Кровавый след

23 октября в 06:15
172 просмотра

В канун нового, 2003 года жителей села Первомайского, что в Малокарачаевском районе, потрясла страшная весть – в своем домовладении были жестоко убиты мать и сын Валиулины, Людмила и Марат. Семья занималась выращиванием луковиц цветов для продажи. И, как рассказывали впоследствии родственники, Людмила Султановна хвалилась, что в тот год они продали луковиц на 45 тысяч рублей. А еще в доме было около пятисот долларов, которые хранили на всякий непредвиденный случай. Когда произошло убийство, денег, которые Валиулины, как и многие из нас, прятали в книгах на книжной полке, не оказалось. Золото преступники не нашли. А так как никто особо не знал, сколько денег было в доме, цифры, которые зафиксировали в протоколе, были условные – 35 тысяч и 500 долларов. Таковой оказалась цена двух человеческих жизней…

В канун нового, 2003 года жителей села Первомайского, что в Малокарачаевском районе, потрясла страшная весть – в своем домовладении были жестоко убиты мать и сын Валиулины, Людмила и Марат. Семья занималась выращиванием луковиц цветов для продажи. И, как рассказывали впоследствии родственники, Людмила Султановна хвалилась, что в тот год они продали луковиц на 45 тысяч рублей. А еще в доме было около пятисот долларов, которые хранили на всякий непредвиденный случай. Когда произошло убийство, денег, которые Валиулины, как и многие из нас, прятали в книгах на книжной полке, не оказалось. Золото преступники не нашли. А так как никто особо не знал, сколько денег было в доме, цифры, которые зафиксировали в протоколе, были условные – 35 тысяч и 500 долларов. Таковой оказалась цена двух человеческих жизней…

Видимо, и преступники не догадывались, что такой ничтожной окажется сумма в доме Валиулиных. Несчастных пытали, избивали тупыми предметами – как показала экспертиза, им были причинены множественные травматические повреждения, а затем задушили электрическим шнуром от утюга и брючным ремнем. Трупы, забросав вещами, подожгли.
Раскрыть преступление сотрудникам правоохранительных органов не удалось – злоумышленники действовали грамотно, работали в перчатках. Тогда в процессе расследования страшного преступления в поле зрения милиции попали двое жителей района, ранее судимые, отбывшие срок. Их вызывали в милицию, но доказать причастность к совершению преступления не смогли.
А спустя почти год аналогичное преступление было совершено в селе Терезе. Здесь жертвами преступников стала семья Эркеновых: муж, жена и их четырнадцатилетний сын. Женщина торговала золотыми изделиями и накануне приехала из Дагестана, где приобрела золотые ювелирные изделия на три миллиона рублей. Семья имела еще свой трикотажный цех, где работал муж, их родственник и наемный работник. В тот день все находились дома. Провидение спасло наемного работника, который спал в другом доме и ничего не слышал. Остался жив и родственник Эркеновых, который от многочисленных ударов тупым предметом и рубленых ран потерял сознание. Но опознать, кто совершил злодеяние, он не смог – преступники были в масках.
Пересказать, как пытали своих жертв нелюди (а их было трое), невозможно – от страшных подробностей гибели ни в чем не повинных людей, в том числе и ребенка, останавливается сердце, а разум отказывается понимать психику тех, для которых кровь людская, перефразируя известное выражение, что водица.
Преступление тоже осталось нераскрытым. А, следовательно, за ним должны были последовать новые.
6 июня 2004 года при неизвестных обстоятельствах пропала жительница а. Кумыш Мекка А., которая накануне поехала в село Учкекен проведать бабушку. Последний раз женщину видели на автобусной остановке. Далее ее следы терялись…
Останки женщины нашли весной, спустя почти год, в Предгорном районе Ставропольского края возле одной из лесополос. В ходе расследования установили, что убитой была Мекка А. из Карачаево-Черкесии.
В июне 2004 года в Кисловодске за покушение на убийство молодой женщины, которая чудом выжила, был задержан житель села Учкекен Золтан Байрамкулов. В 2005 году Кисловодским городским судом он был осужден на 13 лет лишения свободы.
В июле 2004 года в пос. Нежинском Предгорного района Ставропольского края была убита Александра Богомолова.
Убийство Богомоловой оперативниками Ставропольского края было раскрыто – нашлись свидетели, которые видели жителя нашей республики Шамиля Борлакова, приезжавшего в поселок к Богомоловой. Он был объявлен в розыск. Зная об этом, Борлаков с сожительницей жил в заброшенном доме, с родственниками не общался, как он заявил впоследствии, “у него с ними были расхождения». Все это затрудняло его розыск.
В 2010 году Ш. Борлакова задержали по обвинению в совершении ряда тяжких преступлений, из мест лишения свободы в республику был этапирован и З. Байрамкулов.
Почти год длилось расследование, а еще два года – судебный процесс. Недавно Верховный суд под председательством судьи Верховного суда КЧР Мурида Шорова вынес обвинительный приговор.
Психолог, присутствовавшая на оглашении приговора жителям республики Шамилю Борлакову, 1968 г. р., и Золтану Байрамкулову, 1967 г. р., в разговоре со мной заметила, что визуально они не производят впечатления преступников. Оба – интеллигентного вида, со вкусом одетые, в затемненных очках. «Наверное, поэтому, – заметила психолог, – одна из жертв, что села в автомобиль к Байрамкулову, и помыслить не могла, чем закончится для нее эта поездка».
– Золтан Байрамкулов и Шамиль Борлаков – жители села Учкекен, – рассказывала гособвинитель по уголовному делу, начальник отдела республиканской прокуратуры Галина Станкевич, – ранее были осуждены за убийства. По натуре и тот, и другой агрессивны. Золтан Байрамкулов в школе блистал математическими способностями, с легкостью поступил в высшее автомобильное училище, поехал к другу в Георгиевск на свадьбу, где изнасиловал девушку, а затем, чтобы скрыть следы преступления, убил ее. Кроме того, совершил еще и кражу. В 1993 году военным трибуналом Северо-Кавказского военного округа был осужден на 13 лет лишения свободы с содержанием в исправительно-трудовой колонии. Борлаков за разбой и убийство был осужден на Дальнем Востоке на 14 лет лишения свободы. Оба отбывали наказание в одной колонии, где и познакомились. Оба освободились в 2002 году условно-досрочно – «за примерное поведение». А спустя некоторое время встретились в Учкекене. Золтан знал семью Валиулиных, знал, чем они занимаются, и в декабре они договорились совершить на них разбойное нападение, полагая, что у последних есть деньги, и немалые. Следующее преступление было совершено в ночь с 19 на 20 октября 2003 года. Борлаков, Байрамкулов и третье лицо, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного преследования в связи со смертью, вооружившись дубинками, металлическим ломом и предметом, похожим на обрез ружья 16 калибра, пошли, как выразился один из них, «на чистое дело» – через недостроенное помещение гаража они проникли в домовладение Эркеновых.
Напав на своих жертв и угрожая им насилием, они потребовали выдать им золотые изделия. Те, опасаясь за свою жизнь, подчинились их требованиям и отдали золотые ювелирные изделия. Но это подельников не остановило – им не нужны были свидетели их злодеяний.
В ноябре 2003 года Борлаков вместе с третьим лицом приобрели у неустановленного лица двуствольное гладкоствольное охотничье ружье, которое переделали в оружие, пригодное для стрельбы патронами калибра 12 мм. Впоследствии оно было изъято.
Ш. Борлакову и З. Байрамкулову вменялся еще ряд тяжких преступлений. Они совершали их с периодичностью в год. Так зафиксировано в протоколах судебного разбирательства. Поражают хладнокровие и цинизм преступников. Число их жертв – восемь: женщин, мужчин, стариков и детей. На сколько нужно помножить эту цифру, чтобы получить меру горя, которое выпало на долю родных, близких, друзей их жертв – когда оглашались материалы дела, одному из потерпевших – Эркенову – отцу стало плохо.
Аклиму Базгутдиновну Газееву в селе Учкекен знали многие. Участница Великой Отечественной войны, она в свои 80 с лишним лет вела активный образ жизни, занималась огородом, общалась с соседями и на уговоры сына и дочери, которые просили переехать жить к ним в Москву или Татарстан, отнекивалась -человек, что дерево – вырвешь из родной почвы – вмиг засохнет. Жила она неплохо, пенсии ветеранской хватало. Да видно, чужое добро некоторым представителям гомо сапиенс мозолит глаза, покою не дает.
Из обвинительного заключения: «В ночь с 18 на 19 октября 2005 года Ш. Борлаков, разбив окно, проник в домовладение Газеевой с целью хищения денежных средств, прошел в комнату, в которой оказалась хозяйка домовладения Газеева. Женщина, увидев мужчину, стала кричать и звать на помощь. И тогда Борлаков, опасаясь, что она его выдаст, решил Газееву убить. Неустановленным тупым предметом он нанес ей несколько ударов, а когда она упала на кровать, сдавил руками горло жертвы, пока она не перестала подавать признаков жизни».
Впоследствии в с. Первомайском, в одной из комнат домовладения, где проживал Борлаков, сотрудниками правоохранительных органов был обнаружен и изъят боеприпас – боевая оборонительная граната
Ф-1 с боевым запалом.
Из речи государственного обвинителя: «6 июня 2004 года, примерно в 19 часов, З. Байрамкулов, двигаясь на автомобиле «Мазда» по ул. Шоссейной в Учкекене, увидел на автобусной остановке Мекку А., с которой был знаком ранее. Он предложил ее подвезти. В пути следования между ними произошел разговор, в ходе которого Байрамкулов стал высказывать Мекке претензии по проводу того, что она обещала выйти замуж за него, а вышла за другого. Женщина стала отрицать то, что она давала Байрамкулову какие-либо обещания, в этой связи между ними произошла ссора. Остановив автомашину, Байрамкулов продолжил ссору, в ходе которой у него на почве ревности внезапно возник умысел убить Мекку. Он пересел на заднее сиденье и накинул на шею женщины предмет, похожий на пояс, и задушил ее. По проселочной дороге доехал до лесопосадки, вынес труп и оставил его возле лесных насаждений, полагая, что в лесополосе, расположенной вдали от жилых мест, труп не будет обнаружен».
Здесь он ошибся. Труп обнаружили, правда, со времени убийства прошел почти год…
В ходе расследования уголовного дела Ш. Борлаков и З. Байрамкулов дали явки с повинной, а потом стали отказываться от своих показаний. Судебный процесс длился с августа 2011 года по октябрь 2013 года. Он осложнялся тем, что со времени совершения преступлений прошел не один год, многие потерпевшие и свидетели поменяли место жительства, а подсудимые заявляли всевозможные ходатайства.
На днях Верховный суд КЧР под председательством судьи Верховного суда Мурида Шорова, рассмотрев уголовное дело по обвинению Ш. Борлакова и З. Байрамкулова, признал их виновными в инкриминируемых им преступлениях и назначил наказание: Шамилю Борлакову – 27 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме; Золтану Байрамкулову – 25 лет лишения свободы в исправительной колонии особого режима с отбыванием первых пяти лет в тюрьме. Кроме того, суд удовлетворил исковые требования потерпевших о взыскании морального вреда.
Приговор в законную силу не вступил.

Полина СЕМЕНЧЕНКО
Поделиться
в соцсетях