Кем быть?

22 июля в 07:16
 просмотров

“Кем быть?” и “Каким работником быть?” – ответы на такие вопросы помогала найти выпускникам школ профориентационная работа еще в недавнем прошлом нашей страны. Когда-то она вносила огромный вклад в формирование кадрового резерва и выбора профессии учащимися, но новые стандарты современного российского образования отодвинули профориентационную работу на второй план.
Профориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны. “Кем быть?” и “Каким работником быть?” – ответы на такие вопросы помогала найти выпускникам школ профориентационная работа еще в недавнем прошлом нашей страны. Когда-то она вносила огромный вклад в формирование кадрового резерва и выбора профессии учащимися, но новые стандарты современного российского образования отодвинули профориентационную работу на второй план.
Профориентация – это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах народного хозяйства страны. Профориентация в рыночных условиях – это прежде всего трансформация структуры представлений молодого человека о его профессиональной карьере с опорой на реальность. С учетом требований рыночной экономики, развития производственных отношений в мире, появления новых производственных отраслей, специализации требуется подготовка кадров, отвечающих запросам современного рынка труда.
В этом направлении и работают психологи Управления Государственной службы занятости населения республики под руководством начальника УГСЗН КЧР Н-М. Чотчаева и Черкесское Агентство Аутсорсинга. По инициативе главы администрации Прикубанского района Х. Казиева в ряде населенных пунктов возобновилась профориентационная работа с выпускниками школ. Большую заинтересованность в возрождении профориентации проявили директора СОШ с. Таллык, с. Чапаевского, с. Пристань, гимназии с. Знаменка. Сотрудники Черкесского Агентства Аутсорсинга провели в этих школах ряд мероприятий, опросов и выяснили, что выпускники и родители имеют неверные представления о востребованных сегодня на рынке труда профессиях. Большинство учеников намеревались стать юристами, экономистами, бухгалтерами, в то время как рынок труда уже давно страдает переизбытком таких специалистов. По данным ГСЗН КЧР, за период 2012 года на учете по безработице состояло 180 юристов (удалось трудоустроить всего троих), 334 экономиста (трудоустроены трое), 296 бухгалтеров (нашли работу 20). Очевидно, что профориентационный вопрос сегодня стоит особенно остро.
Психодиагностическая работа в перечисленных школах помогла определить профессиональные задатки и способности школьников выпускных классов. Детей проинформировали об основных правилах выбора профессии, составили профессиограммы по выбранным ими специальностям, и на основе результатов тестирования для каждого из учащихся были даны индивидуальные рекомендации по выбору профессии.
Результат анализа на основе вторичного тестирования, как мы и надеялись, показал переосмысление школьниками своего профессионального будущего. Так, на старте пилотного проекта по профориентации 94% учащихся выбирали “модные” и “престижные” профессии. А уже к концу более 80% выпускников реально осознали свой тип личности и особенности психики, переоценили возможности и изменили планы на ближайшие перспективы, а значит, не ошибутся при выборе профессии. Их труд и знания в будущем наверняка будут востребованы.

И. БЕТУГАНОВА,
руководитель Черкесского

агентства аутсорсинга.

Поделиться
в соцсетях