В поисках прекрасного

28 августа в 06:14
1 просмотр

27 августа — День российского кино
Можно сказать, что этот день является и днем советского кино, которое до сих пор является для большинства россиян самым лучшим. Что показывают голубые экраны наших телевизоров в новогоднюю ночь или 8 марта? Правильно, комедии Рязанова и Гайдая, драмы Бондарчука и раннего Михалкова, Шукшина и Соловьева, Германа и Тарковского, Захарова и Бортко, других классиков советского кино… Их фильмы, глубокие и ироничные, комедийные и драматические, прочно вошли в сердца миллионов россиян. Но возникает вопрос: а наследники — кто? И что нынче смотрит наша молодежь?.. Понятно, что время берет свое и то, чем восторгались наши мамы и папы, необязательно должно нравиться нам. Но есть понятие фундамента, на котором, при желании, можно построить хоть картонный домик, хоть бетонную махину. Если заложить его правильно, ничего не рухнет, не рассыплется. Закон такой. 27 августа — День российского кино
Можно сказать, что этот день является и днем советского кино, которое до сих пор является для большинства россиян самым лучшим. Что показывают голубые экраны наших телевизоров в новогоднюю ночь или 8 марта? Правильно, комедии Рязанова и Гайдая, драмы Бондарчука и раннего Михалкова, Шукшина и Соловьева, Германа и Тарковского, Захарова и Бортко, других классиков советского кино… Их фильмы, глубокие и ироничные, комедийные и драматические, прочно вошли в сердца миллионов россиян. Но возникает вопрос: а наследники — кто? И что нынче смотрит наша молодежь?..
Понятно, что время берет свое и то, чем восторгались наши мамы и папы, необязательно должно нравиться нам. Но есть понятие фундамента, на котором, при желании, можно построить хоть картонный домик, хоть бетонную махину. Если заложить его правильно, ничего не рухнет, не рассыплется. Закон такой.
Но есть законы новые, которые диктует время. Сегодня, зайдя на сайт городского кинотеатра, я искала фильм, напротив которого было бы написано: страна – “Россия”. Оказалось, тщетно. Покопавшись в архивах, нашла-таки “Джентльмены, удачи!”, вышедший в прокат в конце прошлого года. Не самый плохой фильм, но, честно скажу, не шедевр. Однако, на фоне десятка других, поражающих безликостью (речь идет о прокатных фильмах), это кино хотя бы лишено унижающей любой вкус откровенной пошлости. А ведь вчитываясь в биографии режиссеров, снимающих сегодня, понимаешь, что перед тобой люди состоявшиеся, неглупые, однако, попавшие в струю времени, когда извлечение выгоды из фильма есть главная цель.
Если говорить об актерах, практически исчезли с экранов такие таланты как Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Владимир Машков, Олег Меньшиков, блиставшие и сделавшие кино в 90-х. Их не видно, не слышно, хотя в интеллектуальных журналах читаешь, что каждый из них снимается и довольно успешно. Конечно, это кино не для всех, а жаль… Из последнего в голову приходит “Идиот” (язык не поворачивается втиснуть его в рамки жанра “телесериал”) с Мироновым в главной роли. Это шедевр, который, на мой взгляд, стоит посмотреть не только тем, кто любит и читает Достоевского, а как раз тем, кто знает о нем лишь из обязательной школьной программы, приевшейся вконец…
Не смогла найти среди знакомых десяток тех, кто смотрел “Остров” Павла Лунгина или шедевральные фильмы лауреата Каннского кинофестиваля Андрея Звягинцева “Возвращение” и “Изгнание”. Последнее его произведение “Елена” вообще прошло незамеченным массовым зрителем, а ведь в нем столько разгадок к десяткам жизненных ситуаций, и снято — практически безупречно. Не зря ему аплодировали европейские кинозалы.
К сожалению, мало кто из молодежи смотрит “Культуру”, а там “крутят” и Тарковского, и Авербаха, и Лиознову… Пусть не все в них понятно для семнадцатилетних умов, но что-то почерпнуть можно. И нужно! И откуда у нас, в глубинке, родится любовь к российскому кино, если телевидение напичкано или нашими теленовеллами-однодневками или американскими блокбастерами? Молчу об известных развлекательных каналах, которые вперемешку с реалити-шоу “толкают” дешевые комедии класса “В”, к которым и пристрастилось молодое поколение. Но, если, допустим, в Москве есть кинозалы, где можно утолить голод по интеллектуальному или просто невостребованному кино, как это сделать у нас, среди нескончаемой череды экшна (жанр, в котором основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням и т. п. – Авт.), который пропагандируется с завидной энергией? Почти все кинотеатры работают на рейтинг, душат всякие остатки вкуса и губят на корню все ростки индивидуальности.
