, что мы уже восстановили работу Центра  довузовского обучения, главная задача которого – подготовка к поступлению в академию; налаживание связи со школами республики. В дальнейших планах – открытие классов с экономическим, техническим уклоном, участие академии в открытии специализированных классов при СОШ с последующим  приемом  выпускников в академию по специальностям, в соответствии с этой  дополнительной подготовкой. Это все будет способствовать более качественному набору в вуз.
   А пока перед нами стоит, как оказалось, непростая задача – обеспечить близкую к 100 % посещаемость занятий студентами академии. Если обучаемый не находится в аудитории, «грош цена» всему, чем мы тут все занимаемся. Именно поэтому мы уже восстановили институт кураторства, учредили заново должности заместителя директора института по воспитательной работе в каждом подразделении, сопровождая эти кадровые решения приличным материальным стимулированием. Надеюсь на то, что родители студентов также нас поймут и поддержат, и вместо того, чтобы финансировать «закрытие» сессии, будут заставлять детей добросовестно ходить на учебные занятия. Но в этом вопросе, конечно же, немаловажное  значение имеет профессионализм преподавателя, который просто обязан увлекать учащихся в мир своих знаний, и тогда проблемы учебной дисциплины отпадут сами собой.

Наша задача – сделать труднодостижимой и малопривлекательной низовую коррупцию в системе отношений «преподаватель-студент», а затем и искоренить ее как явление. Ничего невозможного здесь, я думаю, нет.
 – Не кажется ли вам, что для того, чтобы академия сегодня стала более привлекательной для нашей молодежи, ей необходим новый имидж?
 – Это очевидно. Я ни в коей мере не хочу умалить то положительное, что наработано в академии. Более того, мне очевидны многие преимущества Северо-Кавказской  гуманитарно-технологической академии перед другими вузами региона. Это  динамично развивающийся вуз, перед которым стоят задачи удовлетворения потребности республики в кадрах, особенно технических и аграрных, т.к. больше ни в каких вузах их подготовка не ведётся. И, несмотря на относительно молодой возраст, наша академия – это вуз со своей корпоративной культурой, сложившимися добрыми традициями.

Можно сказать: здесь обучается основная часть  молодёжи республики. Академия гордится достижениями своих студентов – победами в различных олимпиадах, научных форумах, участием в конференциях как регионального, так и федерального уровня. Особого внимания заслуживает наша команда КВН «Академия кавказцев», регулярно занимающая призовые места в Майкопской, Пятигорской, Армавирской лигах, так недавно ребята победили в игре Центральной лиги КВН в Рязани. Надеюсь, что увидим их на  играх высшей лиги по центральному телевидению.
  У нас прекрасная баскетбольная команда, имеющая  высокие достижения в студенческой лиге. Мы можем гордиться активными студентами, участвующими в студенческом самоуправлении,  научных исследованиях, кружках и клубах, которых в академии много – это и политические дискуссионные клубы, и клубы ведения здорового образа жизни, и спортивные секции, и клубы формирования толерантных взаимоотношений, степень участия студентов в которых очень высока. На базе Академии ежегодно проводятся международные и всероссийские конференции, посвящённые различным проблемам,  в которых принимают  участие научная  элита   вузов ЮФО, СКФО и РФ, стран ближнего зарубежья.    То есть в академии есть, повторюсь, все условия для личностного и профессионального роста, творческого развития личности.
     И все же вопрос повышения престижа вуза не снимается с повестки дня. И этот вопрос можно решить только за счет повышения качества конечного продукта – высококвалифицированного конкурентоспособного выпускника. Важнейшую роль в этом вопросе отвожу  развитию отношений тесного сотрудничества с промышленными и аграрными предприятиями республики, с представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Со всеми, где Академия может найти потенциальные грани соприкосновения с учетом взаимных интересов.

