Сын Эльбруса

3 октября в 04:11
1 просмотр

31 августа 1989 года ушел из жизни наш земляк, полководец, награжденный 10 орденами и 16 медалями СССР и стран зарубежья, Солтан Магометов. В эти дни хочу, чтобы мы вновь вспомнили добрым словом сына Карачаево-Черкесии, интернационалиста и патриота Солтана Кёккёзовича.
Он родился 20 декабря 1920 года в древнейшем карачаевском ауле Хурзук. Мальчиком Солтан был трудолюбивым и любознательным. Маленький пастушок собирал благоухающие цветы на альпийских лугах высокогорного пастбища Бичесын, наблюдал за полетом ширококрылых орлов, слушал музыку звонких водопадов, часами любовался белоснежными вершинами Эльбруса.
Когда ему исполнилось восемь лет, семья Магометовых переехала в Кисловодск. Там он окончил девятый класс, затем с отличием – рабфак в Карачаевске. Молодой горец поступил на физмат Ростовского госуниверситета, откуда был призван на военную службу.

31 августа 1989 года ушел из жизни наш земляк, полководец, награжденный 10 орденами и 16 медалями СССР и стран зарубежья, Солтан Магометов. В эти дни хочу, чтобы мы вновь вспомнили добрым словом сына Карачаево-Черкесии, интернационалиста и патриота Солтана Кёккёзовича.
Он родился 20 декабря 1920 года в древнейшем карачаевском ауле Хурзук. Мальчиком Солтан был трудолюбивым и любознательным. Маленький пастушок собирал благоухающие цветы на альпийских лугах высокогорного пастбища Бичесын, наблюдал за полетом ширококрылых орлов, слушал музыку звонких водопадов, часами любовался белоснежными вершинами Эльбруса.
Когда ему исполнилось восемь лет, семья Магометовых переехала в Кисловодск. Там он окончил девятый класс, затем с отличием – рабфак в Карачаевске. Молодой горец поступил на физмат Ростовского госуниверситета, откуда был призван на военную службу.

Солтан Магометов был участником советско-финской и Великой Отечественной войн. Наш земляк мужественно и героически срожался против гитлеровских фашистов под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, в Белоруссии, Прибалтике, в странах Восточной Европы. В самые трудные минуты фронтовых буден он вспоминал родные горы, в свободные часы читал стихи Михаила Лермонтова и строки классика мировой литературы Льва Толстого, написанные на Кавказе, наполненные глубокой философией и великим гуманизмом: «Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может жить среди этой природы чувство злобы, лицемерия или страсти истребления себе подобных?»
С книгой Солтан Магометов всегда был дружен, он с удовольствием читал биографические труды, узнавал из них о жизни и деятельности Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Он изучал опыт и советских полководцев: Михаила Фрунзе, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского.
В 1943 году был приказ: фронтовиков карачаевской национальности отправить в тыловые военные округа. В ноябре 1943 года карачаевцы были депортированы. Но в жизни всегда есть место исключениям. Командир полка Магометова А. Санковский настоял, чтобы Солтан Кёккёзович остался в рядах фронтовиков. Поэтому наш славный земляк воевал против гитлеровских фашистов вплоть до 9 мая 1945 года.
После войны он окончил военные академии бронетанковых войск им. М. Фрунзе и Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Потом был назначен командиром танковой дивизии Прикарпатского военного округа, позже занимал должность начальника штаба танковой армии. В 1996 году С. Магометов был направлен главным военным советником в Сирию, где трудился во имя укрепления мира и согласия на Ближнем Востоке. Представитель военного ведомства Советского Союза пользовался большим уважением Президента Сирии Хафиза Асада и всех крупных военачальников. Изучая эту арабскую страну, побывав на всех её песчаных просторах, Магометов обнаружил в пустыне аул Блэй, где жили карачаевцы, предки которых покинули Кавказ более 100 лет назад. Около этого селения проводились учения войск, которыми командовал генерал Магометов. Жители Блэя долгие годы испытывали большие трудности из-за того, что родники, питавшие их селение водой, то и дело заносило песком. Известно, что благодаря Магометову в селении вырыли артезианские колодцы. Это тот самый случай, когда о человеке говорят, что он оставил после себя хороший    след. Не удивительно, что в день возвращения из Сирии на Родину славному сыну Карачаево-Черкесии глава этого арабского государства вручил орден «За отличие» I степени и саблю из дамасской стали – символ доблести, мужества и отваги.
По возвращении С. Магометов занимал должность первого заместителя командующего Забайкальским военным округом. Потом его направили главным военным советником в Афганистан. Там он был тяжело ранен. Военный переводчик А.Плиев как-то делился воспоминаниями: «Когда Солтан Кёккёзович увидел в госпитале первых наших раненых молодых солдат, вытирая слезы, говорил: «Как я покажусь теперь их матерям?» Как видно, сын Эльбруса отличался не только мужеством, но и человечностью.
После возвращения из Афганистана генерал-полковник танковых войск С. Магометов был назначен первым заместителем начальника Военной академии им М.В. Фрунзе.
Где бы ни жил, какую бы должность ни занимал наш земляк, струны его пламенного сердца всегда были связаны с родным краем. Он всегда получал газету «Ленинни байрагъы» (ныне «Къарачай»), читал книги карачаево-балкарских поэтов и писателей: К. Кулиева, О. Хубиева, К. Отарова, Х. Байрамуковой и др. Он переписывался с земляками: родственниками, друзьями, студентами и школьниками – и никогда не упускал возможности побывать в горных краях.
Впервые я увидел генерала Магометова 9 мая 1965 года в а. Хурзук, на торжественном митинге, посвященном присвоению О. Касаеву звания Героя Советского Союза. Второй раз – в 1972 году, когда генерал вместе со своей супругой Александрой Ивановной приехал из Читы, чтобы поклониться могиле Героя Советского Союза Х. Богатырева. Гостей сопровождали профессор У. Алиев, председатель Карачаево-Черкесского облисполкома М. Боташев, председатель Карачаевского горисполкома А. Байрамкулов и др.
С моим старшим братом, известным поэтом и прозаиком Османом Хубиевым, Солтан Магометов был знаком ещё до Великой Отечественной войны. Они учились на рабфаке в г. Карачаевске. Потом еще долгие годы переписывались. Я читал его письма и могу сказать, что автор мог похвалиться глубоким знанием как великого русского языка, так и родной словесности. Генерал заочно знал и моего второго брата, члена Союза писателей СССР, ученого, лермонтоведа Магомета Хубиева. О нас он имел представление благодаря газете «Ленинни байрагъы», на страницах которой печатались наши произведения. Весной 1972 года из Читы Осману пришло письмо, в котором С. Магометов просил прислать ему книги Магомета и мою. Осман незамедлительно отправил ему книгу юмористических рассказов Магомета «Алан из Карачая» и сборник моих стихов «Всадник». Солтан Кёккёзович прислал Осману ответное письмо со словами: «Спасибо за хорошие подарки. С большим удовольствием прочитал книги твоих талантливых братьев…»
В августе 1989 года Магометов вновь приехал в г. Карачаевск, где состоялась его встреча с земляками. День был жаркий, генерал – в военной форме. Прошло некоторое время, прежде чем он позволил себе просьбу: «Уважаемые дамы, если вы не возражаете, я сниму китель». Все были покорены его учтивостью. Его просили поделиться воспоминаниями о ВОВ, о мужестве и героизме однополчан, своей бытности главным советником советских войск в Сирии и Афганистане. Он рассказывал в течение двух часов.
После я подошел к нему и, протянув руку, сказал:
– С приездом, Солтан Кёккёзович! Я – брат Османа.
– Назир? – спросил он, приблизившись ко мне. Я не хотел мешать людям, жаждавшим поздороваться и поговорить с ним, и вышел на крыльцо Дома Советов. Через две-три минуты вышел и он и, подойдя ко мне, сказал:
– Назир, я прочитал в твоем сборнике стихов переводы Николая Тихонова и Константина Симонова. У меня даже возникло желание сравнить их с оригиналами…
Я был удивлен: после его знакомства с моими скромными стихами прошло 17 лет, а он всё помнил их.
31 августа 1989 года С. Магометов выступал на слёте воинов-«афганцев» у музея-памятника защитникам перевалов Кавказа. День был знойный. Во время выступления Солтан Кёккёзович вдруг упал. Он больше не поднялся. Так наш славный земляк, отмеченный орденом Ленина, тремя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды и многими другими наградами, ушел из жизни, стоя, как на боевом посту. Он мог бы быть и Героем Советского Союза: за участие в событиях в Афганистане С. Магометов был представлен к этому званию. Документ перед отправкой в Москву должен был быть подписан главным военным советником в Афганистане, кем и был на тот момент Солтан Магометов. Но, изучив документ, он зачеркнул свою фамилию и сказал:
– Я – солдат, а солдат на самого себя представлений не подписывает.
Этого храброго, стойкого и скромного человека похоронили со всеми почестями на Аллее Героев у Дома Советов г. Карачаевска. На траурном митинге выступали представители Министерства обороны СССР, Северо-Кавказского военного округа, руководства Карачаево-Черкесии.
Сын генерала Роман недавно ушёл из жизни. Супруга Александра Ивановна и дочь – кандидат биологических наук Лейла живут в Москве.
Выдающемуся сыну Карачаево-Черкесии генералу С. Магометову воздвигнуты памятники в Карачаевске: над его могилой и на месте кончины. Его именем названы улица, средняя школа № 5 г. Карачаевска и средняя школа № 14 г. Кисловодска. Поэты и писатели посвятили легендарному сыну кавказских гор много произведений. Среди них особо выделяется поэма Кайсына Кулиева «Песнь моей любви». Благодаря им и народной памяти имя Солтана Магометова никогда не будет предано забвению.

Н. ХУБИЕВ, народный поэт

Карачаево-Черкесии.

Поделиться
в соцсетях