Девочка-подросток из Черкесска в своем анонимном блоге пишет, что жутко стесняется своих вкусов и тщательно скрывает свои предпочтения от сверстников. Например, никогда не признается одноклассникам, что ее кумир — Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета, что смотрит “Закрытый показ” Гордона, потому что “у нас так красиво не рассуждают об искусстве, а поговорить о кино в реальной жизни— не с кем”. Разве это нормально? Что не мейнстрим (преобладающее направление для определённого отрезка времени — Авт.), то карается презрением со стороны ровесников. Но что делать этим мальчикам и девочкам, в которых откуда ни возьмись появляется это чувство прекрасного, а поделиться им не с кем? А если все оставлять как есть, в зачаточном состоянии, из искры пламя не возгорится точно…
Кстати, о вкусах… Есть в современных смартфонах модная игрушка — приложение “Угадай кино”. Мои племянники-подростки почти не угадывают кадры даже из культовых светских фильмов, хотя мы, тридцатилетние, знаем в лицо актеров 50-х гг. Как это возможно, не знать “Любовь и голуби”, “Жестокий романс” или “Женитьбу Бальзаминова”?.. Просто наш подростковый возраст пришелся на 90-е, когда все еще шла на экранах “Любовь” Тодоровского и, конечно, более приземленные “Гардемарины, вперед!”, и “Игла” с робким, но таким искренним Цоем, все еще были узнаваемы герои шахназаровского “Курьера”… При том, что рядом уже “крутили” голливудского “Терминатора” (просто детские шалости по сравнению с нынешними войнушками), и жестокие фильмы Люка Бессона, которые, все же, показывали, насколько зло противоестественно человеческой природе… Помнится, как ругались на “Брата”, упрекали автора за пристрастность к советской эпохе в “Грузе-200”. Но ведь это — кино и еще какое! А теперь и его нет (режиссера Алексея Балабанова в этом году не стало), ниша свободна, только вот занять ее никто не спешит, да и трудное это дело.
Конечно, аналитики объясняют это тем, что все в мире делают деньги. Однако, до последнего хочется верить, что не все. Пересмотрев несколько десятков российских фильмов этих лет (чтобы не быть голословной), пришла к  мысли, что не такое оно и плохое, российское кино. Для этого стараются и мэтры. Например, недавний фильм Сергея Соловьева “Одноклассники”. Этот фильм можно воспринимать как “Ассу” в разрезе 2000-х, или фильм-откровение о безнадежности нынешней молодежи, запутавшейся в том, кому и чему верить: деньгам, удаче, любви, философии, морали, родителям, внешнему или внутреннему миру… Понимайте, как хотите — все будет верно. Был показан на одном из центральных каналов фильм режиссера-дебютанта Романа Каримова “Неадекватные люди”. Потрясающий пример того, что и молодость тяготеет к чистой и светлой любви, противится пошлости и похоти! Но видели эти фильмы лишь некоторые из нас, а значит, другие остались за бортом и судить о российском кино могут только из “шедевров” вчерашних комедийных стендапщиков, получивших право сесть в кресло кинорежиссера и влиять на умы миллионов. Как-то стыдно после этого винить молодежь в примитивизме и поверхностности…
Совсем недавно Александр Сокуров, режиссер, показавший нам другого Ленина в “Тельце” и иного Гитлера в “Молохе”, лауреат бесчисленных международных фестивалей, дал обширное интервью о состоянии российского кино, в котором посетовал на то, что “российское кино — руины, его можно восстановить, но это трудно”. В конце резюмировал: путь к сердцу зрителя через российское кино замурован. Если, конечно, не вложить миллионы в рекламу и не развесить баннеры по всему городу, показывая, что фильм стоит потраченных денег и времени.
Понятно, что тема эта необъятная… Нас больше волнует, не воспитывается ли на этом безобразии коммерческого кино нынешнее поколение, грезящее о тех мирах, которых, вполне возможно, и нет вовсе за всей этой красивой оберткой?.. Остается надеяться, что все временное — действительно временно, и этот отрезок невосприятия хорошего умного кино — канет в Лету. А останется в итоге вечное, ценное и прекрасное…

Армида НАЙМАНОВА
Поделиться
в соцсетях