“Что ни день, то новые успехи”

19 июня в 04:28
 просмотров

1963 год
В годы “оттепели” журналисты пишут свободно и раскованно, даже небольшую заметку о ходе весенних полевых работ начинают словами: “Над полями совхоза “Черкесский” гуляют теплые весенние ветры. Стаял снег, подсыхает земля. 13 механизированных отрядов совхоза, взявших на себя заботу о 10.800 гектарах земли, выехали в степь и буквально ловят минуты, когда можно вести боронование, культивацию и сев. Постоянное наблюдение за “поспеванием” почвы, которое ведут и агрономы, и сами механизаторы, позволяет обрабатывать землю, не допуская потри драгоценной влаги”. Вот рядом такой же “поэтический” репортаж: “Хорошо сейчас в поле! Весна, наконец, перестала играть в прятки. Растаял снег, досыта напоив землю, механизаторы, которым давно надоело ждать хорошую погоду, работают в эти дни с полной отдачей сил. 1963 год
В годы “оттепели” журналисты пишут свободно и раскованно, даже небольшую заметку о ходе весенних полевых работ начинают словами: “Над полями совхоза “Черкесский” гуляют теплые весенние ветры. Стаял снег, подсыхает земля. 13 механизированных отрядов совхоза, взявших на себя заботу о 10.800 гектарах земли, выехали в степь и буквально ловят минуты, когда можно вести боронование, культивацию и сев. Постоянное наблюдение за “поспеванием” почвы, которое ведут и агрономы, и сами механизаторы, позволяет обрабатывать землю, не допуская потри драгоценной влаги”. Вот рядом такой же “поэтический” репортаж: “Хорошо сейчас в поле! Весна, наконец, перестала играть в прятки. Растаял снег, досыта напоив землю, механизаторы, которым давно надоело ждать хорошую погоду, работают в эти дни с полной отдачей сил. Что ни день — молва доносит новые вести о трудовых успехах хозяев полей. Взять, например, тракториста Андрея Склярова из первой комплексной бригады Зеленчукской МТС. В короткое время освоив навесной плуг, он довел выработку на пахоте до 7,8 гектара. Это в полтора раза больше, чем положено по норме на прицепной плуг…” Но это – журналисты. Когда же за отчет берется специалист, романтики меньше. Вот П. Шатохин, главный агроном колхоза “Кубань”. “Кукурузоводы и свекловоды вспахали 100 и забороновали около четырех тысяч гектаров пашни. Под посев гороха внесены минеральные удобрения из расчета 1,5 центнера супер фосфата и 0,5 центнера аммиачной селитры на гектар, подкормлены десятки гектаров озимых”.
 Но партия – по-прежнему рулевой, почти в каждой информации – упоминание о партийном руководстве. “По радио передавали призывы ЦК КПСС к 46-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, призывая настойчиво повышать производительность труда, и в этот час на Черкесском заводе резинотехнических изделий заступила на трудовую вахту смена “Г” во главе с О. Звягинцевым. Съемщики напорных рукавов В. Пампухо, Б. Архангельский, С. Олейников и А. Гордиенко решили дать максимальную выработку. Работали дружно, слаженно, И результат превзошел ожидания. За смену снято 4.300 погонных метров напорных рукавов. Это 185 процентов нормы!”- сообщает старший инженер-нормировщик Черкесского завода резинотехнических изделий Б. Джумаев.
Многие материалы дидактичны, они не только рассказывают о достижениях, но и часто складываются в короткую новеллу, как, например, эта – Б. Кубекова. “Садово-огородная бригада совхоза “Карачаевский” никогда не считалась передовой. Бригадиры здесь менялись часто, а план из года в год не выполнялся. Но вот к руководству бригадой пришел Зулкарнай Джатдоев, наладивший дело. На днях я побывал у овощеводов. Был обеденный перерыв, люди сидели все вместе и внимательно слушали бригадира, который читал газету. Поодаль виднелась горка только что срезанных кочанов. “Хороша капуста! – рассказали мне девчата.- По плану бригада должна сдать 120 тонн помидоров, огурцов, лука, моркови, капусты, свеклы. А мы заготовили 190 тонн овощей”. Все они – Шатдан Уртенова, Рабият Газаева, Гыджын Кубекова, Соня и Иосиф Гогуевы теперь с чистой совестью встретят праздник Октября”.
 Заметки строятся так, чтобы читатель понимал необходимость проводимой работы. “Хороший подарок Октябрю приготовили овцеводы второго отделения конезавода № 168. 850 центнеров ценного сырья дали камвольной промышленности наши овцеводы. Тысячи людей приобретут себе к празднику новые костюмы из шерсти, “выращенной” нашими чабанами..”
Критика в эти годы – открытая, нелицеприятная: “В четвертой бригаде совхоза “Сторожевский” пять комбайнов заготавливают силосную массу. Рядом с комбайнами идут машины, и летит зеленая сечка мимо кузовов сплошным потоком. Очень много теряется урожая. Следом за машинами движется скот, затаптывает добро в землю. Крикнуть бы бригадиру И. Шапетину:
 – Что вы делаете? Остановитесь!
А он молчит, будто так и надо. В первой бригаде тоже на уборке большие потери. Не чувствуется в совхозе “Сторожевский” хозяйской заботы о качестве уборки кукурузы на силос…”
Читатель С. Вобленко, член КПСС, из ст. Зеленчукской остро ставит вопрос производства картофеля. “Ведь было время, когда мы получали по 200— 250 центнеров клубней с гектара и не считали это достижением. Человека отмечали лишь тогда, когда он получал 500—600 центнеров с гектара. И таких в нашем колхозе имени Ленина было в довоенные годы немало, это колхозницы Ягодкина, Усикова, Орлова, отмеченные высшими правительственными наградами – орденами Ленина. А что мы видим сейчас? Урожайность картофеля стала катастрофически падать. Сейчас колхоз получает 70—80 центнеров картофеля с гектара и считает это достижением. Что же случилось? Одну из главных причин этого упадка я вижу в запущенности семеноводства, в забвении элементарных правил возделывания картофеля.
 Основным сортом считается “лорх”. Сорт неплохой. Но, как и всякий другой, он дает высокие урожаи только тогда, когда семена регулярно обновляются. У нас же долгое время этим правилом пренебрегали. Семена не обменивались, вырождались. А раз были плохие семена, плохим оказывался и урожай. Непонятно и прекращение выращивания сорта “вольтман”. Этот картофель в большом количестве перерабатывался на крахмал на пищевых предприятиях. Однако в послевоенные годы посевы “вольтмана” были сведены на нет.
 Раньше под картофель отводились лучшие земли. Обрабатывались они очень заботливо. Правда, на это приходилось расходовать массу ручного труда, но урожай окупал затраты. Теперь картофель сеют огромными массивами, порой по горам и оврагам, где не только ему, а даже и сорным травам трудно расти. Стоит ли удивляться после этого, что, высеяв весной 25 центнеров семян на гектар, колхоз получает взамен лишь 75—80?
 Картофелеуборочные комбайны у нас не прижились, так как наши земли слишком тяжелы для их хрупких узлов. Что касается картофелекопалок, то это далеко не та машина, которая нужна. Выкапывая клубни, она столько же закапывает их опять в землю. Можно, конечно, пробороновать поле и раз, и два, но эти затраты не окупаются теми центнерами, которые удается извлечь с помощью борон. Нужны более совершенные машины, которые стали бы настоящими помощниками картофелеводов…”
Как свежо и интересно! И даже с трудом верится, что написано это в далеком 1963 году…

По материалам архивов

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях