Сокровища нашей земли
Асланбек к Тамбиев в 1992 году возглавил Комитет по геологии и использованию недр по КЧР. Позднее этот комитет, а также Госкомлес КЧР, Комитет водных ресурсов КЧР и Министерство по экологии и охране окружающей среды КЧР были объединены в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ по КЧР, которое возглавил А. Тамбиев. Тамбиев награжден медалью «За трудовую доблесть», его имя включено в энциклопедические издания, он – заслуженный геолог Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Академии горных наук. Сегодня А. Тамбиев занят проблемами рационального и экологически безопасного использования недр республики, он готовит к изданию две монографии: «Минерально-сырьевые ресурсы Карачаево-Черкесии и эколого-экономические аспекты их освоения» и «Мои геологические маршруты». В день его 75-летия с ним встретилась наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА.
Асланбек к Тамбиев в 1992 году возглавил Комитет по геологии и использованию недр по КЧР. Позднее этот комитет, а также Госкомлес КЧР, Комитет водных ресурсов КЧР и Министерство по экологии и охране окружающей среды КЧР были объединены в Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РФ по КЧР, которое возглавил А. Тамбиев. Тамбиев награжден медалью «За трудовую доблесть», его имя включено в энциклопедические издания, он – заслуженный геолог Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Академии горных наук. Сегодня А. Тамбиев занят проблемами рационального и экологически безопасного использования недр республики, он готовит к изданию две монографии: «Минерально-сырьевые ресурсы Карачаево-Черкесии и эколого-экономические аспекты их освоения» и «Мои геологические маршруты». В день его 75-летия с ним встретилась наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА.
– Асланбек Сеит-Умарович, можно ли назвать нашу республику богатой – с точки зрения геологии?
– У нас в КЧР есть практически все виды полезных ископаемых, кроме нефти и газа, – и слава Богу! Сегодня наличие нефтяных ресурсов делает обстановку…неспокойной. Однако Карачаево-Черкесия не обделена Богом: здесь есть шесть медноколчеданных месторождений: Урупское, Бескесское, Худесское, Первомайское, Скалистое и Быковское. Есть и Кти-Тебердинское месторождение вольфрама, Джегутинское месторождение цементного сырья – известняка и глины, Джегонасское месторождение известняка для сахарной промышленности и Красногорское месторождение огнеупорных глин, Агурское, Актюбинское, Джемагатское, Тегиньское, Аминкольское и Беденское месторождения облицовочного камня, Темризова балка, Карачаевское и Учкурское месторождения строительного камня, Воротниковское, Садовое, Эркен-Юртское месторождения песчано-гравийной смеси… Богатые залежи гипса, керамзитового сырья, силикатного песка, гематитовых руд, Хумаринское, Большелабинское, Аксаут-Тебердинское, Картджуртское месторождения каменного угля… Основные же природные ресурсы республики – уголь, свинец, цинк, вольфрамо-молибденовые руды, медь и золото. Практически неисчерпаемы запасы подземных термальных лечебных минеральных и пресных вод.
– Можно ли сказать, что минерально-сырьевой потенциал республики используется полностью?
– Нет. Из пяти разведанных золотосодержащих медноколчеданных месторождений – Урупского, Первомайского, Быковского, Даутского, Худесского – эксплуатируется только Урупское. В то же время следует сказать, что Урупский горнообогатительный комбинат, производящий медный концентрат, является единственным на Северном Кавказе. К успешно работающим предприятиям по добыче и переработке минерального сырья, помимо Урупского ГОКа, можно отнести ЗАО «Кавказцемент», ЗАО «Известняк», АО «Усть-Джегутинский гипсовый комбинат», Хабезский гипсовый завод и другие. Планируется в ближайшее время строительство цементных заводов в Усть-Джегутинском и Урупском районах с применением новой техники и технологии, учитывающих экологические требования к данному производству, а также двух горнодобывающих предприятий: одно – на базе Худесского – медноколчеданного месторождения, другое – на базе Кти-Тебердинского месторождения вольфрама. Мне кажется, что решения о закрытии предприятия по разработке Эльбрусского свинцово-серебрянного месторождения и угольных шахт в Карачаевском районе были не совсем обоснованы.
– Каков вклад горнодобывающих и перерабатывающих предприятий в экономику республики?
– Сегодня трудно себе представить, в каком состоянии находилась бы экономика КЧР без продукции ЗАО «Кавказцемент», ЗАО «Урупский Гок», Усть-Джегутинского и Хабезского гипсовых заводов, многочисленных малых предприятий, разрабатывающих песчано-гравийные смеси. Без них строительная индустрия в республике просто перестала бы существовать. Конечно, доля выпускаемой ими промышленной продукции в процентном отношении неодинакова. В структуре добычи и переработки доминирует цементное сырье – 68% от общей годовой добычи, далее медь – 16%, золото – 10%, серебро – 2,5 % и подземные термальные и минеральные, пресные воды – 4,5%. Значительная часть сырья и строительных материалов реализуется за пределами республики. Говоря о роли минерально-сырьевых ресурсов в экономике не только республики, но и России в целом, достаточно сказать, что около 85% всего экспорта страны осуществляется за счет продукции минерально-сырьевого комплекса. Считать такое положение нормальным нельзя, ибо оно указывает на «однобокую» сырьевую направленность экономики страны, техническую слабость промышленности и торможение научно-технического прогресса. Но это тема другого разговора.
