“О другой работе никогда не думала”

14 июня в 06:40
5 просмотров

Американский кинодокументалист Ричард Ликос писал: “Мы, патриархи документального кино, отказались от интервью начисто. Если вы делаете фильм о каком-то человеке, то самое примитивное, что приходит в голову – поскорее задать ему вопрос. Это дурной вкус. Гораздо точнее – наблюдать за тем, как человек работает, но это требует времени и терпения”.
Времени было предостаточно, о терпении говорить не приходилось, было лишь нетерпение сидеть и слушать, смотреть как можно дольше, как ведет урок родного языка и литературы учитель высшей категории СОШ № 6 имени Героя России Дугерби Узденова Назифат Юуфовна Тоторкулова.

Вот она входит в класс, и наступает мгновение тишины, успокаивающее второклашек. И вот уже ее ровный, ласковый голос рассказывает об особенностях, тонкостях родного языка.
– В этой школе я работаю с 1992 года. Поначалу – с год – была учителем продленной группы, затем стала преподавать родной язык и литературу, и с каждым годом убеждаться в талантливости своих учеников, не отдельных, а всех.

Американский кинодокументалист Ричард Ликос писал: “Мы, патриархи документального кино, отказались от интервью начисто. Если вы делаете фильм о каком-то человеке, то самое примитивное, что приходит в голову – поскорее задать ему вопрос. Это дурной вкус. Гораздо точнее – наблюдать за тем, как человек работает, но это требует времени и терпения”.
Времени было предостаточно, о терпении говорить не приходилось, было лишь нетерпение сидеть и слушать, смотреть как можно дольше, как ведет урок родного языка и литературы учитель высшей категории СОШ № 6 имени Героя России Дугерби Узденова Назифат Юуфовна Тоторкулова.

