В первую очередь должна петь душа
– Вы – человек, безусловно, знаменитый в нашей республике, но мой первый вопрос не о вас, а о вашей матери, – говорю артисту Каспоту Тамбиеву, – потому что знаю, первую песню “Счастье матерям” вы посвятили ей. За ее же исполнение вам, тогда еще двенадцатилетнему мальчику, на районном смотре вручили диплом I степени.
– О, вы первая, кто меня об этом спросил, и мне это так приятно! Моя мама Мариям – это самое дорогое, бесценное, святое, что было, есть и будет в моей жизни. Я родился и вырос в Учкекене. Отец Асхат работал бухгалтером, мама воспитывала шестерых детей. Смею надеяться, что воспитала так, что не пришлось ей и не придется никогда краснеть ни за одного из нас. И мы ей платим тем же, во всяком случае, лично я мог давно и неплохо устроиться и жить в Москве, но… “Когда я окажусь от гор вдали в разлуке, непредвиденной мною, считай, что отдалился от земли, от матери любимой и родной”.
– Вы – человек, безусловно, знаменитый в нашей республике, но мой первый вопрос не о вас, а о вашей матери, – говорю артисту Каспоту Тамбиеву, – потому что знаю, первую песню “Счастье матерям” вы посвятили ей. За ее же исполнение вам, тогда еще двенадцатилетнему мальчику, на районном смотре вручили диплом I степени.
– О, вы первая, кто меня об этом спросил, и мне это так приятно! Моя мама Мариям – это самое дорогое, бесценное, святое, что было, есть и будет в моей жизни. Я родился и вырос в Учкекене. Отец Асхат работал бухгалтером, мама воспитывала шестерых детей. Смею надеяться, что воспитала так, что не пришлось ей и не придется никогда краснеть ни за одного из нас. И мы ей платим тем же, во всяком случае, лично я мог давно и неплохо устроиться и жить в Москве, но… “Когда я окажусь от гор вдали в разлуке, непредвиденной мною, считай, что отдалился от земли, от матери любимой и родной”.
– А петь-то когда начали?
– С тех пор как помню себя. Думаю, что это наследственное. Мой дед по матери, Исмаил Борлаков, был известным на Кавказе сказителем и певцом, исповедующим максимальную отдачу человеческих сил во время своих выступлений. На гитаре я стал играть, когда учился в шестом классе, хотя нот не знал, да и игре на каких-либо инструментах никто специально не обучал.
По правде говоря, жители республики поначалу не увидели, а услышали Каспота, его песни. Это были необычайно мелодичные, своеобразные песни, в которых чувствовалась культура тонких душевных страданий человека, грезящего о любви, сожалеющего о разлуке. Словом, ликующая весна и тоскующая осень, утомленное лето и мечтательная зима…
А голос? То тихий, мягкий, словно руки матери, то резкий, высокий, гортанный, словно звук булатного кинжала… Но вот вопрос, все довольствовались лишь прослушиванием кассет, как сказала одна моя подруга: “Послушай, этот Каспот что Бог, слышать о нем слышали, а видеть никто не видел”.
Созвучны своим ожиданиям оказались все те, кто увидел его первый раз на сцене. Концерт бардов был сборный, и потому, когда после почти безголосых, но бравших подвижностью, напыщенной выразительностью интонаций, подпускавших дрожащий басок в конце куплетов простеньких песен, удачно заглушаемый на жалком излете гитарным перебором, вышел Каспот и его сильный голос стал мощно, властно и безупречно грамотно выводить песню, зал, то бишь поляна, на которой проходил концерт, затих…
90-е. Время на дворе стоит нетворческое, коммерческое, мало кого интересует настоящее творчество. А если кого интересует из тех, кто мог бы его поддержать, то больше на словах. Многие певцы перестают концертировать, подаются кто куда, зато популярность Тамбиева растет как на дрожжах. Он пишет музыку как на свои стихи, так и на стихи известных поэтов КЧР – Хусея Джаубаева, Альберта Турклиева, Дины Мамчуевой и других. Именно талант Каспота позволил переложить стихи земляков на музыку и сделать из них настоящие шедевры.
Если поход в кинотеатр в те времена – впрочем, как и сейчас – приравнивался к подвигу, то Тамбиев собирал полные залы, и не только в Карачаево-Черкесии, но и в Кабардино-Балкарии.
