Отчет-послание Главы Карачаево-Черкесии

23 июля в 07:43
1 просмотр

Уважаемые жители Карачаево-Черкесии!
Уважаемые депутаты!
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики представляю отчет о деятельности Правительства республики за 2012 год.
Сегодня я намерен говорить не только о результатах работы, но и о задачах, стоящих перед исполнительной властью республики на будущее.
Приоритетной задачей в деятельности Правительства республики является обеспечение надлежащего качества жизни населения.
С первых дней моей работы я постарался объездить практически все населенные пункты республики, встретиться с жителями и активом, чтобы определить для себя и Правительства ориентиры в работе, почувствовать, какие вопросы волнуют людей в первую очередь, в каком направлении должна работать исполнительная власть.

Уважаемые жители Карачаево-Черкесии!
Уважаемые депутаты!
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики представляю отчет о деятельности Правительства республики за 2012 год.
Сегодня я намерен говорить не только о результатах работы, но и о задачах, стоящих перед исполнительной властью республики на будущее.
Приоритетной задачей в деятельности Правительства республики является обеспечение надлежащего качества жизни населения.
С первых дней моей работы я постарался объездить практически все населенные пункты республики, встретиться с жителями и активом, чтобы определить для себя и Правительства ориентиры в работе, почувствовать, какие вопросы волнуют людей в первую очередь, в каком направлении должна работать исполнительная власть.

Сегодня мы уже можем говорить не только о планах, но и о результатах своей работы.
Очевидно, что повышение качества жизни населения возможно только через развитие экономики и, как следствие, укрепление финансовой самостоятельности как хозяйствующих субъектов, так и бюджета республики в целом.
2012 год для Карачаево-Черкесии отмечается стабилизацией, а по ряду направлений социально-экономического развития – определенным оживлением ситуации.
Обеспечен рост промышленного производства – 115,2%, по темпам которого республика уже второй год подряд занимает второе место в СКФО и опережает среднероссийский по-казатель (102,6).
Положительным фактором является обеспечение роста, главным образом, за счет обрабатывающих производств (120,7%).
Отчетливо понимая, что только благодаря подъему экономики возможно обеспечение качественного уровня жизни граждан Карачаево-Черкесии, Правительство республики оказывает инвесторам государственную поддержку в форме госгарантий, налоговых преференций, субсидирования процентных ставок и других мер.
На территории республики реализуется ряд крупных инвестиционных проектов.
Проект «Строительство фабрики по производству шерстяной ленты и пряжи с использованием инновационных технологий», осуществляемого ООО «Квест-А», первым в КЧР получил в прошлом году государственную гарантию Российской Федерации на привлекаемые заемные средства.В настоящее время ведется строительство второй очереди фабрики, аналогов которой в России нет. При выходе на проектную мощность предприятие будет выпускать 2 тысячи тонн продукции в год. Данный проект не только позволит создать дополнительно около четырехсот рабочих мест, 58 из которых уже созданы, но и, формируя рынок сбыта для овцеводов, обеспечит сырьем трикотажную отрасль региона, в которой занято у нас более 50 тысяч жителей.
В текущем году одна из крупнейших компаний России по производству обуви – многопрофильный холдинг «Обувь России» приступает к реализации инвестиционного проекта по открытию обувной фабрики в городе Черкесске. Фабрика будет производить до миллиона пар обуви в год. Проект, реализация которого осуществляется в рамках государственно-частного партнерства посредством предоставления ему государственной гарантии, уже на первом этапе обеспечит рабочими местами около 120 человек, а при выходе на проектную мощность планируется трудоустроить на предприятии до 600 человек.
Холдинг «ЕВРОЦЕМЕНТгруп» приступил к реализации на территории республики крупного инвестиционного проекта по строительству новой технологической линии по производству цемента «сухим способом» мощностью 4 млн. тонн в год на базе действующего завода «Кавказцемент». Это будет самый крупный завод по производству цемента в России. Речь идет о серьезной модернизации предприятия, по сути – строительстве нового завода. Новая технологическая линия позволит не только увеличить на 30% производственные мощности при одновременном снижении себестоимости продукции, но и значительно улучшить экологическую обстановку в регионе. По завершении строительства линии ожидаем значительное увеличение налоговых поступлений в казну республики.
Прорабатываем также механизм реализации инвестиционного проекта строительства Худесского горно-обогатительного комбината стоимостью более 13,5 миллиардов рублей, способного обеспечить рабочими местами около 1000 жителей республики; проекта по выращиванию экологически чистой сельскохозяйственной продукции, востребованной сейчас во всем мире, а также еще более десяти крупных проектов.
В целях создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе на территории Зеленчукского и Урупского муниципальных районов создана туристско-рекреационная особая экономическая зона, в которую вошел инвестиционный проект «Всесезонный горный курорт «Архыз».
Создание особой экономической зоны в Карачаево-Черкесской Республике осуществляется в пилотном режиме, а комплексное освоение объектов всесезонного горного курорта «Архыз» в рамках государственно – частного партнерства ведется опережающими темпами.
За счет бюджетных средств завершено строительство всей инженерной инфраструктуры. Построены водозабор и водопровод, закончено строительство канализации и системы очистки сточных вод, построены и подведены к поселку «Романтик» высоковольтная линия электропередачи протяженностью 61 километр и подводящий газопровод протяженностью 69 километров; завершено строительство автомобильной дороги до поселка Романтик. Введена в эксплуатацию и функционирует станция поисково-спасательной службы.
Силами инвесторов, основным из которых является ОАО «Группа «Синара», в прошлом году введена в эксплуатацию канатная дорога протяженностью 860 метров, а в этом году – вторая канатная дорога, самая длинная в России, протяженность которой составляет 2400 метров, введены две гостиницы из пяти строящихся и административное здание.
Строительство всесезонного горного курорта «Архыз» направлено на кардинальное повышение уровня использования туристского потенциала Карачаево-Черкесии, а также – роли туристской отрасли в экономике республики, которая на сегодняшний день не является еще, как должно быть, её основной составляющей.
При выходе на проектную мощность планируется привлечение туристического потока до 500 тысяч человек в год. Мы рассчитываем, что проект будет иметь большой социальный и экономический эффект для республики, поскольку предусматривает создание около 10 тысяч дополнительных рабочих мест, включая смежные отрасли.
Ведется реализация крупного инвестпроекта в области гидроэнергетики по строительству Зеленчукской ГЭС-ГАЭС стоимостью около 11 миллиардов рублей. Карачаево-Черкесия – энергодефицитный регион, и ввод в эксплуатацию Зеленчукской ГЭС-ГАЭС на полную мощность позволит решить проблему энергодефицита республики на 50%. Мы заинтересованы в реализации данного проекта еще и потому, что помимо развития энергетической отрасли он будет способствовать созданию новых рабочих мест, увеличению поступлений налогов в бюджет республики.
В целом, по итогам прошлого года в экономическую и социальную сферы республики направлено около 18 миллиардов рублей инвестиций, что на 4,3 миллиарда превышает уровень прошлого года. По темпу роста инвестиций Карачаево-Черкесия занимает второе место в СКФО, опережая среднероссийский показатель (6,6%).
И в текущем году мы намерены не сбавлять темпы инвестиционной активности, обеспечивая при этом системную работу по созданию комфортных условий для инвесторов, отдавая приоритет частным инвестициям. Для большей прозрачности в осуществлении инвестиционной политики, налаживания диалога с бизнесом формируется Инвестиционный совет с участием представителей предпринимательства и общественности, создали институт Уполномоченного по правам предпринимательства. Думаю, эти меры благоприятно скажутся на инвестиционном климате в республике.
С ростом инвестиционной активности в 2012 году благоприятная ситуация сложилась в строительстве. По темпам роста объемов в этой сфере на протяжении двух последних лет Карачаево-Черкесия лидирует среди субъектов СКФО, обеспечив в прошлом году прирост этого показателя на 23,9%. В 2012 году в республике введено 87,4 тысячи квадратных метров жилья – построено 6 многоквартирных и 301 индивидуальный жилой дом.
По республиканской целевой программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда 2011-2012 годов из 12 аварийных домов переселено 320 человек.
Вместе с тем, еще 202 многоквартирных дома находятся сегодня в аварийном состоянии. Решение проблемы требует огромных капитальных вложений, которых в республике на сегодняшний день нет. Правительству, совместно с муниципалитетами, не дожидаясь помощи из федерального центра, необходимо проработать возможность участия Карачаево-Черкесской Республики в федеральной целевой программе переселения граждан из аварийного жилого фонда. Это вопрос государственной важности и решать его нам надо!
Как и вопрос обеспечения многодетных семей земельными участками. В мае прошлого года был принят закон Карачаево-Черкесской Республики, регламентирующий порядок бесплатного предоставления участков гражданам, имеющим трех и более детей. За этот период 791 семья изъявила желание получить земельный участок, а получили их только 58 семей. Это крайне низкий показатель! Руководители муниципальных образований в один голос уверяют, что свободных земель нет. Да, такая проблема в ряде населенных пунктов, действительно, есть. Но есть и другая статистика. За прошедший с момента принятия данного закона период для иных целей использования было предоставлено 1158 земельных участков. То есть – для многодетных семей земли отсутствуют, а для других целей находятся. Даю поручение Министерству имущественных и земельных отношений и прошу депутатский корпус совместно проанализировать создавшуюся ситуацию и дать этому объективную оценку. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин предупредил руководителей субъектов о личной ответственности за реализацию майского Указа 2012 года №600, направленного, в том числе, и на решение проблемы выделения земельных участков многодетным семьям. Прошу глав муниципальных образований подойти к решению этого вопроса с большей долей ответственности.
В текущем году, в рамках республиканских целевых программ «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике» и «Развитие ипотечного кредитования учителей общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2014 годы», предусмотрена финансовая составляющая субсидирования процентной ставки по ипотечному кредитованию.Вместе с тем, оба министерства, ответственные за реализацию данных программ: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерство образования КЧР до сегодняшнего дня даже не приступили к их реализации. Идет уже седьмой месяц года, а работники Минстроя все еще занимаются доработкой необходимой для реализации программы нормативной базы.
Предупреждаю руководителей данных министерств о персональной ответственности за реализацию программ ипотечного кредитования, которую я беру под личный контроль.
Вместе с тем, есть в республике и положительный опыт в области решения жилищных проблем. Это реализация республиканской целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Только за 2012 год мы обеспечили жильем 310 молодых семей, а благодаря успешной реализации программы получили из федерального бюджета еще более 38 миллионов рублей, которые направим на улучшение жилищных условий еще 85 семей. Помимо этой программы, обеспечиваем жильем жителей сельской местности в рамках участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села». Благодаря этой программе в прошлом году улучшила свои жилищные условия 81 семья, из которых – 23 молодые семьи.
Всего за счет бюджетной поддержки в прошлом году улучшила свои жилищные условия 391 семья, по 85 семьям вопрос находится в стадии решения. Этот показатель сопоставим с итогами работы в этом направлении за последние 3 года!
Остро назрела в республике необходимость коренного изменения подходов к застройке населенных пунктов и, прежде всего, городов. В этой связи есть серьезные претензии к нашим архитекторам, зачастую идущим на поводу у застройщиков, формируя, в итоге, хаотичный облик населенного пункта. Иначе чем можно объяснить, что в столице республики есть всего две так называемые сквозные улицы, и то – не полностью? Дошло до того, что дороги уже не в состоянии пропустить возрастающий транспортный поток, практически не осталось зеленых зон.Аналогичная ситуация и в других населенных пунктах республики. Мы помним, к примеру, каким был Карачаевск в недалеком прошлом. Застройка утопающего в зелени города была выдержана в едином архитектурном стиле. Сегодня же город напоминает большой рынок с бесконечным числом магазинов и киосков, в угоду которым беспощадно уничтожаются зеленые насаждения.
Мы, к сожалению, вынуждены пожинать плоды той неразберихи и бесконтрольности, которые царили в сфере застройки населенных пунктов, как минимум, два последних десятилетия. Причины тому – отсутствие генеральных планов развития городов, документов территориального планирования, а самое главное – Программ и Стратегий развития территорий. И на сегодняшний день в большинстве муниципальных образований не разработаны ни Программы социально-экономического развития, ни Стратегии их развития на длительную перспективу. Только начала разрабатываться и Стратегия развития республики. О каком развитии территории можно вести речь, если мы не определились, в каком направлении осуществлять движение?!
Сегодня я ставлю задачу перед главами муниципальных образований: до 1 января 2014 года разработать и принять Программы социально-экономического развития с учетом мнений и пожеланий местных жителей, а Министерству экономического развития республики, призванному быть координатором данной работы, активнее включаться в этот процесс. Стратегия развития республики должна вобрать в себя все направления развития муниципальных образований, способствовать эффективному взаимодействию территорий с целью определения алгоритма дальнейшего развития нашей республики.
При этом важно, что к началу текущего года мы, совместно с муниципалитетами, завершили подготовку и утверждение документов территориального развития, на базе которых должно осуществляться стратегическое планирование развития населенных пунктов и республики в целом.
Думаю, что совместными усилиями нам удастся кардинально изменить положение дел в этой области.
Особо хочу остановиться на развитии столицы республики – города Черкесска. С приходом нового руководителя Тамбиева Руслана Алиевича рабочие процессы сдвинулись с мертвой точки, город начал преображаться. С прошлого года мы увеличили размер ассигнований на реализацию Черкесском статуса столицы с одного миллиона, выделяемого на эти цели на протяжении ряда последних лет, до 34 миллионов рублей. Совместно с городскими властями наметили «болевые» точки, требующие срочного решения, и приступили к наведению порядка в столице.
В результате завершен первый этап реконструкции улицы Первомайской с благоустройством и озеленением, в текущем году планируем провести ремонт фасадов расположенных на ней зданий. Существенно изменился один из крупнейших парков региона – парк культуры и отдыха «Зеленый остров». Впервые за 20 лет полностью очищен большой пруд для купания, оборудована пляжная зона, зона отдыха, работы по реконструкции территории парка еще продолжаются. И в дальнейшем, улица за улицей, поэтапно будем приводить столицу в порядок, поскольку столица – это визитная карточка нашей республики. То же самое могу сказать о других населенных пунктах Карачаево-Черкесии.
Не меньшее внимание мы уделяем обустройству тех населенных пунктов, которые до настоящего времени не газифицированы и не имеют централизованного водоснабжения.
С большим удовлетворением хочу отметить, что, благодаря нашей договоренности с председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером, за два последние года нам удалось сделать значительные шаги по газификации населенных пунктов республики.
Мы построили газопровод «Сторожевая-Преградная» Урупского района с отводом до поселка Медногорского протяженностью около 34 километров. Это был единственный район республики, в населенных пунктах которого полностью отсутствовало централизованное газоснабжение. Еще несколько лет назад для жителей этих населенных пунктов газ был несбыточной мечтой! В настоящее время проводим работу по переоборудованию вентиляционных каналов многоквартирных домов, которые оказались неприспособленными для использования газа. Принято решение о выделении из республиканского бюджета финансовой помощи для этих целей. Кроме того, проводим разводящий газопровод до центральной котельной, работу которой собираемся перевести на более экономичный и экологичный природный газ.
Кроме этого, мы начали строительство газопровода из Карачаевска в направлении города Теберды, построили уже 15,6 километра из проектных 37,5 километров. Принято решение о строительстве газопровода Теберда-Домбай, что позволит обеспечить голубым топливом жемчужину Северного Кавказа – известный во всей России курорт Домбай, где до сих пор нет газа.
Кроме того, по программе «Социальное развитие села» в прошлом году построено 32 километра газовых сетей. Полностью завершена газификация села Важного; построено более 8 километров разводящих газовых сетей в станице Сторожевой; а в станице Исправной проложено столько же газовых сетей, сколько было построено за весь двадцатилетний период её газификации! В целом, по программе «Социальное развитие села» за 2011-2012 годы введено в 2 раза больше мощностей по газовым сетям, чем за предыдущие два года.
В текущем году работы по газификации населенных пунктов будут продолжены. Планируем ввести около 41 километра газовых сетей. Приступим к строительству разводящих газовых сетей низкого давления в поселке Медногорском, станице Преградной, поселке Архызе, где сданы в эксплуатацию подводящие газопроводы высокого давления.
Около 57 миллионов рублей направлено в прошлом году на развитие водоснабжения на селе, из которых 44 миллиона рублей – средства федерального бюджета. При этом упор делаем на развитие сети водоснабжения тех населенных пунктов, в которых никогда не было центрального водоснабжения. В частности, проложили около 12 километров водовода в условиях высокогорья, обеспечив потребность в воде аула Элькуш Малокарачаевского муниципального района. В ауле Абаза-Хабль Адыге-Хабльского муниципального района, где проблемы с водоснабжением не решались более 10 лет, построен самотечный водовод, что позволило полностью обеспечить население водой. Осуществлен технически сложный проект подключения села Коста-Хетагурова к Карачаевскому городскому водоканалу, что позволило решить проблему устойчивого водоснабжения всего населенного пункта.
В 23 населенных пунктах проведена частичная реконструкция локальных разводящих водопроводных магистралей.
В целом, за последние два года почти в четыре раза возрос ввод мощностей по водопроводным сетям по сравнению с аналогичным предыдущим периодом.
В текущем году планируем ввести в эксплуатацию еще более 17 километров.
Также ставлю перед Правительством и главами муниципальных образований достаточно масштабную и амбициозную задачу – решить до 2016 года проблему водоснабжения всех населенных пунктов Карачаево-Черкесской Республики. Задача сложная, но мы ее должны решить!
Значительные перемены происходят у нас и в дорожном строительстве. Благодаря созданию в прошлом году Дорожного фонда в размере 998 миллионов рублей, нам удалось кардинальным образом изменить ситуацию в этой области, увеличив размер направляемых на эти цели средств, более, чем в 10 раз. Вместе с тем, для приведения всех дорог в нормативное состояние средств этих явно не хватает.
В связи с этим есть необходимость обратить внимание налоговых органов на возможность увеличения размера Дорожного фонда за счет повышения эффективности администрирования транспортного налога, являющегося одним из источников его пополнения. Недоимка по данному налогу за прошлый год возросла на 25 миллионов рублей и составила более 100 миллионов рублей, которые не были бы лишними для решения дорожных проблем. Реальную помощь налоговикам могли бы оказать в этом вопросе органы местного самоуправления, на территориях которых неблагополучно складывается картина по собираемости этого вида налога.
Учитывая, что в структуре дорожного хозяйства преобладают муниципальные дороги (59%), основную сумму средств регионального дорожного фонда (600 миллионов рублей) мы направили в муниципалитеты и совместно с ними отремонтировали свыше 83 километров асфальтобетонных дорожных покрытий местного значения и более 48 тысяч квадратных метров дворовых территорий.
Кроме того, за счет дорожного фонда отремонтировали 21 километр региональных автомобильных дорог, а также, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах», реконструировали еще 24,5 километра автомобильных дорог регионального значения.
Я не буду перечислять сегодня все отремонтированные объекты – они на виду.
Впервые за многие годы капитально отремонтированы тысячи метров основных дорог в городских и сельских поселениях.
Значимым событием для республики стало открытие в конце прошлого года первой очереди проекта по строительству моста-эстакады через реку Кубань, который по длине пролета, высоте опор и глубине заложения фундаментов опор относится к уникальным сооружениям. В текущем году строители приступили к реализации второй и третьей очереди проекта, а полное его завершение планируется досрочно уже в 2014 году, на что у нас есть определенные договоренности с руководством Росавтодора.
Значительный объем работ выполнен и по реконструкции дорожного полотна к курорту Домбай. Завершился капитальный ремонт автодороги Карачаевск-Домбай. В самом поселке Домбай выполнена полная реконструкция дороги, включая работы по благоустройству прилегающей территории, проведено освещение.
В 2014-2015 годах федеральное дорожное агентство обеспечит электроосвещением все населенные пункты, расположенные вдоль федеральных трасс.
В настоящее время прорабатываем вопрос дальнейшего участия республики в федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах», планируя увеличить в текущем году объемы дорожного строительства, с учетом регионального дорожного фонда, почти в два раза.
Думаю, что для повышения эффективности использования средств дорожного фонда, Министерству промышленности и энергетики КЧР необходимо разработать соответствующую республиканскую программу на длительный период. Работа в этом направлении должна прогнозироваться и увязываться с перспективными планами населенных пунктов.
Учитывая, что Карачаево-Черкесия является сельскохозяйственным регионом, считаем необходимым оказание всесторонней помощи агропромышленному комплексу.
В прошлом году на меры бюджетной поддержки сельхозпроизводителей направлено 1 миллиард 407 миллионов рублей субсидий, что на 193 миллиона рублей больше уровня 2011 года.
Благодаря визиту в республику министра сельского хозяйства Российской Федерации Федорова Николая Васильевича, и достигнутым с ним договоренностям, нам удалось получить из федерального бюджета, в рамках государственной программы развития сельского хозяйства, дополнительно к ранее выделенным 135 миллионам еще 280 миллионов рублей. Это позволило полностью погасить накопившуюся с 2008 года задолженность перед гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, и крестьянско-фермерскими хозяйствами по возмещению части затрат на уплату процентов по кредитам и займам.
Помимо этого, в целях поддержки развития малых форм хозяйствования на селе с 2012 года реализуем программы по поддержке начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.
По итогам первого года реализации данных программ государственная поддержка оказана ста двадцати двум начинающим фермерам для создания и развития фермерского хозяйства и ста двадцати пяти главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм.
Основные итоги развития сельскохозяйственной отрасли в прошлом году характеризуются следующими показателями.
Объем сельскохозяйственного производства возрос на 2,5% и составил 19,6 миллиардов рублей. К сожалению, темпы его роста несколько упали к достаточно успешному для аграриев 2011 году (112%). Тому есть и объективные причины: суровая зима, выпадение годовой нормы осадков в первой половине года, а также град, прошедший в мае-июне в ряде районов республики. Все это практически уничтожило озимые и нанесло серьезный вред яровым культурам.
Этим можно объяснить снижение производства основных продуктов растениеводства, за исключением сахарной свеклы, валовой сбор которой возрос к предыдущему году на 14%.
Что касается животноводства, то за последние два года мы постепенно наращиваем поголовье крупного рогатого скота, в том числе за счет приобретения племенных животных.
Для размещения данного поголовья построено 12 новых и реконструировано 29 животноводческих ферм. На сегодняшний день уже 3 хозяйства получили статус племенных репродукторов по разведению крупного рогатого скота.
В текущем году, согласно действующим правилам развития племенного животноводства, на статус племенных репродукторов претендуют 4 хозяйства, а в следующем еще 5 хозяйств. В этой связи, Министерству сельского хозяйства необходимо оказать всемерное содействие этим хозяйствам и обеспечить окончание формирования сети племенных репродукторов по разведению мясного скота в 2014 году. А в целом нужно активнее влиять на результативность реализации работающих в отрасли программ для более эффективной отдачи от каждого вложенного рубля в поддержку сельского хозяйства.
Нам необходимо также принять меры по восстановлению и развитию молочного животноводства.
Министерству сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики совместно с главами Адыге-Хабльского, Ногайского и Прикубанского районов, где есть достаточная кормовая база для развития молочного скотоводства, необходимо эффективнее использовать преимущества своих земель. Приоритетной задачей для этих районов должно стать создание молочно-товарных ферм. В этом вопросе Министерству сельского хозяйства надо занимать более активную позицию, оказывать, при необходимости, помощь через экономически значимые региональные программы.
Важным показателем состояния региональной экономики является уровень развития малого и среднего бизнеса. Вместе с тем на сегодняшний день сфера мелкого и среднего предпринимательства настолько уязвима большим количеством имеющихся проблем, что ее поддержка должна являться и является приоритетной задачей органов государственной власти республики. Предприниматели сталкиваются с непосильной налоговой нагрузкой, сложностями при получении кредитов, высокими процентными ставками, административными барьерами, длительными сроками оформления разрешительной документации на строительство и ввод объектов недвижимости. Не всегда доступна для широкого круга лиц информация о свободных земельных участках.
В прошлом году, в целях ограничения административных барьеров мы приняли решение о передаче полномочий по распоряжению земельными участками в городе Черкесске с республиканского на муниципальный уровень. Думаю, это правильное решение, от которого предприниматели, да и простые горожане, только выиграют: им не нужно больше обивать пороги регионального министерства с заявлениями о решении земельных вопросов. От того, что и отвод земли, и выдачу разрешения на строительство осуществляет один орган, процедура рассмотрения обращений значительно сократилась.
Кроме того, требует урегулирования затянувшийся вопрос передачи земель сельскохозяйственного назначения из республиканской собственности в ведение муниципалитетов. Поручаю Министерству имущественных и земельных отношений в месячный срок завершить эту работу.
Необходимо упрощать процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, шире внедряя принцип «одного окна». В этих целях мы открыли республиканский многофункциональный центр, но этого недостаточно. Такие центры должны быть в каждом муниципальном образовании. Министерству промышленности и энергетики надо активнее влиять на ситуацию в республике по предоставлению услуг в электронном виде.
В республике осуществляют деятельность 2616 малых и средних предприятий, доля которых в общем количестве предприятий составила 39%, число работающих в них составляет 34 тысячи человек. Объем налоговых поступлений от их деятельности составил в прошлом году 325 миллионов рублей. Казалось бы, немало, и рост к прошлому году обеспечен. Но если сопоставить с суммой государственной поддержки, предоставленной в прошлом году малому бизнесу из всех источников финансирования, 667 миллионов рублей, то несложно сделать вывод о недостаточной эффективности бюджетной поддержки этой категории предпринимательства. Конечно, мы поддерживали и будем поддерживать малый и средний бизнес, но отдача от него в бюджет должна быть более ощутимой. Министерствам сельского хозяйства и экономического развития, Управлениям по делам молодежи и занятости населения, реализующим по направлениям своей деятельности программы поддержки малого и среднего бизнеса в республике, необходимо строить политику в увязке с эффективностью «работы» каждого бюджетного рубля.
В этой связи уместно напомнить, что Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Бюджетном Послании на 2013 год поставил задачу повышения роли бюджетной политики в целях повышения эффективности социально-экономической политики.
Финансирование тех или иных направлений государственной поддержки необходимо жестко увязывать с достижением конкретных целей, исчисляемых в количественных показателях.
Если говорить о бюджетной политике в целом, то ее реализация в республике осуществляется в условиях острой недостаточности доходных источников.
В бюджет республики в прошлом году поступило около 21 миллиарда рублей, из которых 5,6 миллиардов – налоговые и неналоговые доходы; 15,2 миллиарда рублей – безвозмездные поступления из федерального бюджета, которые возросли к предыдущему году более чем в полтора раза. Казалось бы, налицо рост уровня дотационности республики. Но, если проанализировать структуру безвозмездных поступлений из федерального бюджета, то, наряду с целевой дотацией на строительство инженерной инфраструктуры в Архызе в размере 2,2 миллиарда рублей, резко, более чем в полтора раза, возрос размер субсидий. Это свидетельствует об активном участии республики в федеральных целевых программах с целью привлечения в их рамках дополнительных финансовых средств, и является, на мой взгляд, позитивным показателем работы Правительства КЧР с федеральным центром.
Хочу отметить наиболее эффективное привлечение федеральных средств, когда на 5 рублей собственных средств мы получили 95 рублей из федерального бюджета:
– на реализацию Комплекса мер по развитию системы образования;
– на реализацию двух подпрограмм ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями»;
– на поддержку сельского хозяйства по ряду направлений;
– на реализацию мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.
Думаю, нам следует и в будущем обеспечить максимальное участие республики в таких эффективных для региона федеральных программах.
Что касается незначительного роста налоговых и неналоговых доходов (103,7%) , то причиной этому явилось перераспределение доходов между федеральным и региональным бюджетами в связи с передачей на федеральный уровень полномочий по финансированию полиции. В сопоставимой же базе рост этих доходов составил 115,5%.
В условиях недостаточности средств мобилизация собственных доходов бюджета становится одной их основных задач всех отраслевых министерств и ведомств. Использование административного ресурса органов власти как регионального, так и муниципального уровня должно более эффективно направляться на вовлечение всех хозяйствующих субъектов региона в процесс наращивания налогового потенциала, взаимовыгодного сотрудничества государства и бизнеса.
Мы имеем неплохие результаты в деятельности Рабочей группы при Правительстве республики по пополнению налоговой базы по имущественным налогам, зачисляемым в местные бюджеты. Прежде всего, мы определились, что имеется невовлеченный в налогообложение огромный потенциал по земле и имуществу, наметили реальную программу действий и приступили к ее реализации. В итоге на 34,4% выросли поступившие в прошлом году в бюджетную систему местные налоги, на 18% возросло количество регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества при среднероссийском показателе – 5%.
Работу в этом направлении следует продолжать и дальше, распространяя опыт Ногайского муниципального района, на примере сельских поселений которого мы внедрили электронный похозяйственный учет и систему межведомственного взаимодействия с органами Росреестра и федеральной налоговой службы. Данная форма учета направлена на максимальное вовлечение в налогооблагаемую базу имущества физических лиц. Особую актуальность этот вопрос приобретает в связи с ожидаемым введением с 2014 года единого налога на недвижимость.
В этой связи Министерству финансов республики следует более активно координировать данную работу. В условиях недостаточности средств на исполнение полномочий органов местного самоуправления ее результаты должны давать для муниципальных бюджетов ощутимый финансовый результат.
Мы все понимаем, что именно местное самоуправление является тем фундаментом, на котором базируется вся государственная система управления. Именно поэтому мы стараемся строить экономическую политику таким образом, чтобы максимально укрепить финансовую самостоятельность муниципалитетов.
С этой целью в прошлом году мы смогли, несмотря на острую недостаточность доходных источников, более чем на 30% увеличить размер финансовой помощи муниципальным образованиям. Впервые в республике заработал Фонд стимулирования, из которого, по итогам мониторинга качества бюджетного процесса, мы распределили 33 миллиона рублей дополнительной дотации пяти муниципальным образованиям, достигшим лучших показателей эффективности деятельности в сфере управления общественными финансами.
А благодаря оказанной в конце 2011 года финансовой помощи муниципальным образованиям на проведение отопительного сезона в общей сумме 163 миллиона рублей в прошлом году не было допущено серьезных сбоев в работе коммунальных служб.
И в дальнейшем мы будем строить взаимоотношения с муниципалитетами с учетом необходимости обеспечения возложенных на муниципальный уровень полномочий необходимыми финансовыми средствами. При этом будем создавать необходимые условия для побуждения муниципальных властей к действиям, направленным на наращивание налогового потенциала, недопущение расточительного отношения к тем или иным объектам недвижимости и земельным участкам, не являющимся объектами налогообложения.
Эти меры приобретают особую актуальность в связи с необходимостью реализации на территории республики «майских» 2012 года Указов Президента Российской Федерации, в первую очередь – по повышению размера оплаты труда работников бюджетной сферы. Мы обязаны сделать все от нас зависящее, мобилизовать все ресурсы на решение задач, поставленных перед нами руководством страны.
Отчет о работе Правительства в социальной сфере я хочу начать с демографических показателей.
Численность населения республики составила на конец прошлого года 471 тысячу 847 человек.
В 2012 году родилось 5910 детей, что на 179 человек превышает рождаемость детей в 2011 году.
Число умерших, наоборот, сократилось на 63 человека.
В структуре причин смертности продолжают оставаться на первом месте заболевания системы кровообращения (59,7%), на втором – новообразования (14,7%), на третьем месте – внешние факторы (8,7%), из которых основная доля приходится на смертность от всех видов транспортных несчастных случаев. Всего за 2012 год на дорогах республики совершено 642 дорожно-транспортных происшествия, в которых более тысячи человек получили ранения, погибли 133 человека, из них 2 ребенка.
Такая ситуация не может не волновать Правительство республики и меня лично. Этот вопрос обсуждался на недавно проходившем у нас Координационном совещании, по результатам которого дано поручение Министерству внутренних дел по КЧР повысить эффективность профилактической работы на дорогах, уделяя первостепенное внимание мероприятиям по укреплению дисциплины среди участников дорожного движения.
Вместе с тем, требует особого внимания проблема организации подготовки водителей, которую осуществляют в республике на сегодняшний день 34 организации. Практика показывает, что каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие совершается по вине начинающих водителей. Недавно проведенная проверка деятельности этих организаций показала крайне низкий уровень посещаемости занятий: учащихся либо совсем не было, либо присутствовало по 1-2 человека. А водительские удостоверения получают порядка 7 тысяч человек в год! Когда они успевают получать образование, остается только гадать.
Прошу прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики взять на контроль данный вопрос.
С целью профилактики дорожно-транспортных происшествий принято решение продолжить в текущем году действие республиканской целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в Карачаево-Черкесской Республике», направленной на обеспечение законных гарантий жителей республики на безопасные условия движения на дорогах и улицах.
Что касается смертности от заболеваний системы кровообращения, занимающей лидирующее положение в этом печальном ряду, то заслуживает внимания тот факт, что благодаря созданию в республике, в рамках национального проекта «Здоровье», регионального сосудистого центра за последние два года этот показатель сократился на 15,7%. Мы будем и в дальнейшем развивать в республике высокотехнологичную медицинскую помощь, делая ее доступнее для всех жителей республики, независимо от их материального благосостояния. В результате работы по развитию в республике сосудистой хирургии в Карачаево-Черкесском сосудистом центре была выполнена первая операция на открытом сердце. Ранее в Северо-Кавказском федеральном округе аналогичные операции в региональных лечебных учреждениях не выполнялись. Жители республики имеют возможность получить высокотехнологичную медицинскую помощь по сердечно-сосудистой патологии, не выезжая за пределы республики. Налицо не только социальный, но и экономический эффект – мы будем тратить меньше бюджетных средств на оплату лечения наших больных в других регионах.
Если говорить о системе здравоохранения республики в целом, то в отрасли уже второй год эффективно реализуется Программа модернизации, бюджет которой в прошлом году составил 641 миллион рублей.
Помимо этого, мы смогли участвовать в федеральной программе «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями», на реализацию которой привлекли в республику дополнительно еще около 12 миллионов рублей.
Всего в систему здравоохранения было направлено около четырех миллиардов рублей с увеличением к 2011 году на 807 миллионов рублей, благодаря чему мы существенно улучшили материально-техническое состояние лечебных учреждений.
В рамках реализации программы «Модернизация здравоохранения в Карачаево-Черкесской Республике на 2011-2012 годы» проведен капитальный ремонт девяносто девяти объектов в двадцати лечебно-профилактических учреждениях общей площадью более 33 тысяч квадратных метров. Проведен текущий ремонт на десяти объектах в трех лечебно-профилактических учреждениях. Завершается поставка одной тысячи двухсот шестидесяти восьми единиц оборудования. Внедрено 17 стандартов оказания медицинской помощи. За 2 года реализации программы фондооснащенность медицинских организаций возросла на 40% и составила 6,8 тыс. рублей на 1 кв. м площади, фондовооруженность увеличилась на 31,2% и составила 758 тыс. рублей на 1 врача.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Юг России» проводится реконструкция республиканской клинической больницы общей площадью около 30 тысяч квадратных метров. 10 тысяч из них уже введены в эксплуатацию.
В текущем году должны завершить реконструкцию помещений республиканского перинатального центра в Черкесске площадью около 11 тысяч квадратных метров. Средства на это в размере 209 миллионов рублей были выделены республике по результатам посещения Карачаево-Черкесии министром здравоохранения Российской Федерации Вероникой Игоревной Скворцовой.
Планируем также ввести в эксплуатацию основной корпус противотуберкулезного диспансера со стационаром на 80 мест, площадью 12 тысяч квадратных метров.
С удовлетворением отмечаю, что все машины скорой помощи, а также 40 станций и отделений скорой медицинской помощи мы оснастили навигационной технологией ГЛОНАСС.
В целях повышения качества медицинского обслуживания населения республики:
– создан межмуниципальный центр в Зеленчукской ЦРБ с открытием первичного сосудистого отделения для оказания медицинской помощи населению трех районов (Зеленчукскому, Урупскому, Хабезскому);
– открыт реабилитационный центр на базе Правокубанской участковой больницы, оснащенный современным оборудованием;
– открыто 10 новых фельдшерско-акушерских пунктов, 5 пунктов неотложной помощи, 3 пункта скорой помощи;
– проведено реформирование коечной сети.
В целом, эффективность реализации в республике мероприятий программы модернизации здравоохранения получила достаточно высокую оценку, результатом чего стало выделение нам бонуса в сумме 106 миллионов рублей. За счет них мы завершаем капитальный ремонт четырех объектов здравоохранения, приобрели 20 машин скорой помощи, два передвижных диагностических комплекса и дополнительное лечебно-диагностическое оборудование.
В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» планируем серьезно совершенствовать онкологическую и наркологическую службы, перинатальную диагностику, продолжить реконструкцию Карачаево-Черкесской республиканской клинической больницы.
Как вы знаете, в республике не было и пока нет республиканской детской клинической больницы. И я считаю, что сделан очень важный шаг – получила одобрение Минздрава России наша инициатива строительства республиканской многопрофильной детской больницы. Также принято решение о строительстве республиканского онкологического центра.
Реализация программы модернизации здравоохранения позволила не только материально укрепить отрасль, но и существенно повысить заработную плату медицинских работников, доведя средний размер оплаты труда врачей до 18827 рублей, что на 22% выше средней заработной платы по региону, среднего медицинского персонала – до 10563 рублей.
Это в среднем по отрасли. Но в ходе моих встреч с населением я столкнулся с вопиющими фактами несправедливого отношения со стороны отдельных руководителей медучреждений к своим работникам, особенно узкопрофильным врачам, зарплата которых составляет 8 – 9 тысяч рублей. Нужно менять местническое отношение к установлению размера заработной платы на уровне главных врачей, некоторые из которых позволяют себе принимать решения о повышении заработной платы завхозу, к примеру, на 79,5%, а врачам – на 1,6%, среднему медицинскому персоналу – на 3,2%.
Министерству здравоохранения республики необходимо срочно пересмотреть систему оплаты труда, повышая мотивацию работников к повышению результативности работы.
Не чувствуется здесь и контроля со стороны Фонда медицинского страхования, призванного не допускать перекосов в структуре расходов лечебных учреждений.
Мы испытываем острую нехватку медицинского персонала, особенно в городской местности, откуда многие молодые врачи уехали в села, где по программе «Земский доктор» получили по 1 миллиону рублей. Всего в прошлом году 238 врачей воспользовались данной мерой государственной поддержки.
Медики сегодня задыхаются от возрастающего вала бумаг и отчетов, высказывая справедливые нарекания на этот счет. Надо решительно менять систему стимулирования их труда, повышать престиж профессии медработника, иначе мы можем потерять много хороших специалистов, работающих порой на одном энтузиазме и врачебном долге.
И еще, несмотря на то, что в последнее время в отрасли произошли существенные изменения к лучшему, отмеченные и Министром здравоохранения Российской Федерации, к качеству предоставляемых медицинских услуг, к сожалению, у жителей республики есть еще много претензий.
Мы не должны оставлять без внимания ни одного факта некачественного оказания медицинских услуг, своевременно давать им объективную оценку.
На неуклонное повышение здоровья населения республики, увеличение числа сторонников здорового образа жизни направлены и меры по расширению и укреплению спортивной инфраструктуры.
Мы исходим из понимания того, что максимальное вовлечение населения в регулярные занятия физкультурой и спортом позволит решить большой комплекс проблем, связанных с формированием здорового образа жизни, отвлечения молодежи от прогрессирующих негативных явлений, таких, как наркомания, пьянство, табакокурение и преступность.
Итогом подписания в 2011 году Соглашения с министром спорта Российской Федерации Виталием Леонтьевичем Мутко является наше тесное сотрудничество с федеральным центром в области развития физкультуры и спорта. Сегодня с полной уверенностью мы можем говорить о прорыве в вопросе материально-технического обеспечения этой отрасли, когда за год в республике для развития спорта сделано больше, чем за предыдущие десятилетия!
В 2012 году, в рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в России» построены и введены в эксплуатацию такие объекты, как «Спортивный комплекс с универсальным игровым залом в городе Черкесске» и «Национальный культурный центр в ауле Псыж».
В рамках подпрограммы ФЦП «Развитие футбола в России» уложено футбольное поле в Прикубанском районе.
С целью расширения условий для привлечения населения к систематическим занятиям спортом, проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований мы реконструировали и переоборудовали 7 уже действующих спортивных залов в Карачаевском, Усть-Джегутинском, Зеленчукском и Малокарачаевском районах, а также в городе Карачаевске.
В настоящее время за счет средств республиканского бюджета и внебюджетных источников на территории парка культуры и отдыха «Зеленый остров» в городе Черкесске ведется строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с универсальным игровым залом и плавательным бассейном общей площадью 3,5 тысячи квадратных метров. Там же в парке культуры и отдыха «Зеленый остров» мы намерены построить академию футбола и академию тенниса.
В стадии завершения – строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в селе Учкекен, начато строительство спор-тивного комплекса в селе Дружба, поселке Новый Ка-рачай, ведется строительство двух футбольных полей в Абазинском и Усть-Джегутинском районах.
Еще одним практическим результатом наших договоренностей с председателем Правления ОАО «Газпром» Алексеем Борисовичем Миллером является то, что мы приступили к реализации проекта «Газпром – детям», в рамках которого будет построено 10 многофункциональных площадок в городах и районах республики. Началось строительство двух из них – в ауле Эркин-Шахар Ногайского района и в ауле Мало-Абазинск Адыге-Хабльского района.
Особо хочу отметить, что при строительстве спортивных объектов мы учитываем требования обеспечения доступности занятиями спортом людей с ограниченными возможностями.
Если говорить о здоровье общества, не могу не сказать о его нравственном здоровье, о том, как общество заботится о тех незащищенных слоях населения, которые нуждаются в этой заботе.
В этой связи хочу остановиться на проблеме детей – сирот и, прежде всего, обеспечения их жильем. Одним из первых моих решений в должности Главы республики было увеличение более чем в 5 раз ассигнований, предусмотренных на приобретение жилья сиротам. За счет этих средств, а также субсидий из федерального бюджета в прошлом году мы смогли приобрести 39 квартир сиротам, против 12 квартир, приобретенных в 2011 году.
В текущем году ассигнования на эти цели увеличиваем еще на 20% . Вместе с тем, ситуация с обеспечением жильем детей-сирот решается крайне медленно, и причиной тому – не только недостаток средств в бюджете. По неподдающимся объяснению причинам в прошлом году 85% ассигнований на приобретение жилья сиротам было израсходовано в течение двух последних месяцев, то есть в период ажиотажного спроса, когда речь идет не столько о приобретении жилья, сколько о необходимости освоения бюджетных средств! Приобретаемое жилье не всегда отвечает элементарным санитарным требованиям.
Не чувствуется активности в данном вопросе и в текущем году, когда мы приобрели всего 2 квартиры, да и то за счет неиспользованного остатка прошлого года.
Министерству образования республики, как уполномоченному в этой сфере деятельности органу, необходимо кардинально пересмотреть свое отношение к решению данной проблемы, оперативно и с максимальным эффектом использовать имеющиеся в бюджете средства для приобретения жилья сиротам, своевременно приводить в соответствие с меняющимися требованиями законодательства нормативную базу в данной сфере.
Эти дети, как никто, должны чувствовать реальную поддержку государства, нельзя допускать, чтобы и так обделенный судьбой человек сталкивался с несправедливостью и черствым отношением к нему чиновников!
Понимаю, что образование – это одна из наиболее крупных и сложных социальных отраслей, занимающая 17% бюджета республики и решающая огромное количество вопросов. Но из-за масштабности решаемых проблем нельзя забывать о тех, в интересах которых, собственно, создаются государственные ор-ганы.
В целом, на финансовое обеспечение деятельности системы образования направлено в прошлом году более трех миллиардов рублей, что выше уровня 2011 года на 48,4%.
363 миллиона рублей отрасль получила в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования, из которых 95%, или 345 миллионов рублей, поступило из федерального бюджета. Реализация мероприятий осуществлялась совместно с муниципалитетами, в собственности которых находится подавляющая часть учреждений общего образования, и позволила значительно укрепить их материально-техническую базу с целью улучшения условий обучения, внедрения современных образовательных технологий.
Благодаря успешному выполнению всех мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 году Карачаево-Черкесии было разрешено включить в мероприятия 2012 года расходы по ремонту школ, что позитивно было воспринято всеми главами муниципальных образований, так как значительная часть учебных заведений имеет у нас весьма «преклонный» возраст.
В рамках мероприятий по модернизации образования мы провели капитальный ремонт 35 учебных заведений, направив на эти цели более 53 миллионов рублей; 22 миллиона рублей направили на текущий ремонт школ; все медицинские кабинеты учебных заведений привели в соответствие с действующими стандартами.
В 2012 году доведен до нормативного показатель оснащенности учебных заведений компьютерами, который составил 16 учеников на 1 компьютер против 25 учеников на 1 компьютер в 2011 году.
За счет внедрения дистанционного обучения 369 детей-инвалидов получили доступ к полноценной системе обучения.
Однако, как показывает практика, наличие средств информационно-коммуникационных технологий в школе само по себе не решает вопрос их эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.
Не все учителя в полной мере используют возможности компьютерных технологий в образовательном процессе. Достаточно сказать, что 68% учителей республики не имеют электронный адрес, 54% – пользуются Интернетом не чаще одного раза в неделю, а 29% вообще не пользуются Интернетом. О каких информационно-коммуникационных технологиях может идти речь? Разве могут такие учителя давать современные знания? Здесь налицо неэффективное использование имеющейся материально-технической базы. Министерство образования и науки, руководители муниципальных органов управления должны сделать соответствующие выводы.
Неэффективные расходы – это прямое следствие неэффективного управления.
Чем, как не неэффективным управлением, можно объяснить наличие в штатах некоторых школ по 7 – 8 заместителей директора? Или наличие 21 работника, 42% которых – административно-управленческий персонал, в открытой образовательной школе города Карачаевска, где обучается всего 77 учащихся? Думаю, это объясняется просто – полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса – республиканские, а штаты утверждаются на местном уровне: одни платят, а другие тратят!
Министерству образования и науки КЧР надо незамедлительно разработать соответствующие нормативы штатной численности. Необходимо, также, совместно с главами муниципальных городов и районов, рассмотреть возможность реорганизации расположенных рядом недостаточно загруженных образовательных учреждений путем их слияния.
Требует решения и проблема использования общежитий средних профессиональных учреждений, которые зачастую используются не по назначению. К примеру, из 120 мест общежития профессионального лицея №8 только 28 занимают студенты. Жду конкретных предложений от Министерства образования и науки по наведению порядка в этом вопросе.
Что касается проблемы существования большого числа малокомплектных школ, значительно снижающего показатель эффективности расходов по отрасли, то в этом вопросе я придерживаюсь твердой позиции – школы на селе закрывать не будем!
Более того, с целью организации подвоза учащихся к местам обучения мы довели в прошлом году обеспеченность общеобразовательных учреждений республики школьными автобусами, оснащенных спутниковой навигацией ГЛОНАСС, до 89% от общей потребности.
Работу в этом направлении необходимо завершить в текущем году.
Параллельно решаем вопрос строительства и реконструкции общеобразовательных учреждений.
В прошлом году введена в эксплуатацию новая школа на 264 учащихся в ауле Али-Бердуковском Хабезского муниципального района, а также пристройка к школе в ауле Нижняя Теберда Карачаевского района на 240 учащихся.
Завершены мероприятия по реконструкции школы на 964 учащихся в селе Красный Курган, на 362 учащихся в поселке Мичуринский Прикубанского района, заканчиваем реконструкцию трех блоков школы села Римгорского Малокарачаевского района на 480 учащихся. Начато строительство двух новых общеобразовательных учреждений, на 1260 учащихся каждое, в Черкесске и Карачаевске, завершение которых предусмотрено в следующем году. Планируем приступить к строительству общеобразовательных школ на 260 учащихся в селе Холоднородниковском Прикубанского района и в селе Учкекен Малокарачаевского района.
В рамках федеральной целевой программы по сейсмоусилению закончена реконструкция школы в поселке Али-Бердуковском, планируем завершить реконструкцию школы в поселке Бавуко.
Занимаясь укреплением материально-технической базы учебных заведений, мы не должны забывать и о другом, не менее важном вопросе, – организации школьного питания.
В республике разработана республиканская целевая программа «Горячее питание школьников на 2012-2014 годы», согласно которой часть расходов по оплате питания детей в школах республиканский бюджет берет на себя. В прошлом году на исполнение программных мероприятий было направлено более сорока двух миллионов рублей.
Необходимо также более пристальное внимание уделять приобщению школьников к занятиям физкультурой и спортом. С этой целью в прошлом году мы закупили спортивное оборудование и инвентарь на сумму около 16 миллионов рублей, благодаря чему на 4% возрос охват детей, занимающихся различными видами спорта в кружках и секциях во внеурочное время, значительно повысилось качество преподавания уроков физической культуры в школах.
Однако, наряду с модернизацией физического воспитания в общеобразовательных школах, нужен новый образовательный стандарт, который не только познакомил бы ребенка со спортом, но и научил бы навыкам ведения здорового образа жизни, дал бы возможность талантливому ребенку самореализоваться в спорте. Специалистам Министерства образования и Министерства спорта республики необходимо вплотную заняться этим вопросом.
Все качественные изменения школьного образования сопровождаются мерами по повышению заработной платы учителей и педагогических работников. К концу прошлого года мы на 40% увеличили размер заработной платы учителей и довели его до 16856 рублей, то есть до сопоставимого с размером средней заработной платы в республике, направив на эти цели около 120 миллионов рублей. А с 1 января увеличили заработную плату всем педагогическим работникам, доведя ее средний размер до 12635 рублей.
На повышение престижности преподавательского труда, выявление талантов в учительской среде был направлен проведенный в прошлом году конкурс, по результатам которого 4 учителя получили поощрение из федерального бюджета по 200 тысяч рублей и 16 учителей – из республиканского бюджета по 50 тысяч рублей.
Возросла доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, повысивших свою квалификацию и профессиональную подготовку для работы по федеральным образовательным стандартам. В итоге – мы смогли в прошлом году организовать в 25 пилотных общеобразовательных учреждениях обучение пятых классов по федеральным стандартам.
Нужно активнее внедрять в практику образовательных учреждений государственные стандарты начальной и основной ступени обучения с тем, чтобы наши дети были более адаптированы в системе образовательного процесса, в том числе и в системе высшего образования.
Укрепляя материально-техническую оснащенность учебных заведений, повышая размер оплаты труда педагогических работников, создавая им условия для повышения квалификации, мы вправе сегодня ожидать реальных изменений в качестве образовательных услуг.
Для работы в школе нужно привлекать молодых, талантливых педагогов. Я уже говорил ранее о республиканской целевой программе «Развитие ипотечного кредитования учителей общеобразовательных учреждений Карачаево-Черкесской Республики на 2012-2014 годы», которую мы приняли в прошлом году. В условиях более чем скромных возможностей республиканского бюджета мы смогли предусмотреть средства на поддержку молодых учителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Однако прошло уже полгода, а программа еще не работает. Министерству образования республики пора активнее от слов переходить к конкретным делам.
В республике проживает около сорока тысяч детей дошкольного возраста, из них почти двадцать пять тысяч – дети в возрасте от 3 до 7 лет, не все из которых имеют возможность попасть в детские сады, очередь для поступления в которые на сегодняшний день составляет 3346 человек.
Наша задача – предоставить всем детям одинаковые стартовые возможности при поступлении в школу, повысить для этого доступность дошкольного образования.
С этой целью в прошлом году мы:
– ввели в эксплуатацию после реконструкции 3 детских сада – в ауле Кызыл-Уруп и селе Курджиново Урупского района и ауле Жако Хабезского района на 220 мест;
– открыли 55 подготовительных групп для 868 детей дошкольного возраста в помещениях сельских школ, в которых наполняемость ниже нормативной;
– ввели дополнительно 120 дошкольных мест в имеющихся образовательных учреждениях;
– увеличено число детей в негосударственных детских садах.
Благодаря перечисленным мерам число мест в детских дошкольных учреждениях возросло на 1231.
Это для республики – беспрецедентный показатель за весь постсоветский период!
Возвращено в систему дошкольного образования учреждение на 100 мест в городе Черкесске, принадлежавшее ранее Пограничному управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, которое после реконструкции в текущем году уже введено в эксплуатацию. К слову, это первый детский сад, открытый в Черкесске за последние 20 лет!
В апреле 2013 года открыт детский сад на 280 мест в селе Чапаевском Прикубанского района.
Продолжаем начатое в прошлом году строительство современного детского сада на 250 мест в Черкесске. Это будет одно из самых красивых дошкольных учреждений в СКФО. По своему архитектурному облику это двухэтажное здание не имеет аналогов в Карачаево-Черкесии, кардинальным образом отличаясь от типовых однообразных строений детских садов, которые, начиная с советских времен, возводились в нашей стране. И внутри его, помимо стандартного перечня детсадовских помещений, уже возводятся бассейн площадью более 25 кв. метров с лабораторией анализа воды, спортивный и музыкальный залы, студия изобразительного мастерства.
К сентябрю текущего года будут введены восемь детских дошкольных учреждений: в Черкесске, ст. Кардоникской, аулах Кызыл-Октябрь, Псыж, Верхняя Мара, Нижняя Теберда, Кумыш, Кош-Хабль.
Следует отметить, что при имеющейся потребности в детских дошкольных учреждениях в муниципальных образованиях не получила должного развития такая форма устройства детей, как семейные детские сады, нужно активнее работать главам муниципальных образований с населением в этом направлении.
Параллельно прорабатываем возможность выделения для этих целей средств и из федерального бюджета, соответствующая «Дорожная карта» совместных с Правительством Российской Федерации действий по ликвидации к 2016 году очереди на предоставление мест в детских дошкольных учреждениях разработана и согласована с Министерством образования Российской Федерации.
Не отказываемся мы и от бескорыстной помощи предпринимателей, оказывающих посильную помощь в строительстве детских садов в ряде населенных пунктов республики, которым я благодарен за такое отношение.
Однако только строительством детских дошкольных учреждений мы не решим проблему обеспечения доступа к сети услуг дошкольного образования всех нуждающихся, так как вновь открываемые дошкольные учреждения требуют существенных расходов на их содержание. И здесь уже вступают прямые полномочия органов местного самоуправления, которые на сегодняшний день берут на себя решение проблем функционирования вновь создаваемой сети учреждений дошкольного образования.
Именно на муниципальном уровне принимаются решения и о повышении размера оплаты труда работников детских дошкольных учреждений. Благодарю глав муниципальных образований за государственный подход к решению этой задачи, что позволило в первом квартале текущего года повысить на 85% заработную плату педработникам дошкольного образования (с 7005 рублей до 12958 рублей).
Несмотря на то, что финансовое обеспечение деятельности детских дошкольных учреждений является полномочием муниципального уровня, те из муниципальных образований, которые, в полной мере мобилизовав свои доходные возможности, будут не в состоянии самостоятельно справляться с возросшими финансовыми затратами, вправе рассчитывать на помощь из республиканского бюджета.
Серьезного внимания требует, на мой взгляд, и система дополнительного образования. Мы должны создать все условия для развития творческой самореализации детей, найти достойную альтернативу их пустому времяпровождению перед компьютером, телевизором, бессмысленным хождениям по улицам. И как бы пафосно, на первый взгляд, ни звучало, что дети – наше будущее, тем не менее, именно от того, с каким творческим и моральным багажом выйдут они во взрослую жизнь, зависят перспективы дальнейшего развития нашей республики. Следует развивать формы и методы патриотического воспитания учащихся, тем более у нашего государства есть в этом направлении очень богатый опыт.
За два последних года мы лишь на 10% увеличили число творческих объединений, на 5% – охват детей в кружках и секциях. Думаю, этого недостаточно.
Министерству образования республики совместно с органами образования на местах следует активнее включиться в работу по созданию условий для всестороннего и полноценного развития ребенка.
Что касается оплаты труда работников дополнительного образования, то ее размер мы тоже увеличили, приняв решение об ее индексации с начала текущего года на 40%, и доведении, таким образом, до 12635 рублей.
В целях систематизации работы в сфере воспитания молодежи в прошлом году мы разработали и приняли две программы: «Патриотическое воспитание граждан» и «Развитие воспитания в системе образования в Карачаево-Черкесской Республике».
В целом хочу отметить, что развитие молодежной политики в республике является для нас приоритетным направлением деятельности.
Благодаря достаточно энергичной деятельности Управления по делам молодежи за последние два года отчетливо ощущается рост молодежной активности.
Проекты наших ребят на ставшем традиционным Всекавказском молодежном форуме «Машук» показывают, что в республике много талантливых молодых людей, обладающих активной жизненной позицией, реализующих свой потенциал в различных сферах социально-экономической деятельности: социальной, творческой, спортивной, предпринимательской. Наша задача – поддержать их инициативы, а при необходимости – обучить основам ведения бизнеса.
Оттачивают свои знания ребята как в рамках республиканской программы «Содействие занятости молодежи и молодежному предпринимательству», так и работая в проводимых в республике различных форумах и семинарах с участием профессиональных экспертов.
В результате многие из тех, кто получил грантовую поддержку, уже применяют свои знания на практике.
Другим, не менее социально важным направлением, оказывающим непосредственное влияние на качество жизни населения, является проводимая в республике социальная политика.
У нас более двух тысяч престарелых, одиноких граждан, не способных к самообслуживанию, которые, как правило, имеют низкий достаток. С целью оказания им необходимых мер социальной помощи в прошлом году мы создали Центр социального обслуживания населения с филиалами во всех городах и районных центрах республики, в котором трудится 535 социальных работников. Несмотря на то, что эти люди выполняют очень важную для общества работу, труд их оплачивается крайне низко. В текущем году мы смогли изыскать возможность и увеличить среднюю заработную плату социальных работников на 28%. Думаю, и в дальнейшем не будем оставлять их без должного внимания. Вместе с тем, анализ поступающих обращений со стороны работников отрасли позволяет сделать вывод, что они недостаточно осведомлены о критериях системы повышения оплаты труда. Министерству труда и социального развития, как, впрочем, и другим республиканским министерствам, необходимо совместно с профсоюзным активом проводить разъяснительную работу в трудовых коллективах.
Социальная поддержка жителей республики производилась в рамках семи республиканских целевых программ, на реализацию которых в прошлом году было направлено около 153 миллионов рублей, что позволило значительно улучшить материально-техническую базу сети социальных учреждений, оказывать нуждающимся неработающим пенсионерам материальную помощь.
Более 98 миллионов рублей было направлено на реализацию программы организации летнего отдыха детей, благодаря чему в прошлом году на 7% возросло количество отдохнувших в летний период детей при одновременном улучшении качества этого отдыха.
В свое время, с обретением статуса самостоятельного субъекта, Карачаево-Черкесская Республика, в силу географического расположения, была лишена всех учреждений социальной направленности. Именно поэтому одной из приоритетных направлений деятельности Правительства является расширение сети стационарных социальных учреждений.
В прошлом году с помощью неравнодушных к проблемам детей и республики предпринимателей мы капитально отремонтировали переданные в ведение Министерства труда и социального развития помещения базы отдыха «Сосенка», ранее находившиеся в удручающем состоянии. Здесь уже отдохнули и набрались сил 300 детей из материально не обеспеченных семей. При этом отдохнули ребята в отменных условиях, отвечающих всем санитарно-гигиеническим требованиям!
Впервые в республике, благодаря созданию в прошлом году отделения социально-трудовой реабилитации инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет, а также четырех отделений республиканского реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Росинка» появилась возможность для решения одной из главных задач реабилитации – восстановления утраченных инвалидом навыков, приспособления человека к изменившимся условиям жизни. И этой возможностью уже воспользовались более 1000 инвалидов!
Всего в нашей республике мерами социальной поддержки пользуются более 209 тысяч человек, из которых около 160 тысяч – получатели региональных льгот. На их финансовое обеспечение в прошлом году было направлено 864 миллиона рублей. Сумма, как видите, внушительная.
Однако выделение средств на эти цели не всегда достигает требуемого эффекта. Средства порой распыляются вне зависимости от уровня материального положения носителя льгот, в результате чего остро нуждающиеся в такой поддержке люди не всегда имеют возможность получить требуемую социальную поддержку.
Министерству труда и социального развития необходимо проработать вопрос возможности перехода на адресную социальную поддержку именно тех граждан, которые в ней больше нуждаются.
Одной из приоритетных задач, которая сегодня стоит перед органами власти всех уровней, является это обеспечение безопасности жителей Карачаево-Черкесии. В этой связи считаю, что в республике налажен достаточно эффективный механизм взаимодействия органов исполнительной, законодательной власти, правоохранительных и силовых структур по решению вопросов в сфере борьбы с преступностью, проявлением экстремизма, охраны общественного порядка.
Эффективная совместная деятельность Координационного совещания по обеспечению правопорядка в Карачаево-Черкесской Республике, Антитеррористической комиссии, Оперативного штаба позволяет нам сегодня говорить о том, что за отчетный период на территории республики не было допущено ни одного террористического акта. Во многом это обусловлено также и системной профилактической работой, которую проводят сотрудники Управления федеральной службы безопасности и МВД.
Совсем недавно в Карачаево-Черкесии назначены новые руководители сразу нескольких силовых ведомств – на должность начальника УФСБ РФ по КЧР назначен полковник Игорь Кобыляченко, на должность руководителя Пограничного Управления ФСБ РФ по КЧР назначен полковник Алексей Буеров, новым министром внутренних дел по КЧР назначен полковник полиции Казимир Боташев. Все они – профессионалы своего дела. У нас есть полное понимание общих задач, и я убежден, что наша совместная работа по сохранению мира и спокойствия в Карачаево-Черкесии будет продолжена, что обеспечит дальнейшее стабильное социально-экономическое развитие республики.
Вместе с тем, хотелось бы отметить, что на встречах с жителями республики, с молодежью поступают тревожные сигналы о том, что несмотря на принятые в республике нормативные и правовые документы, ограничивающие и запрещающие продажу наркосодержащих препаратов, а также спиртных напитков и энергетиков, факты их незаконной продажи имеются.
Считаю, что территориальному Управлению по контролю за оборотом наркотиков, членам Антинаркотической комиссии необходимо обратить внимание на существенные недостатки в своей работе и принять меры по изменению ситуации. При этом необходимо как можно активнее привлекать к совместной работе различные институты гражданского общества, использовать всевозможные методы общественного контроля, который не раз доказывал свою эффективность.
Важнейшей задачей органов государственной власти является повышение уровня доверия граждан к их деятельности.
В начале своего доклада я уже сказал, что работу в должности руководителя региона я начал со встреч с общественностью, по результатам которых было дано 179 поручений, 162 из которых выполнены. Остальные, требующие существенных финансовых средств, находятся в стадии решения.
И в дальнейшем мы будем идти на диалог с населением республики, обеспечивая максимальную прозрачность и открытость работы органов власти.
Свидетельством доверия граждан к власти является рост их обращений в адрес Главы и Правительства республики с двух тысяч семисот сорока в 2010 году до четырех тысяч ста сорока одного в 2012 году, то есть более, чем в 1,5 раза! При этом активно стали использовать возможности электронного взаимодействия, «Телефона доверия». В начале текущего года мною впервые был проведен на ГТРК «Карачаево-Черкесия» «Прямой эфир», в ходе которого поступило 273 обращения. Полагаю, что подобного рода общение с жителями республики должно стать традиционным. Хочу еще раз обратить внимание всех руководителей: работа с обращениями граждан не должна вестись для «галочки». Будьте внимательнее к тому, о чем вам сообщают люди, не занимайтесь отписками. Регулярные встречи с населением, причем не у себя в кабинете, а в населенных пунктах, в том числе самых отдаленных, должны стать обычной практикой каждого руководителя без исключения. Прошу более ответственно отнестись к этому поручению.
Уважаемые депутаты, уважаемые участники собрания!
Мы отдаем себе отчет в том, что никакие наши планы не дадут ожидаемых результатов экономического и социального развития, если мы не будем уделять внимания гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, дальнейшему укреплению общественно-политической ситуации в Карачаево-Черкесской Республике.
Хочу отметить, что, благодаря нашему взаимодействию с духовными лидерами, сегодня в Карачаево-Черкесии создаются условия для сохранения межнационального и межконфессионального мира. Мы освятили наш главный храм – Никольский собор в Черкесске. Там еще предстоит завершить роспись внутренних помещений, но службы в храме уже идут. Так же активно ведется строительство главной мечети республики. И, что хочется особо подчеркнуть, в строительстве храмов и мечетей принимают участие все жители республики, независимо от национальности и вероисповедания.
Также хочу отметить, что в целях развития гражданского общества необходимо повысить роль таких институтов, как Общественная палата, Совет старейшин, ветеранские и молодежные организации. Работа Правительства и муниципальных образований должна осуществляться с ними в самом тесном контакте.
В своем отчете я обозначил, что нам удалось сделать, а также указал на ключевые проблемы и наметил стратегические задачи по их решению. Сегодня Карачаево-Черкесия, как неотъемлемая часть Российской Федерации, движется общим курсом развития страны. Наши инициативы по социально-экономическому, культурному, духовному развитию поддерживаются федеральным центром.
И, безусловно, самым важным нашим достоянием, залогом нашего успешного движения вперед является богатейший человеческий потенциал, мудрость и опыт наших граждан. Хотелось бы поблагодарить жителей Карачаево-Черкесии за труд, за терпение и высочайшее чувство ответственности за будущее своей земли, за будущее своих детей, родных и близких.
И я уверен, что наша совместная работа, ответственность руководителей всех уровней и ветвей власти, наши планы в экономической и социальной сферах дадут значимые результаты для развития Карачаево-Черкесии, для людей.
Думаю, эти задачи вполне выполнимы!
Благодарю за внимание.

Поделиться
в соцсетях