Вот она входит в класс, и наступает мгновение тишины, успокаивающее второклашек. И вот уже ее ровный, ласковый голос рассказывает об особенностях, тонкостях родного языка.
– В этой школе я работаю с 1992 года. Поначалу – с год – была учителем продленной группы, затем стала преподавать родной язык и литературу, и с каждым годом убеждаться в талантливости своих учеников, не отдельных, а всех.
– Я бы не назвала вашу профессию одной из легких, доступной, ведь для того, чтобы преподавать родной язык, надо не только отлично знать языкознание, литературу, но нужно быть хорошим историком, ведущим географом, чтобы разбираться в них.
– Мне немало помогает тот факт, что я родом из замечательного села Знаменского, где бок о бок дружно живут карачаевцы и русские. Вот один только факт – почти все русские, живущие в селе, знают карачаевский язык. Кто не знает, в смысле, не говорит на нем, понимает его. Так что, у меня было замечательное детство, замечательные друзья и подруги.
Отец Назифат Юсуф Батдыев был известной личностью в селе. Юсуф Батдалович проработал комбайнером в колхозе “Красных партизан” всю свою сознательную жизнь. Его фото не сходило с доски Почета.
Назифат после окончания школы, в которой ей предрекали хорошее будущее, поступила в Карачаево-Черкесский пединститут, выбрав сознательно это учебное заведение, потому, что от него до родного дома всего час езды, и она могла приезжать в субботу вечером, чтобы остаться на выходные и хоть чуть-чуть разгрузить мать, Фатиму Джамболатовну Байчорову, которая день и ночь проводила в хлопотах по хозяйству, воспитывая четверых детей.
– Я – старшая в семье, остальные трое – мальчишки, – рассказывает Назифат Юсуфовна, – учителя частенько говорили мне и многим родителям, что из меня выйдет неплохой юрист, врач, и отец согласен был отпустить меня на учебу хоть в Нальчик, хоть в Москву, но…
Но у Назифат даже в юности хватило ума понять, что счастливые предсказания не сбываются, ели ты выбрал не то, что тебе предназначено.
Стремление, желание стать преподавателем родного языка не оставляло ее ни на минуте и в стенах института.
– А как иначе? Какие люди тогда сверкали в нем – темпераментный рассказчик бесконечных историй, любимец всех студентов Магомед Хубиев, щедро делящейся своими знаниями со студентами Хызыр Хапсироков, добрый Азамат Суюнчев, мягкий взгляд которого из-под мохнатых, насупленных бровей словно подбадривал тебя: “Отвечай смелей. Ты же все знаешь…” Да разве всех перечислишь? И все же всем лучшим во мне, как в педагоге, я, как и многие другие учителя в нашей школе, обязана двум мудрым и добрым женщинам. Это Зульфа Хусеевна Байрамукова, долгое время работавшая директором школы, и завуч Люаза Аубекировна Дотдаева. Так, я даже не смогу перечислить, сколько они делали для школы, они задали и укоренили такой стиль в школе, что каждый из нас, – будь то педагог или ученик, чувствует себя уважаемой, ценимой, необходимой всем.
– Школа требует от педагога всей жизни. Чтобы давать, необходимо получать, то есть черпать новое. А где его взять? Ведь буквально несколько лет назад преподаватели родного языка плакались, что нет книг, пособий, методик…
– Теперь стало куда легче. Вот, видите, на столе лежит прекрасный журнал “Ильячин”, который издает Кулина Салпагарова. Оно, конечно, книга книге – рознь. Не за всякую следует браться с размаху. Но книги Байдымат Кечеруковой, методические пособия Хасанат Текеевой – большое подспорье в работе. Выручает техника – достал редкостную книгу: отпечатал на компьютере, снял ксерокс с той или иной статьи. Частый гость на уроках народный поэт КЧР Назир Хубиев, постоянно приходил писатель Азамат Суюнчев, недавно ушедший из жизни…
Ребята даже не догадываются, что мы по вечерам тоже учимся. Свои дети – их у меня трое – то и дело подтрунивают надо мной: “Нет слов, лучшее ученье – это чтенье, но не до такой же степени – и днем, и ночью”.
“Свои”, те самые “свои”, которых так важно иметь в жизни – очень тонкие и порядочные дети. Дочь Марина преподает в университете, Энвер – предприниматель, Заур работает в пенсионном фонде. Они никогда не пристают к матери с расспросами: “Почему ты сегодня так устало, скучно выглядишь?” Они понимают, что у нас, это считается проявлением душевности и заботы, а на самом деле – это обыкновенная бестактность, но когда три месяца назад ушла из жизни мать Назифат, окружили ее такой заботой и любовью, что отогрели ее изболевшееся сердце.
Каждый из нас, теряя родных, переживает ощущение собственного сиротства. Что же должна была пережить Назифат, оставшись одна? Отец умер шестью годами ранее. Только одно. Уплотнить свой день до такой занятости, что сиротство не будешь чувствовать из-за нехватки времени. Тоторкулова не только преподает родной язык, но является руководителем методобъединения родного языка и литературы. Научно-методические материалы: “Адет. Адеб. Намыс”, кстати, горская этика – во главе угла всей работы школы, “Внеклассная воспитательная работа, направленная на формирование полиэтнического сознания детей” и многие другие – ее настольная литература. Потому неудивительно, что она является неоднократным победителем муниципального конкурса “Лучший учитель родного языка”.
В классе у Тоторкуловой и отличники не скучают, и те, кому трудно за ними угнаться, работают с интересом, в полную силу.
– Дети такие разные, вот, к примеру, есть у меня ученик- третьеклассник Магомед. Даешь задание в классе – выучить одно стихотворение – он тебе все пять, что есть на странице, расскажет наизусть. А другой с одним еле справляется. В основном, это дети других национальностей, пожелавшие учить карачаевский язык.
Назифат Юсуфована не любит ругать детей, скорее только хвалит, даже за самое малое. Но это не значит, что это атмосфера прекраснодушия, просто ей близок и понятен мир ребенка. У нее такой запас любви, душевного тепла, который может отогреть. Любой ожесточившийся характер подростка, – говорят о Тоторкуловой коллеги, – даже будучи выведенной из себя кем-либо, она не будет его ругать, обсуждать в резких выражениях его умственные и физические способности.
Как часто о работе педагога судят по среднему баллу, о том, сколько его учеников преуспели на том или ином конкурсе, олимпиадах. Ее ученики Шамиль Чомаев, Магомед Чагаров, Аделина Кубекова, Мариям Чагарова доставляют море удовольствия экзаменаторам своими знаниями, изложением заданного материала.
– Назифат Юсуфовна, вот вы назвали фамилии – Чомаев – десятиклассник, а Кубекова – второклассница. С кем легче работать – с малышами или старшеклассниками?
– С малышами. Я получаю такую радость от фонтанов их фантазий, от их неуемных расспросов, от того, как они смешивают в одном предложении слова двух языков… Словом, они наилучшие собеседники, слушатели и зрители… Отдавая им свое внимание, любовь, я получаю взамен ровно столько же и даже более того.
– Не буду касаться учительской зарплаты, – об этом немало сказано было, и, слава Богу, начались реальные подвижки. Но когда были перебои с зарплатой, когда получали мизерные суммы, когда ребенок не идет на контакт с учителем, не хотелось бросить школу и посвятить себя целиком и полностью семье, ведь у женщин (и это доказано психологами и социологами) основной настрой на личную жизнь, семью? Или, скажем, поменять место работы?
– Всякое бывало, но о другой работе никогда не думала. Школа – это святое. Сюда нельзя приходить в плохом настроении. Общение с детьми обогащает, обязывает подтягиваться и внешне, и внутренне. Словом, воспитывая детей, сами тоже у них талантливо воспитываемся…
                                                                                                                                           Аминат ДЖАУБАЕВА.
                                                                                                                  На фото: Назифат ТОТОРКУЛОВА.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях