Христианство в судьбах народов Северного Кавказа

30 июля в 05:38
4 просмотра

Под таким названием на днях в стенах СОШ № 11 Черкесска прошла региональная научно-практическая конференция, организованная республиканским институтом гуманитарных исследований и миссионерским отделом Пятигорской и Черкесской епархии. Конференция, на которую съехались представители сферы образования из всех районов и городов Карачаево-Черкесии, была приурочена к знаменательной дате – 1025-летию крещения Руси. В работе конференции приняли участие министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов, руководитель миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин, имам Черкесска Казим-хаджи Катчиев, директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Мурадин Бесленеев и шеф-редактор сайта “Кавказская политика”, заместитель генерального директора Кавказской медиа-группы Беслан Успанов.

Под таким названием на днях в стенах СОШ № 11 Черкесска прошла региональная научно-практическая конференция, организованная республиканским институтом гуманитарных исследований и миссионерским отделом Пятигорской и Черкесской епархии. Конференция, на которую съехались представители сферы образования из всех районов и городов Карачаево-Черкесии, была приурочена к знаменательной дате – 1025-летию крещения Руси. В работе конференции приняли участие министр КЧР по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Евгений Кратов, руководитель миссионерского отдела Пятигорской и Черкесской епархии протоиерей Михаил Самохин, имам Черкесска Казим-хаджи Катчиев, директор Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований Мурадин Бесленеев и шеф-редактор сайта “Кавказская политика”, заместитель генерального директора Кавказской медиа-группы Беслан Успанов.