На одном из концертов в КБР Каспота спросили: “Мы столько раз слышали ваши песни, но ни разу не слышали при этом вашей фамилии. Что вы на это скажете?”. Каспот в ответ лишь улыбнулся: “Только одно. Легко обходится песня без моей фамилии? Я так думаю, что для любого композитора, певца – это высокая оценка…”
Встреча с Тамбиевым – об этом говорят почти все, кто с ним общался, – это заряд тепла, добра, энергии. Задай ему любой вопрос – на любой ответит. Только потом добавит с неизменной улыбкой: “Но главные ответы – все в моих песнях”.
В репертуаре Каспота – больше ста песен. Среди них его собственные, старинные и современные. И, разумеется, восхитить, оставить равнодушным глубокий, сильный голос, творческий диапазон песен мало кого могут.
– Когда я даю концерт, отдаю всего себя зрителям, поскольку считаю, что, если люди отдают мне свое время, платя за билет, они должны и в ответ что-то адекватное получить.
За 30 с лишним лет, разделяющих то первое мгновение, когда Каспот начал писать стихи и песни, и нынешнее время, Тамбиев не раз кардинально менялся, не уставая радовать поклонников новыми песнями, но так и остался единственно неповторимым на карачаевской эстраде.
Ну, как тут не спросить, а знакомо ли ему ощущение творческого кризиса и, если да, как он его преодолевает?
– Предпочел бы ответить уклончиво. Мне очень импонирует сравнение жизни с восхождением на гору, и чем выше поднимаешься, тем сложнее. Когда знаменитого Утесова на старости лет стали упрекать в отсутствии голоса, былого энтузиазма, он ответил: “Пустое это. Я не голосом – сердцем пою”. И еще из этой же серии о знаменитых певцах. Одна польская певица решила разыграть взыскательную французскую публику. Ее попросили спеть песню на родном польском языке. Певица пела долго, с таким чувством, такими интонациями, что зал рыдал, смеялся и хохотал вместе с ней. Ни одна ее песня не заслужила столько оваций, сколько эта. Уже за кулисами какой-то ее поклонник, француз, спросил, о чем она пела. Певица ответила, что она только считала по-польски от одного до ста. Так что в первую очередь должна петь душа…
– Душа, сердце… Это уже отдает донкихотством. Но донкихотствовать от искусства – невозможно, на мой взгляд. У каждого семья…
– Человек, у которого есть все, да еще в избытке, в определенном смысле бедствует. Он никогда не узнает, что означает страстно стремиться к чему-то, надеяться, тешить себя мечтой о лучшем. Иными словами: “Тот, кто жил для вещей, все теряет с последним дыханием, тот, кто жил для людей, после смерти живет средь живых”. Что же касается семьи… Степень твоей свободы, мира и спокойствия в душе прямо пропорциональна уровню образования, культуры и воспитания – это я хорошо усвоил и попытался объяснить своим детям… Вообще, очень сложно говорить о себе. Но я все-таки считаю себя счастливо одаренным человеком, потому что нету ничего такого, чего бы я не мог сделать. Пишу стихи, пою, сочиняю музыку, умею косить сено, люблю прокатиться с ветерком на лошади, великолепно лажу со своими детьми…
Одаренность Тамбиева заметило и отметило руководство республики. За большой вклад в музыкальное искусство КЧР и высокое исполнительское мастерство ему в 2001 году было присвоено почетное звание “Народный артист КЧР”.
То, что артист однозначно стоит на очередном витке популярности, подтвердил юбилейный вечер, посвященный 50-летию певца, на который съехались гости не только со всей Карачаево-Черкесии, но и из Кабардино-Балкарии, Абхазии, Осетии, Дагестана.
Многие из гостей в этот вечер подходили к микрофону, чтобы выразить Каспоту Асхатовичу свое восхищение, в частности муфтий КЧР Исмаил-хаджи Бердиев и глава администрации Малокарачаевского района Рамазан Байрамуков.
Кстати, Рамазан Пахатович не преминул отметить: “Наша особая благодарность и признательность Тамбиеву – за цикл стихов и песен, посвященных родному Учкекену, всем матерям…”
Хочется надеяться, что и следующие 50 лет пройдут у Каспота Тамбиева так же плодотворно, как и предыдущие, и наш герой останется таким же искренним, благородным. А главное – востребованным, как сейчас…
{{commentsCount}}
Комментариев нет