Владимир СУРДИН: “Ученые не хотят, чтобы их смешивали с шарлатанами…”

31 июля в 06:44
52 просмотра

О Владимире Сурдине я впервые услышала от ведущего научного сотрудника САО РАН Евгения Ченцова. Отзыв Евгения Леонидовича был восторженный. В САО Сурдин, российский астроном, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, приехал как преподаватель: привез на практику своих студентов. А астрономы обсерватории попросили его выступить с лекциями, чтобы просто послушать российского популяризатора астрономии №1 и поучиться: ведь в САО одних экскурсантов 40 тысяч в год. Он прочел 3 лекции: “Роботы летят на Марс”, “Путешествия к Луне” и “Поиск жизни на близких и далеких планетах”. Ченцов назвал Сурдина “виртуозом”: “Полтора часа публика, от стариков до детишек, высиживает, не шелохнувшись и не отрываясь от экрана: у него сотни снимков, схем, видеофрагментов. О Владимире Сурдине я впервые услышала от ведущего научного сотрудника САО РАН Евгения Ченцова. Отзыв Евгения Леонидовича был восторженный. В САО Сурдин, российский астроном, старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ, приехал как преподаватель: привез на практику своих студентов. А астрономы обсерватории попросили его выступить с лекциями, чтобы просто послушать российского популяризатора астрономии №1 и поучиться: ведь в САО одних экскурсантов 40 тысяч в год. Он прочел 3 лекции: “Роботы летят на Марс”, “Путешествия к Луне” и “Поиск жизни на близких и далеких планетах”. Ченцов назвал Сурдина “виртуозом”: “Полтора часа публика, от стариков до детишек, высиживает, не шелохнувшись и не отрываясь от экрана: у него сотни снимков, схем, видеофрагментов. Зал на 200 мест был заполнен до отказа… Основные его научные результаты относятся к динамике звёздных скоплений, процессам звездообразования, физике межзвёздной среды. Кроме того, он – член Бюро Научного совета РАН по астрономии и автор почти ста научных статей, создатель курса “Астрономия и общество” для факультета журналистики МГУ. Вы должны его увидеть…”
Любопытства ради я заглянула в Интернет и узнала еще одну подробность. Оказалось, Сурдин – не только ученый, но член комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН. Комиссия занимается публичной критикой верований в существование паранормальных явлений ― астрологии, уфологии, псевдоисторических теорий, средств нетрадиционной медицины. Наиболее критично комиссия рассматривает попытки “внедрения” новых неизвестных источников энергии, таких, как “торсионные поля”, “холодный ядерный синтез”, “волновой геном”. Она производит экспертизу разработок, претендующих на государственное финансирование, дабы шарлатаны и фальсификаторы не получали денег из госбюджета. В состав комиссии входят академики и члены-корреспонденты РАН, журналист и даже артист-фокусник Юрий Горный.
Ух, ты… Теперь твердо решаю ехать. Не каждый день встретишь “инквизитора от науки”… И вот он передо мной. Мой собеседник выглядит моложе своих шестидесяти, ничего от Торквемады в нем нет: внимательный взгляд карих глаз, спокойные движения, плавная мягкая речь. Сам он открещивается от сравнения, это не борьба с ересью, а просто самозащита науки от лженауки.
Владимир Сурдин полагает, что любое научное утверждение должно быть проверено, и методы верификации или фальсификации гипотез известны. Ученые не хотят, чтобы их смешивали с шарлатанами, а авторитет науки в стране все же высок. Именно поэтому термин “научность” охотно используется надувалами, чтобы придать липовому проекту имидж респектабельности и надежности. Естественно, ученых это нервирует. Если понятие “наука” профанируется, это дискредитирует и настоящую науку. Аферистов же немало и за примерами далеко ходить не надо. С середины 80-х годов в СССР экспериментально изучались “торсионные поля” при участии КГБ и Министерства обороны. Головной организацией выступал Центр нетрадиционных технологий под руководством А. Акимова и Г. Шипова. Исследования были засекречены. Но в июле 1991 года после скандала с обвинениями в фальсификации результатов и растрате государственных средств было проведено расследование, обозначившее исследования как “противоречащие научным представлениям, и, несмотря на квазинаучную терминологию, бездоказательные и научно необоснованные”. Между тем, на поддержку исследований “торсионных полей” были потрачены 500 миллионов рублей…
 – Этот случай – единственный? – интересуюсь я.
 – Как бы не так – изобретательность плутов так же неисчерпаема, как доверчивость глупцов. Вот примеры: “Многие учёные считают сверхчистый изотоп осмий-187 призраком, бредом больного воображения. Немногим известно, что в запаянных кварцевых ампулах у Виктора Петрика хранятся десятки граммов этого дорогостоящего уникального элемента…” Тут же рядом: “Академик Виктор Петрик создал несколько уникальных и высокоэффективных способов производства драгоценных металлов и сопутствующих им элементов …” Вам это не напоминает визит графа Сен-Жермена к ландграфу Карлу Гессенскому? “Этот обманщик без всякого стеснения говорил, что он умеет плавить бриллианты и из десяти-двенадцати маленьких сделать один большой, того же веса и притом чистейшей воды…” Кто сказал, что Калиостро умер?
 Еще один из характерных эпизодов в своей трехтомной монографии “Ученые с большой дороги” описал ныне покойный академик Эдуард Кругляков: “Ельцин по представлению своего охранника Коржакова выделил огромные деньги на финансирование проекта добычи “энергии из камня”. Вот в это время в Академии наук и возникла идея создания комиссии по защите государства от притязаний лженауки”, – говорит Владимир Георгиевич.
– Комиссия по борьбе с лженаукой, продолжает он, – всегда выполняла экспертную функцию по наиболее затратным государственным проектам, связанным с наукой. Мы считаем, что любой проект, требующий бюджетных вложений, должен проходить экспертизу в нашей комиссии. В какой-то мере мы этого добились. Ведь когда выдают деньги на “гравитационное оружие” или добывание энергии из “вакуума”, это далеко не всегда глупость чиновников, чаще – обыкновенная афера по распилу бюджета. Мы, по сути антикоррупционная комиссия: если к чиновнику приходит мошенник и предлагает выбить деньги для финансирования явного шарлатанства, чтобы поделить их 50 на 50 – какая разница чиновнику, что идея дутая?
– Так торсионные поля придумали для распила денег?
– Вполне возможно, – отвечает Сурдин, – но нельзя сбрасывать со счетов и неосведомленность военных в тонкостях фундаментальной науки.
Мой собеседник кажется сведущим и разумным человеком, но я не могу не задать ему вопроса об обвинениях в мракобесии. Они слышатся в адрес комиссии регулярно. Например, такие: “над новой наукой, проникающей в ключевые тайны мироздания, нависла старая угроза – со стороны Российской академии наук, организовавшей комиссию по борьбе с лженаукой. Пасуя перед сложнейшими загадками, которые задает нам природа, РАН торопится обозвать лжеучеными тех исследователей, которые рискуют работать на переднем крае познания…”
– Может, комиссия действительно борется с передовыми технологиями?
В ответ Сурдин обозначил общие признаки, ставящие под сомнение научность открытия: отсутствие у заявителя базового образования, апелляция к широкой прессе, а не к научному сообществу, отсутствие публикаций в серьезных периодических изданиях, использование понятий, не фиксируемых наукой – “торсионные”, “биоинформационные поля”, “энергия ауры”, а также претензия на “революционный” переворот в науке и обещание быстрых и баснословных эффектов… По мнению Сурдина, они не оценивают данные научного процесса. Просто наука по мере своего развития приобретает знания о законах строения мира. Закон сохранения энергии, вещества, закон сохранения углового момента, – если они нарушаются, можно со стопроцентной уверенностью сказать, что это или ошибка, или обман.
Но ошибки встречаются куда реже откровенного жульничества. Как, к примеру, известно, в окружении Б. Ельцина наблюдался проходимец Грабовой, величавший себя доктором физико-математических наук, изобретатель “кристаллического модуля”, с помощью которого он существенно снижал мощность ядерного взрыва, при Минобороны подвизался военный астролог Бузинов. Поскольку каждый танк, самолет, корабль имеет дату “рождения”, Бузинов нашел “золотую жилу”, распространив астрологические правила игры на военную технику. К сожалению, СМИ всячески способствовали росту его популярности. Еще бы! Ведь он точно предсказал гибель парома “Эстония” на Балтике и самолета “Руслан” под Иркутском! Правда, почему-то об этих удивительных предсказаниях все узнали задним числом… А некий Уруцкоев открыл “магнитный монополь” и эффект преобразования элементов в золото и платину… Кто сказал, что алхимия умерла? Она – бессмертна и по-прежнему ищет философский камень…
Но были казусы и покруче. В Новосибирске в 90-х создали объединение “Международный институт космической антропоэкологии”, где в исследованиях “по дистанционной передаче информации” сопоставлялись астрологические и астрофизические данные участников, используя американскую базу данных по астрологии “НОВА”, кроме того в этом институте “меняли ход времени с помощью “зеркал Козырева”…
Сурдин считает, что причина подобных явлений – не только желание легких денег, но и амбициозное стремление “учителей физики, не ставших физиками” найти обходной путь в науку: “официальная наука не признает НЛО и снежного человека, а мы их видели и изучаем…” Сам он – автор книги “Астрология и наука”, и его всерьез раздражает глупость СМИ и обывателей, не различающих астрономии и астрологии. По мнению Владимира Георгиевича, нам угрожает новое средневековье, эпидемия колдовства и магии.
Причины этого ясны. Большинство ученых относится к магическим фокусам шарлатанов с брезгливым презрением – но этим снисходительно попустительствуют влиянию лженауки. В борьбе с лженаукой много зависит и от уровня научной грамотности населения. Сегодня он близок к нулю: тот объем научных знаний, что получают в школе, быстро вымывается потоками дезинформации, полной мистики, ужастиков и пошлятины. Возможно, причиной неслыханного распространения лженауки является и та форма агрессивного и циничного рынка, который преобладает в России. Рынок идей и информации работает на дебилизацию сознания рядовых людей, ведь рынку нужен послушный потребитель. В итоге – наступил золотой век жуликов, зарабатывающих на продаже “приборов”, излечивающих до 350 (да-да!) разных болезней, назойливо рекламируются приборы квантовой медицины и бессмысленные циркониевые браслеты, возникла целая серия устройств, улавливающих излучение больных клеток, усиливающих его и возвращающих “в противофазе” больным клеткам, после чего якобы мгновенно происходит исцеление…
 Я не задала Владимиру Георгиевичу вопрос, является ли лженаука объектом правовой регламентации или – научной этики? Ответ-то был ясен…

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях