Муки науки

4 октября в 05:43
 просмотров

О “старении” научных кадров говорится уже не первый год, но сегодня, в свете широкого обсуждения скандального закона о реформе РАН, эта тема приобрела еще большую актуальность, ведь под угрозой может оказаться вообще само существование науки в нашей стране.
Перспективы и возможности привлечения молодых людей к фундаментально-прикладной науке на региональном уровне обсудили на днях в рамках «круглого стола» в Общественной палате Карачаево-Черкесской Республики. Разговор, в котором приняли участие представители научного сообщества нашего региона, власти, общественных организаций и др., получился долгим и непростым. Открыл встречу член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов, обозначив, что стимулировать молодежь к занятию научными исследованиями нужно еще в школе.

О “старении” научных кадров говорится уже не первый год, но сегодня, в свете широкого обсуждения скандального закона о реформе РАН, эта тема приобрела еще большую актуальность, ведь под угрозой может оказаться вообще само существование науки в нашей стране.
Перспективы и возможности привлечения молодых людей к фундаментально-прикладной науке на региональном уровне обсудили на днях в рамках «круглого стола» в Общественной палате Карачаево-Черкесской Республики. Разговор, в котором приняли участие представители научного сообщества нашего региона, власти, общественных организаций и др., получился долгим и непростым. Открыл встречу член Общественной палаты РФ Азамат Тлисов, обозначив, что стимулировать молодежь к занятию научными исследованиями нужно еще в школе.

– Без тесного взаимодействия наших учебных заведений с различными научно-исследовательскими центрами, без создания образовательных центров при вузах, без развития детских домов творчества ситуацию, связанную с привлечением молодых специалистов в науку, изменить будет трудно, – отметил А. Тлисов. – Еще один важный вопрос, который нужно решить, – участие наших школьников в крупных научно-исследовательских форумах, где юные исследователи могли бы впервые презентовать свои работы, что стало бы для детей отличным стимулом.
Тему продолжил заместитель председателя ОП КЧР, директор Экономического института СКГГТА Рашид Канцеров. По его мнению, толчком для школьников к занятию наукой может быть живой пример, а для этого необходимо проводить встречи ребят и ученых, причем не только из нашего региона, которые смогут многое рассказать и показать, а главное – заинтересовать детей. Выступая, Рашид Александрович посетовал на уровень подготовки школьников, отметив, что знаний ребят не хватает, чтобы сдать экзамены по физике, информатике и поступить в вуз на инженерную специальность, и это одна из причин нехватки специалистов данного профиля в стране.
С этим согласился человек, имеющий к науке самое непосредственное отношение, – заместитель директора Специальной астрофизической обсерватории РАН Валерий Власюк:
– Да, к сожалению, все меньше молодых людей поступают в вузы хорошо подготовленными, еще меньше из них впоследствии остаются в науке. Это приведет к тому, что рано или поздно мы будем вынуждены покупать на западе и технологии, и «мозги», в смысле звать на работу ученых из других стран.
Подготовка школьников, их заинтересованность и стремление заниматься наукой – это один аспект. Другая сторона медали – возможности и условия для занятия наукой. Валерий Власюк, в частности, привел в пример Китай, где на науку выделяются огромные средства, строятся новые здания, открываются лаборатории, обсерватории и т.д. А у нас, отметили на «круглом столе», кандидаты наук получают «копейки», не говоря уже о техническом оснащении, когда в кабинете, где трудятся десять ученых, имеется лишь один компьютер. «И кто из молодых людей согласится пойти работать в таких условиях?» – прозвучавший вопрос был, скорее, риторическим, ибо альтруистов в наше время немного.
– Наше государство должно решить, что для него является приоритетами, – высказал свою точку зрения на проблему проректор по научной работе СКГГТА Абрек-Заур Джендубаев. – Сегодня мы гордимся лидирующими позициями по поставке за рубеж нефти и газа, а когда-то мы гордились Гагариным и первыми спутниками. Строительство газо- и нефтепроводов – это одно, но, скажите, какие мы имеем сегодня научные достижения, свершения, открытия?
Обсудив наиболее важные аспекты проблемы привлечения молодежи в науку, участники «круглого стола» выработали рекомендации, которые будут направлены для рассмотрения в органы власти, в том числе и в Министерство образования КЧР, представителей которого на «круглом столе», к сожалению, не было. Среди предложений – проведение олимпиад среди школьников «Занимательная физика» и т. п., проведение семинаров, стажировок, в том числе за границей, учреждение грантов, проведение конкурсов и т.д. Возможно, имеет смысл учредить региональный научно-популярный журнал. Молодые ученые не должны ограничиваться лишь признанием заслуг своими коллегами, они должны получать за свою работу материальное вознаграждение, стимул для дальнейшей работы, а самое главное – быть востребованными, ощущать, что они нужны обществу, нужны своей стране.

Мария ОЛЕФИРЕНКО
Поделиться
в соцсетях