Открытая конференцию, протоиерей Михаил Самохин обратился к присутствующим со словами: “Сегодняшняя конференция – это случай особый, потому что говорить мы будем о серьезном, наболевшем и о том, как часто мы становимся свидетелями всевозможных попыток разделения людей в отношении нашей веры, религии. Тем самым, выстраивая в линию противостояния между нашими народами по религиозному признаку. Самое ужасное то, что такие попытки заканчиваются трагедией. Это можно было наблюдать в Кабардино-Балкарии, чему я лично стал свидетелем. Причем, и с одной, и с другой стороны гибнут молодые люди”. Михаил Самохин также добавил, что научно-педагогическое сообщество должно выразить благодарность в первую очередь местным властям за то, что не допускают подобного развития событий в Карачаево-Черкесии.
На встрече говорили, что не только священнослужители республики, но и представители научного и педагогического сообщества должны способствовать правильному пониманию подрастающим поколением законов религии. Для этого необходимо знать свою историю, осознавать, что и ислам, и христианство на Кавказе существуют с древнейших времен. “Нельзя забывать, что эти две религии являются местными, глубоко укорененными религиозными традициями наших народов. И если мы не будем стыдливо прятать собственные знания, а открыто говорить и напоминать, то никто и никогда не сможет нас разделить”, – констатировал протоиерей.
Выступая с приветственной речью, Евгений Кратов сказал, что это мероприятие можно считать знаковым событием в жизни республики:
– С одной стороны, это результат долгой трансформации наших общественных отношений в стране и в республике, с другой – начало к новому этапу нашего сотрудничества. Что касается сегодняшней тематики, то можно отметить тот факт, что постсоветское двадцатилетие прошло в постоянном преодолении стереотипов, один из которых – роль религии, воспринимаемая как институт с очень узким профилем: задача священника, имама – встретить человека в этом мире, благословить на семейные узы, проводить в мир иной.
Однако такое понимание религии, как правило, ошибочно, потому что на самом деле нынешние религиозные организации имеют ясную, четкую социальную концепцию, зафиксированную в соответствующих документах. А самое главное, имеют желание не только открыто говорить о проблемах, но и конструктивно их решать. В этом отношении религиозные организации являются надежным союзником и партнером государства.
Такой позиции придерживался и гость конференции, журналист Беслан Успанов. В приветственном слове Беслан Юсупович выразил благодарность организаторам конференции за возможность пообщаться с людьми, для которых важны вопросы религии и правильное трактование ее канонов:
– Важно то, как сегодня молодежь понимает слово «религия». Отчасти создаются всевозможные Интернет-сообщества в помощь тем, кто желает знать основы религии. Есть сайты, где можно почерпнуть много полезного для себя – будь то мусульманин или православный верующий. На нашем сайте “Кавказская политика” мы тоже часто затрагиваем вопросы религии, спорим, рассуждаем и являемся связующим звеном между народом, религией и властью…
Участниками же научной конференции были ученый секретарь КЧИГИ Аминат Байрамкулова, зав.сектором фольклора КЧИГИ Ольга Гудимова, ведущие научные сотрудники КЧИГИ Айшат Дзыба, Ася Карданова, Фатима Озова, старшие научные сотрудники КЧИГИ Аминат Курмансеитова, Фатима Мамчуева, Наталья Соловьева, Людмила Хужеева, Хабиба Хабекирова, Рашид Хатуев, доцент, заместитель директора КЧИГИ Наталья Кратова, заместитель директора КЧИГИ Маргарита Шенкао.
Аминат Курмансеитовой был сделан доклад об истории издания кальвинистской миссией Эдинбурга христианской литературы на ногайском языке. “Нами выявлено и установлено всего 23 книги, изданные этими миссионерами арабским шрифтом за период их деятельности на Кавказе и в Астрахани. Из них 16 изданы шотландцами, а 7 – базельскими миссионерами. Книги опубликованы на татарском, персидском, арабском языках. Тираж колебался в пределах 1000-3000 экземпляров. Все они раздавались бесплатно».
Рашид Хатуев в докладе «Христианские святые в карачаево-балкарской этнической культуре» свидетельствует, что “у карачаевцев и балкарцев в календаре больше, чем у других народов Центрального Кавказа, сохранилось названий, связанных с некогда бытовавшим здесь христианством”. Приведенные докладчиком материалы показывают, что христианские реликты сохранились не только в народном календаре карачаево-балкарцев, но и в других сферах традиционной культуры-эпическом наследии, обрядово-культовой жизни, этнической топонимии и антропонимии.
Выступление доцента Натальи Кратовой было посвящено событиям ХХ века и касалось изменений вероисповедной политики советского государства после начала перестройки. Ситуация начала меняться после январского, 1987 г., пленума ЦК КПСС, который принял решение о демократизации общества и реформировании компартии. Председатель Совета по делам религий Харчев представил аналитическую записку “О некоторых вопросах реализации политики партии в отношении религии и Церкви на современном этапе”, в которой предлагал “наряду с всемерным усилением атеистического воспитания не обострять отношений с Церковью” и с этой целью пересмотреть законодательство о культах, т.е. признать за религиозными объединениями право юридического лица и ведения религиозной пропаганды, за родителями – право на воспитание детей в религиозном духе, а за верующими – право на совершение религиозных обрядов.
С сентября 1987 года начало расти количество православных приходов, в том числе и в КЧАО. Были отремонтированы храмы, построены подсобные помещения. В январе 1988 года вышло постановление Совета по делам религий, в котором властям предписывалось без проволочек удовлетворять все правомерные просьбы верующих, не создавать конфликтных ситуаций и не дискредитировать перестройку в глазах верующих.По случаю торжеств 1000-летия Крещения Руси оживилась жизнь Русской Православной Церкви, что проявилось в укреплении организационных структур религиозных учреждений, увеличении расходов на ремонтно-восстановительные работы, постановке вопросов об открытии новых храмов, увеличении тиражей религиозных изданий. В целом с 1985 по 1990 г. оказались зарегистрированы почти три с половиной тысячи новых приходов Московского Патриархата.
Важнейшей вехой стало празднование тысячелетия Крещения Руси.
В КЧАО, Черкесске торжества, посвященные 1000-летию крещения Руси, прошли 13-14 октября 1988 в здании драмтеатра. На торжественном юбилейном собрании присутствовало около 850 человек. Благочинный отец Василий Афонин был избран в правление областного отделения советского фонда мира, президиум областного фонда милосердия и здоровья, в президиум областного общества красного креста и полумесяца. Соответственно, активизировалась деятельность по отчислению средств в эти фонды. Активизировалась благотворительная деятельность, оказывалась помощь Дому ребенка, одиноким и тяжело больным инвалидам. Было разрешено ежегодно в День Победы проводить панихиду по убиенным воинам и возлагать венки к братским могилам, а в 1989 году духовенство получило разрешение выходить на кладбища в пасхальные дни.
В 1989 году произошел отказ от прежней системы церковно-государственных отношений. Они перестали интересовать отдел пропаганды ЦК КПСС и перешли в ведение отдела административных органов. Таким образом, в период перестройки конца 1980-х – начала 1990-х гг. начался процесс постепенной нормализации отношений государства с Русской Православной Церковью.

Ольга МИХАЙЛОВА.

Светлана КИЛБА
Поделиться
в соцсетях