– Каким вам видится дальнейшее развитие минерально-сырьевой базы республики, и как вы оцениваете ущерб, наносимый природе в результате интенсивной разработки недр?
-Многими видами полезных ископаемых мы обеспечены надежно и на длительные сроки. Например, разведанных запасов цементного сырья, медноколчеданных руд, сырья для выпуска строительных материалов хватит не на один десяток лет. Запасы же подземных пресных и минеральных вод практически неисчерпаемы. В то же время необходимо возобновить поисково-разведочные работы рудного и россыпного золота, цветных и редких металлов. Что до экологического аспекта вопроса, то разработка месторождений полезных ископаемых, безусловно, влияет на водную, воздушную среду, растительный и животный мир, что в конечном счете отражается и на здоровье людей. Поэтому должен существовать разумный баланс между экономической целесообразностью и экономической безопасностью при использовании природных ресурсов. Разработка крупных объектов, например, таких как Худесское медноколчеданное месторождение или Кти-Тебердинское месторождение вольфрама, должна пройти не только государственную, но и общественную экспертизу, как предусмотрено Законом РФ «О недрах».
– Значит, вы считаете, что при оценке возможностей разработки любых месторождений нужно ставить на первое место вопросы экологии, безопасности окружающей среды? Если вред, наносимый природе, будет значителен – нужно отказаться от разработки?
– Да, необходимо считаться с тем, что республика – зона туризма: ведь красота и величие природы Кавказа вполне сопоставимы по значимости с богатством ее недр. Однако есть разработки, безусловно, перспективные. Сегодня выявлен массив гранитов балки Мощевой для производства высокопрочного щебня; цветных камней для строительного и ландшафтного дизайна, а также производства современных отделочных материалов. Красногорское месторождение огнеупорных глин в Усть-Джегутинском районе может послужить основой для создания завода по производству шамотных огнеупорных изделий. Сырье месторождения отлично подходит для производства облицовочной плитки, керамогранита, санфаянса, отличается высоким качеством, запасы большие, но возможна только подземная разработка, что отпугивает инвесторов, ведь обычно месторождения огнеупорных глин разрабатываются карьерами.
В КЧР наиболее близко расположен к железной дороге массив гранитов балки Мощевой в районе поселка Курджиново. Массив гранитов требует доизучения с бурением скважин и системным изучением физико-механических свойств камня. Последние пока изучены по единичным пробам, которые свидетельствуют о высокой прочности, морозостойкости и низкой радиоактивности гранита. Рядом расположен Бескесский массив такого же размера. Вскрытая эрозионным врезом реки Большая Лаба мощность массива достигает 200 метров. На обоих бортах ущелья реки можно заложить карьеры в виде узких полос протяженностью 1,5-2 км.
– Сегодня резко возрос спрос на новый вид минерального сырья, ранее не изучавшийся, – цветной камень, использующийся для ландшафтного дизайна. Располагаем ли мы подобным сырьем?
– В КЧР есть целые массивы таких пород, причём, расположенных вблизи существующих автодорог: белые, бежевые и желтые известняки, черные и бело-серые мраморизованные известняки, светло-серые и розовые граниты, желто-бежевые и оранжево-розовые гранит-порфиры, вишневые песчаники, красно-коричневые риолиты, коричневатые дациты, светло-зеленые фельзиты, темно-зеленые диобазы, желто-зеленые серпентиниты. В устье левого притока р. Большая Лаба выявлен участок, сложенный кристаллическими сланцами, содержащими до 30% зерен граната, причем самой твердой его разновидности – альмандина. Такой гранат применяется для производства абразивного шлифовального инструмента, абразивных шкурок и абразивных паст для шлифовки камня.
В Карачаевском районе практически неисчерпаемы запасы уникальных по качеству уллукамских гранитов. В свое время при строительстве здания Моссовета в Москве были использованы уллукамские граниты. В последние годы поисково-разведочными работами в междуречье Учкулан-Дуут установлена крупная золоторудная зона. В отдельных узлах её, например, на площади, непосредственно прилегающей к аулу Нижний Учкулан, разведанные предварительные запасы золота составляют несколько десятков тонн. Кстати, некоторые виды полезных ископаемых района использовались с незапамятных времен. Имеются материальные находки, указывающие на использование древними нашими предками медных руд. Например, обнаружена примитивная медеплавильная печь на Худесском медноколчеданном месторождении геологом К.Дубининым. Аналогичная медеплавильная печь была обнаружена и на Карабекском медноколчеданном месторождении. В долине р.Теберда найдены так называемые медные «чушки», которые были получены, по мнению местного геолога В. Жугана, при плавке медно-колчеданных руд Дуутского месторождения. В недалеком историческом времени велась разработка золотоносных отложений р. Кубань и свинцово-серебряных руд Эльбрусского месторождения…
{{commentsCount}}
Комментариев нет