Впервые в России

3 октября в 13:00
2 просмотра

Всемирный фестиваль WOMAD («Мир музыки, искусства, танца») в минувшие выходные впервые состоялся в России, и что особенно приятно, на Кавказе. Уже 40 лет он стирает границы, объединяет страны и континенты, становится местом встречи разных культур, ведь WOMAD – этнофестиваль, приветствующий все оригинальное, народное, ценное. Потому руководство страны и СКФО всячески содействовало его проведению в России.
Фестиваль прошел в Пятигорске, на Машуке. Впечатлял уже уровень организации праздника. Все, кто хотел попасть на заветную Комсомольскую поляну, проходил через металлоискатель, охрана досматривала сумки. И каждому, кто получал возможность пройти, надевали на руку браслет с логотипом фестиваля. Журналисты получали аксессуар-пропуск одного цвета, участники – второго, зрители – третьего. Это были своего рода подсказки для организаторов и охраны: куда человеку открыт путь, а куда заказан. Оформление самой поляны одним напоминало рыцарские турниры, другим – площадку для игры в квиддич («Гарри Поттер»), но все было ярко, живо, весело.

Всемирный фестиваль WOMAD («Мир музыки, искусства, танца») в минувшие выходные впервые состоялся в России, и что особенно приятно, на Кавказе. Уже 40 лет он стирает границы, объединяет страны и континенты, становится местом встречи разных культур, ведь WOMAD – этнофестиваль, приветствующий все оригинальное, народное, ценное. Потому руководство страны и СКФО всячески содействовало его проведению в России.
Фестиваль прошел в Пятигорске, на Машуке. Впечатлял уже уровень организации праздника. Все, кто хотел попасть на заветную Комсомольскую поляну, проходил через металлоискатель, охрана досматривала сумки. И каждому, кто получал возможность пройти, надевали на руку браслет с логотипом фестиваля. Журналисты получали аксессуар-пропуск одного цвета, участники – второго, зрители – третьего. Это были своего рода подсказки для организаторов и охраны: куда человеку открыт путь, а куда заказан. Оформление самой поляны одним напоминало рыцарские турниры, другим – площадку для игры в квиддич («Гарри Поттер»), но все было ярко, живо, весело.

На самом входе в городок гостей встречала звонница, каждый мог попробовать себя в роли звонаря. А дальше расположилась Деревня ремесел. Здесь царило особое оживление: возгласы удивления, занятные беседы, вспышки фотоаппаратов. На вопрос “Это кубачинское серебро?” Гимбат Гимбатов из дагестанского селения Гозатль горячо возражал: «Нет, что вы, это аварские изделия. Они отличаются техникой, орнаментом». Тут же его товарищ демонстрировал любознательным процесс изготовления кольца с чернью. Их земляк Асаб Асабов – кожевник, сапожник – показывал, как в старину, да и сейчас делают натуральную качественную обувь. Балкарец Суфьян Бозиев удивлял всех своими столами, ножки и корпус которых были коваными металлическими, а столешницы мастер изготовил, скрепив специальным составом из морских моллюсков, найденных на карьерах КБР (не будем забывать, что территория Кавказа миллионы лет назад была занята водой). Георгий Сабанов из Владикавказа учил подростков чеканке. Традиционные русские тряпичные куклы, некоторые из которых были наряжены в точные копии костюмов некрасовских казаков, представляла ставропольчанка Лариса Мишиева. Лепкой фигур из соленого теста завлекала гостей на мастер-класс ее землячка Елена Несова. Сосед Елены Вячеслав Орлов рассказывал о своих изделиях из глины: «Столовую посуду, как и наши предки, я делаю из одного сорта глины, горшки, кувшины – из другого».
Особенно много любопытных собралось у экспозиции Карачаево-Черкесии. Здесь Башир Бытдаев показывал мастер-класс по лепке малых форм из глины. «Одна из ветвей моего рода славилась изготовлением изделий из глины, в частности посуды. Так что у меня это умение в крови», – говорил он.
Многочисленная детвора собралась вокруг умельцев – шорников Джамбулата Эркенова и Эдислама Лепшокова. «Это что, лыжа?», – вопрошал пятилетний мальчик, указывая на заготовки. Теперь Саша из Пятигорска знает, что это приспособление для езды верхом, и делается оно в течение 10 дней, а эти парни из Карачаево-Черкесии владеют почти забытым ремеслом. Не меньше вопросов задавали студенткам Карачаево-Черкесского республиканского колледжа культуры и искусств им. А. Даурова, одна из которых занималась плетением из рогоза, вторая – валяла войлок, третья – вышивала узоры золотой нитью. Деревня ремесел удивляла и радовала глаз.
Помимо мастеров, Карачаево-Черкесия была представлена артистами. Выступлением наших земляков открылась одна из трех концертных площадок фестиваля. Перед многонациональной публикой выступили три творческих коллектива: вокальный «Апсаты», инструментальный «Харс», хореографический «Ридада». На сцене появился и прославленный певец Арсланбек Султанбеков – Асау – с музыкальным и хореографическим сопровождением.
Концертная программа WOMADа была разножанровой, разноязычной. Вслед за зажигательными горскими танцами на одной из сцен начиналось горловое пение тывинской «Хуун-Хуур-Ту» на другой. В это время на третьей площадке готовились выступать отчаянные каталонцы из «Muyayo Rif». Вслед за ними раздавалось проникновенное пение исполнительницы фадо португалки Доны Росы. В течение двух дней выступили Нино Катамадзе, Дживан Гаспарян, Асиф Али Кхан и многие другие популярные этно-артисты.
Для равнодушных к песенному жанру действовали танцевальные и кулинарные мастер-классы, а также велось обучение валянию сувенирных валенок, изготовлению кольчуг, украшений в технике макраме, моделированию из воска и многое другое.
WOMAD посетил полномочный представитель Президента РФ в СКФО А. Хлопонин в сопровождении руководителей регионов, в числе которых был и председатель Правительства КЧР М. Карданов.
– Это один из самых мощных этнокультурных фестивалей в мире. И то, что он прибыл на Кавказ, где культура, традиции ценятся больше всего, очень правильно. Было бы хорошо, если бы фестиваль поселился здесь на долгие годы, – отметил А. Хлопонин.
«Можно с полной уверенностью сказать, что фестиваль состоялся, – добавлял он позднее, – и первый блин не вышел комом». С этим согласятся все, кто побывал на первом в России WOMADе, надеемся, не последнем.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях