Верный заветам рыцарства…

21 июня в 05:03
5 просмотров

Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам…
Он родился 15 мая 1888 г. в с. Карт-Джурт в княжеской семье. Получив начальное образование, занимался скотоводством. Когда в августе 1914 г. в Карачае начался набор добровольцев в Кавказскую туземную конную дивизию, Сеит-Бий одним из первых вступил в ее ряды. Тут стоит отметить, что горцы в Российской империи не подлежали призыву, тем не менее, они принимали участие во всех войнах России, неся службу в милиционных отрядах. И в Первую мировую большинство наших земляков служили в составе 3-й Баталпашинской сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии.

Этой весной исполнилось 125 лет со дня рождения нашего земляка, героя Первой мировой войны Сеит-Бия Крымшамхалова. Долгие годы его имя было незаслуженно предано забвению. К счастью, время все расставило по своим местам…
Он родился 15 мая 1888 г. в с. Карт-Джурт в княжеской семье. Получив начальное образование, занимался скотоводством. Когда в августе 1914 г. в Карачае начался набор добровольцев в Кавказскую туземную конную дивизию, Сеит-Бий одним из первых вступил в ее ряды. Тут стоит отметить, что горцы в Российской империи не подлежали призыву, тем не менее, они принимали участие во всех войнах России, неся службу в милиционных отрядах. И в Первую мировую большинство наших земляков служили в составе 3-й Баталпашинской сотни Черкесского конного полка Кавказской туземной конной дивизии.

В Карпатских горах, юго-западнее Самбора, на берегах реки Сан в начале декабря 1914 г., Кавказская конная дивизия впервые вступила в боевые действия с неприятелем. Вплоть до начала февраля 1915 г. всадники дивизии вели тяжелые бои у галицийских и польских деревень и городов. Кавказские полки с честью выдержали боевое испытание, ни на одном участке их обороны враг не прошел, а там, где они наступали, был повержен.
В 7.30 утра 8 декабря 3-я сотня выступила из деревни Паничев по направлению к горному хребту, и вскоре всадники, первыми из состава полка и дивизии, вступили в столкновение с неприятелем. В последующие дни сотня вела непрерывные бои близ сел Волковыя, Терки, Рыбни-Горожанка. Именно тогда одним из первых в дивизии Сеит-Бий Крымшамхалов, произведенный в чин приказного, заслужил свою первую награду – Георгиевский крест IV степени (№ 159476). В наградном листе так описывался его подвиг:
“В бою 13 декабря 1914 г. при Горожанке – Рыбне, во время взятия гребня в лесу, когда был обнаружен обход неприятелем нашего боевого порядка на совершенно открытом месте под действительным огнем неприятельского пулемета и пехоты из маскировочного окопа, был послан командиром дивизиона с приказанием остановить наступление правого уступа. Вынужденный пройти пешком туда и обратно по открытому месту с полным самоотвержением исполнил это опасное поручение, передал приказание направить движение сотни и пришел доложить об исполнении приказания, дважды обстреливаемый неприятелем с дистанции, меньшей прямого выстрела. Передачей приказания способствовал отражению обхода неприятеля”.
В начале января 1915 г. “за усердие, отличное знание службы и хорошее поведение” Сеит-Бий был произведен в чин младшего урядника.
Вскоре после окончания январских боев, 8 февраля, командир полка подполковник А. Чавчавадзе обратился с рапортом к комбригу с просьбой ходатайствовать о производстве в “юнкеры милиции младших урядников Сеит-Бия Крымшамхалова и Магомет-Герия Крымшамхалова за их примерную службу и за особые отличия в делах против австрийцев”.
В то время как представление С.-Б. Крымшамхалова к чину проходило инстанции, он в боях у г. Станиславова заслужил Георгиевский крест III степени (№ 44272). Командование отмечало: “15 февраля во время атаки лавой, при следовании командира полка к деревне Цу-Бабино, в тылу командира полка из расположения неприятельских окопов стали раздаваться выстрелы, очевидно, незаметно прятавшегося в окопах неприятеля: вызвавшись охотником выбить этих неприятельских стрелков, стрелявших в упор, совершил оное с полным успехом и тем, безусловно, спас жизнь командиру полка”.
В марте и апреле 1915 г. С.-Б. Крымшамхалов принимал активное участие в боях и 30 апреля приказом командующего Юго-Западным фронтом за боевые отличия и умелое руководство подчиненными был произведен в чин прапорщика.
Уже в чине офицера, командуя одним из взводов сотни, он заслужил свой первый орден. В первой половине сентября всадники 3-й сотни вели разведку, выясняли обстановку и вступали в боевые соприкосновения с противником. Тогда же временно командующий полком подполковник Крым Султан-Гирей представил к награждению прапорщика Сеит-Бия Крымшамхалова. В наградном листе говорилось: “5 сентября, когда полк находился в деревне Коссово и была потеряна связь с 9-й кавалерийской дивизией, прапорщик Крымшамхалов с разъездом, несмотря на артиллерийский и ружейный огонь, выдвинулся вперед, выяснил обстановку, и благодаря его смелой и быстрой работе была восстановлена связь с 9-й кавалерийской дивизией, чем способствовал общему успеху. Прошу наградить его орденом Св. Анны 3-й ст. с мечами и бантом”. Однако командование решило наградить офицера другой наградой – орденом Св. Станислава III степени с мечами и бантом (приказ по 9-й армии от 21.04.1916 г.).
А уже в конце сентября, проявив отвагу в бою у деревни Петликовце-Нове, Сеит-Бий заслужил второй орден – Св. Анны IV степени с надписью “За храбрость”.
С осени 1915 г. по конец мая 1916 г. полки Кавказской конной дивизии несли сторожевую службу. Прапорщик С.-Б. Крымшамхалов неоднократно руководил разведкой, ходил в дозоры.
Во время Брусиловского прорыва, 31 мая 1916 г., Черкесский полк, в авангарде которого наступала 3-я Баталпашинская сотня, полностью захватил деревню Окно и станцию. Всадники сотни, ворвавшись на станцию, уничтожили ее охранников и захватили богатые трофеи. Число же пленных составило 157 человек. За этот бой Сеит-Бий был представлен к ордену Св. Владимира IV степени, но приказом 9-й армии от 27.06.1916 г. был награжден орденом Св. Анны III степени с мечами и бантом.
В июне-июле кавказские сотни отбивали контратаки противника и проводили разведку. С.-Б. Крымшамхалов неоднократно возглавлял сотенный разведывательный разъезд, неся сложную и опасную службу. О напряженности тех дней ярко свидетельствуют записи в его полевой книжке:
“21 июня. Высота 399. – Командиру 3-й сотни.
Доношу, что с восточной стороны высоты 399 удалось добраться на саму высоту, откуда видно все движение неприятеля. Отлично было для артиллерийского наблюдения на участке 7-й роты. Противник накатывается постоянно. Слежу за неприятелем”.
 За бой у деревни Королювка 16-го июля 1916 г., увенчавшийся полным успехом, прапорщик С.-Б. Крымшамхалов, командовавший разведкой, приказом по 9-й армии от 2.08.1916 г. был награжден орденом Св. Станислава II степени с мечами и бантом.
Вскоре Крымшамхалов за боевые отличия был произведен в подпоручики милиции, с переименованием в корнеты по кавалерии.
С начала декабря и до конца 1916 г. дивизия, помогая войскам Румынии, вела ожесточенные бои с немецкими войсками, действуя в гористой местности Восточных Карпат, в районе городов Роман и Бакеу. Умело командуя всадниками, проявляя личную храбрость, корнет Крымшамхалов за бой 15 декабря на высотах против селения Сальчей приказом по 4-й армии от 27.03.1917 г. был награжден орденом Св. Анны II степени с мечами и бантом.
Свою наиболее почетную награду Сеит-Бий Крымшамхалов заслужил в последнем наступлении российской армии летом 1917 г. Тогда, 27 июня, во время наступления частей 12-го армейского корпуса, 3-й сотне Кавказской конной дивизии п было приказано под навесным огнем наших 4-х пулеметов переправиться через реку Ломницу и атаковать цепи противника с целью занять деревню Блудники.
Как говорится в наградном листе, составленном командиром полка, “корнет Сеид-Бий Крым-Шамхалов командовал 1-м взводом этой сотни. Обнажив шашку, он воодушевил своих всадников и, скомандовав, примером личной храбрости под сильным ружейным, пулеметным и орудийным огнем противника кинулся во главе своего взвода первым в конную атаку через Ломницу и, увлекая своих людей, первым врубился в нерасстроенную еще цепь неприятельской пехоты и лихо ошеломляющей быстротой действий своего взвода шашкой и пикой стал сбивать сопротивляющихся венгерских гусар, упорно державшихся на переправе. Вслед за взводом корнета Сеид-Бия Крым-Шамхалова вся третья сотня лихо развернулась под сильным огнем противника и, прорвав его первую линию, все время работая шашкой и пикой, равняясь по доблестному взводу корнета Сеид-Бия Крым-Шамхалова и внося панику в ряды неприятельской пехоты, рубя, истребляя и захватывая в плен, ворвалась в с. Блудники. Бесподобная работа 3-й сотни, самоотверженность и храбрость всех ее чинов, поднятая беспримерным порывом корнета Сеид-Бия Крым-Шамхалова, давшего и напомнившего всадникам заветы рыцарства, послужила началом блестяще завершившейся конной атаки и занятия села Блудники. Деревня Блудники была удержана нами и ночью сдана подошедшим частям ударного батальона 56-й пехотной дивизии.
Состав 1-го взвода – 27 шашек. Потери его – 1 всадник убит, 6 – ранено и 9 лошадей убито. Захвачено пленных 20 спешенных гусар, много изрублено”.
Подробные свидетельские показания о том бое дал начальник 6-й конно-пулеметной команды отряда Балтийского флота штабс-капитан Ананьев, завершив их следующими словами: «Беззаветная храбрость корнета Крым-Шамхалова вызвала восхищение всех моих пулеметчиков, не говоря уже обо мне. О высокой доблести корнета Сеид-Бия Крым-Шамхалова своею подписью свидетельствую, что он во имя справедливости мог быть награжден отличием героя”.
Командир полка полковник Чавчавадзе представил Сеит-Бия Крымшамхалова к Георгиевскому оружию. Ходатайства были направлены командиру 3-й бригады генерал-майору А. Гагарину, который, поддержав их, добавил: “Находясь у брода, я лично был свидетелем подвига корнета Сеид-Бия Крым-Шамхалова, а потому особенно ходатайствую о награждении…”. Приказ командующего 8-й армией о награждении С-Б Крымшамхалова Георгиевским оружием был издан 14 октября.
И тким образом, корнет Сеит-Бий Крымшамхалов стал одним из 15 офицеров-горцев Кавказской конной дивизии, награжденных за три года боев Георгиевским оружием. Подвигом в бою у р. Ломницы он вписал свое имя золотыми буквами в боевую летопись дивизии.
Приказом по армии и флоту 29.09.1917 г. С.-Б. Крымшамхалов был произведен в поручики. К этому времени дивизия уже находились на родине, куда была отправлена по собственной просьбе, после того как отказалась поддержать мятеж генерала Л. Корнилова.
После Октябрьской революции 1917 г. Сеит-Бий, как и все офицеры дивизии, стал на путь борьбы с большевиками. В организованном осенью 1918 г. Карачаевском конном полку он возглавил 3-ю сотню. Отважно сражаясь с Красной Армией на Северном Кавказе, на Царицынском фронте, участвуя в оборонительных боях 1920 г., он был произведен в есаулы. После поражения белого движения Сеит-Бий Асланбекович остался на родине и принял активное участие в антисоветском восстании в Карачае в сентябре-октябре 1920 г.
В первой половине 1920-х гг., пользуясь объявленной амнистией, связанной с характерной для НЭПа либерализацией, Сеит-Бий Крымшамхалов проживал в Баксанском ущелье Балкарии, сохраняя наследие Исмаила Мырзакуловича Урусбиева, дочерью которого была его мать – Мисирхан. Впоследствии, вернувшись в Карачай, работал лесничим Джаланкольского лесничества.
Но уже с конца 1920-х гг. органы власти начинают подвергать его лишению избирательных прав, превращая в изгоя в тогдашнем обществе. В 1929 г. Сеит-Бий был арестован и по стандартным обвинениям в контрреволюционности осужден к заключению в лагеря, где и скончался.
Вплоть до 1990-х гг. имя героя российской армии, кавалера восьми боевых наград, отважного офицера Сеит-Бия Крымшамхалова находилось под запретом. И лишь в последнее время мы можем с гордостью произносить его как имя человека, подвигами прославившего свой народ далеко за пределами родного края. В 1999 г. решением прокуратуры КЧР Сеит-Бий Асланбекович Крымшамхалов был официально реабилитирован.
                                                                                                                                                           Ш. БАТЧАЕВ,
                                                      к. и. н., ученый секретарь Карачаевского НИИ им. А. И. Батчаева.
                                                                                      На фото: Сеит-Бий КРЫМШАМХАЛОВ (в центре),

                                                                                                                                слева младший брат Азиз,

                                                                                                 справа – родственник М. КУЧУКОВ. 1917 г.

Поделиться
в соцсетях