Мы уже начали работу в этом направлении и в ближайшее время планируем все предварительные договоренности  оформить  юридически, а с нового учебного года перейти в стадию практической реализации. Если изложить вкратце, то речь идет о подготовке за счет федеральных бюджетных средств специалистов для конкретного производства или бизнеса, с использованием их готовой базы для организации учебных практик. Мы намерены в этих целях внести коррективы в региональные компоненты учебных планов, ввести в них новые элективные курсы и спецдисциплины, востребованные потенциальными работодателями, привлечь опытных и успешных практиков в учебный процесс, т.е. готовить специалистов для конкретного производства или бизнеса. В свою очередь, предприятия могут взять на себя обязательства по оснащению лабораторной базы и учебного оборудования институтов академии, стимулировать познавательную активность студентов посредством учреждения именных стипендий предприятия и др. Такой подход во многом будет способствовать и решению проблемы трудоустройства выпускников. Кстати, теперь этот показатель официально является одним из критериев оценки эффективности деятельности любого высшего учебного заведения.  
– Руслан Махарович, а каковы прогнозы по поводу набора абитуриентов в 2013 году?
  – Полагаю, что нам будет непросто. Почему? Потому что, всем известно, рынок образовательных услуг сегодня достаточно широк, к тому же ЕГЭ, как бы его ни ругали, дает формальное право выпускникам школ подавать документы практически в любой понравившийся вуз страны. Однако, честно говоря, я бы посоветовал глубоко призадуматься абитуриентам и их родителям, прежде чем принимать решение о поступлении в вуз, расположенный далеко за пределами родного края. Ведь оно сопряжено с большими материальными трудностями, которые будет испытывать семья во время обучения студента. Да и пословица «Хорошо там, где нас нет» не теряет своей актуальности ― извините, но далеко не везде наших детей ждут с распростертыми объятиями.                                                                                                                                            
  И потом, стоит ли уезжать из республики, если, к примеру, наша академия готова сегодня предложить выпускникам школ практически весь перечень специальностей, востребованных на современном рынке труда, за счет средств федерального бюджета? Кстати, пользуясь случаем, хочу публично  выразить признательность Главе республики Р. Темрезову, благодаря личному участию которого количество выделенных бюджетных мест для вузов республики, в том числе и для нашей Академии,  в этом году значительно увеличилось. Так, если в прошлом году их было в СКГГТА всего – 300, то в текущем году стало – 450.Мы в этом году умышленно отказались от бюджетных мест по юридическим и экономическим направлениям подготовки, сделав акцент на специальностях, востребованных на  современном рынке труда. Это и медицина, и информатика, и строительство, и энергетика, и агроинженерия и др. Весь перечень специальностей и направлений подготовки, с указанием количества бюджетных  мест и стоимости внебюджетного обучения  по очной и заочной формам, размещены на сайте академии. Полная информация  об условиях поступления в вуз находится в приемной комиссии академии, где каждый абитуриент и их родители могут получить любую интересующую консультацию.
– Насколько нам известно, в академии ведется большая работа по решению проблем  молодежи…
 – Это вполне естественно, ведь в академии учится молодежь. Прежде всего мы нацелены на решение ее социально-экономических вопросов. Это и кредиты на образование, и обслуживание в общепите, и улучшение условий проживания в общежитиях. Кстати, в этом году мы предпринимаем беспрецедентные меры по освобождению студенческих общежитий от проживания посторонних лиц, и полагаю, что мы сумеем обеспечить практически всех нуждающихся иногородних первокурсников жильем и разместим их в студенческих общежитиях. Не остается без внимания летний отдых студентов на базах отдыха «Холодок» (Черноморское побережье) и «Нарат» (пос. Архыз).
– Руслан Махарович, задачи определены, цели поставлены. Что теперь нужно, чтобы добиться намеченного? Есть ли у вас личные стратегии профессионального  или жизненного успеха?
 – Если говорить о профессиональном  успехе, должен отметить – перспективно только то, что несколько опережает свое время. Если говорить кратко – суть современного образования заключается в том, чтобы «не догонять прошлое, а создавать будущее». И только с этих позиций региональный вуз, к числу которых относится и наша академия, может развиваться в непростой, быстро изменяющейся современной ситуации реформирования высшего образования.
– Что ж,  успеха всему вашему коллективу!
– Спасибо.

Вопросы задавала

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях