И это «денди до кончиков ногтей»?

8 ноября в 07:36
 просмотров

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», – написал в свое время великий русский поэт Пушкин, имея в виду собственное творчество. И Александр Сергеевич не ошибся — по сей день потомки помнят, чтут и ценят его нетленные произведения. Другое дело — памятник рукотворный. С ними ситуация куда сложнее.
Понятно, что добротное авторское творение, увековечивающее знаменитость и предназначенное для установки на улице, площади или в сквере, стоит недешево. И порой это создает предпосылки для всяческих ухищрений на предмет выгодной экономии как у заказчиков, так и у скульпторов (типичная российская действительность). Находятся желающие сделать «конфетку» из чего попроще, покрыв «глазурью» совсем не съедобную начинку. И стоит ли удивляться, если в скором времени «конфетка» начинает портиться на глазах?

Далеко ходить не будем — только в нашей республике есть немало различных изваяний и мемориальных сооружений, около которых, извините, качество даже рядом не стояло. При виде иных из них становится искренне жаль людей, составляющих гордость и славу государства Российского.

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», – написал в свое время великий русский поэт Пушкин, имея в виду собственное творчество. И Александр Сергеевич не ошибся — по сей день потомки помнят, чтут и ценят его нетленные произведения. Другое дело — памятник рукотворный. С ними ситуация куда сложнее.
Понятно, что добротное авторское творение, увековечивающее знаменитость и предназначенное для установки на улице, площади или в сквере, стоит недешево. И порой это создает предпосылки для всяческих ухищрений на предмет выгодной экономии как у заказчиков, так и у скульпторов (типичная российская действительность). Находятся желающие сделать «конфетку» из чего попроще, покрыв «глазурью» совсем не съедобную начинку. И стоит ли удивляться, если в скором времени «конфетка» начинает портиться на глазах?

Далеко ходить не будем — только в нашей республике есть немало различных изваяний и мемориальных сооружений, около которых, извините, качество даже рядом не стояло. При виде иных из них становится искренне жаль людей, составляющих гордость и славу государства Российского. Мало того, что отнюдь не каждое изваяние достоверно отображает оригинал, но и само состояние культурных объектов также оставляет желать лучшего. Одним из печальных примеров может служить памятник Пушкину, с не очень давних пор стоящий в Черкесске у фонтана на пересечении переулка Одесского с проспектом Ленина.
 Сидящий на скамейке поэт в фальшивой позолоте уже вызвал немало иронии в свой адрес за время своего существования: унылая непропорциональная фигура с мелковыцарапанной на груди надписью «adidas»(вандализм у нас по-прежнему процветает), застывшая в напряженной позе. То, что Александр Сергеевич был далеко не красавец, факт общеизвестный, поэтому судят не за внешность, хотя скульптура имеет мало общего с известными нам с раннего детства изображениями этой порывистой и одухотворенной творческой личности. И вызывает она далеко не благоговейные чувства, а в лучшем случае – недоумение.
 Но, самое главное, налицо явные признаки постепенного разрушения памятника, причем в большей мере – самого поэта. Скамейка, на удивление, совершенно цела и невредима. А вот обшарпанная «глазурь» на скульптуре вместе с изрядно поврежденной погодными условиями обувью придает «солнцу русской поэзии» вид даже не маргинала, а почти люмпена. И это тот самый Пушкин — всегда денди до кончиков ногтей. Словом, процесс разложения памятника продолжается, несмотря на его «молодость», и какая часть тела поэта отвалится следующей, остается лишь гадать.
 Неизвестно и то, кто был автором некачественного «клона», и что явилось причиной его преждевременного обветшания: ошибка при выборе исходного материала, недоразумение или злой умысел. Мне, как журналисту, удалось выяснить пока только тот факт, что памятник не является деянием местных скульпторов и что в недалеком будущем будут приниматься меры по улучшению ситуации с Александром Сергеевичем.
 Что ж, подождем. Хотя тем, в чьи обязанности входит контроль за появлением на наших улицах подобных образчиков скульптурного мастерства, хочется заметить, что наряду с повсеместной заботой о сохранении историко-культурного наследия неплохо было бы иметь в активе факторы, сдерживающие творчество иных псевдо-мастеров. И, наверное, есть смысл при установлении очередного памятника составлять акт приема-передачи исторической личности и вывешивать около скульптур паспорт объекта. Причем с непременным указанием имени творца, дабы народ имел возможность знать, кто приложил руку к «искусству». Глядишь, тогда и заказчики, и исполнители более серьезно станут относиться к своему творчеству. Заодно и Пушкину в глаза не стыдно будет смотреть.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях