Уравниловки не будет
С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р ведется разработка новой пенсионной формулы, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.
Наш корреспондент встретился с Управляющим ГУ-ОПФР по КЧР Мустафой Батдыевым и попросила рассказать о новых правилах исчисления трудовой пенсии по старости.
– Мустафа Азрет-Алиевич, какие основные цели обозначены при разработке новой формулы?
– Разработчики новых правил должны были гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан; создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий; сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет; обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате; повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
С 1 января 2015 года в России предполагается ввести новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения трудовой пенсии по старости.
В настоящее время Министерством труда и социальной защиты РФ в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р ведется разработка новой пенсионной формулы, при участии профильных министерств и Пенсионного фонда России.
Наш корреспондент встретился с Управляющим ГУ-ОПФР по КЧР Мустафой Батдыевым и попросила рассказать о новых правилах исчисления трудовой пенсии по старости.
– Мустафа Азрет-Алиевич, какие основные цели обозначены при разработке новой формулы?
– Разработчики новых правил должны были гарантировать приемлемый уровень пенсионного обеспечения граждан; создать необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы, в том числе в части страховых пенсий; сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и нагрузки на федеральный бюджет; обеспечить минимальные гарантии пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера; обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате; повысить роль стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии.
– Чем отличаются новые пенсионные правила от тех, которые действуют сегодня?
– Сегодня размер трудовой пенсии по старости зависит в первую очередь от объема страховых взносов, которые работодатели в течение трудовой деятельности уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. При этом, длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. В результате получается, что пенсионные права, которые формируются у работающих граждан, неадекватны обязательствам по выплате им пенсий.
Действующий порядок расчета трудовых пенсий по старости несправедлив к самой экономически активной категории населения, к тем, кто собирается долго вести активную трудовую жизнь. Уравнительный принцип расчета пенсий приводит к тому, что пенсионные выплаты гражданам, имеющим незначительный страховой (трудовой) стаж, осуществляются примерно в том же объеме, что и гражданам с продолжительным трудовым стажем.
Трудовая пенсия по старости, как и сегодня, будет состоять из двух частей: страховая пенсия с порядком расчета пенсионных прав с применением индивидуального пенсионного коэффициента и с учетом фиксированного платежа (аналога сегодняшнего фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, его размер в 2013 году – 3 610,31 руб.) и накопительная пенсия, исчисление размеров которой будет идентично сегодняшнему расчету накопительной части трудовой пенсии.
При введении новых правил обязательным остается принцип сохранения пенсионных прав: все пенсионные права, сформированные до даты перехода на новую формулу, фиксируются, сохраняются и не могут быть уменьшены!
– Расскажите, пожалуйста, о годовом пенсионном коэффициенте.
– При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие “годовой пенсионный коэффициент”, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Годовой пенсионный коэффициент равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС. Чем выше зарплата, тем выше и годовой пенсионный коэффициент!
При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%). Максимальное значение годового ПК – 10. Годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.
Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.
Если общий страховой стаж гражданина (периоды, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионную систему) к дате назначения трудовой пенсии будет более 35 лет, то по новым правилам трудовая пенсия будет назначена в повышенном размере. За каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 пенсионный коэффициент. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 пенсионных коэффициентов.
– А будет ли учитываться теперь службе в армии…
– В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти, так называемые “нестраховые периоды”, присваиваются особые коэффициенты. Так, за период срочной воинской службы начисляются пенсионные коэффициенты, исходя из условной зарплаты в 1 минимальный размер оплаты труда: 0,85 пенсионного коэффициента – за каждый год срочной воинской службы. Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) также засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются: 0,85 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка (1МРОТ), 1,7 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка (2 МРОТ), 2,55 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего ребенка (3 МРОТ).
Предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по РФ – в течение 7 лет с шагом 0,1 в год. При этом тариф страховых взносов работодателя в ПФР на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).
При расчете страховой пенсии суммируются все годовые пенсионные коэффициенты, в том числе особые коэффициенты за страховые нетрудовые периоды: за отпуск по уходу за детьми, срочную службу в армии, более поздний выход на пенсию. Далее полученная сумма годовых и премиальных пенсионных коэффициентов умножается на стоимость годового пенсионного коэффициента, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ, и на коэффициент за отложенную пенсию.
К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за работу после достижения пенсионного возраста (при условии необращения за назначением трудовой пенсии по старости).
– Получается, что по новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно?
– Именно так. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты. Например, если вы проработаете после достижения пенсионного возраста три года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия – на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть – на 90%.
– Изменятся ли требования к минимальному стажу для назначения пенсии?
– Да, это еще одна особенность: с 2025 года минимальный общий стаж для получения трудовой пенсии по старости достигнет 15 лет (с нынешних 5 лет он будет в течение 10 лет поэтапно увеличиваться – по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, – 20 лет.
Те, у кого общий стаж будет менее 15 лет, имеют право обратиться в ПФР за социальной пенсией (женщины в 60 лет, мужчины – в 65 лет). Кроме этого, производится социальная доплата к пенсии до прожиточного уровня пенсионера в регионе его проживания.
Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца остаются прежними.
П. ВИКТОРОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет