Какой будет новая «Горянка»
У каждого мало-мальски уважающего себя города есть свой символ, талисман. Естественно, о таких больших городах, как Лондон со своим Тауэром, Париж с Эйфелевой башней, Брюссель со скульптурой «писающего мальчика» и так далее, говорить не приходится. Да, собственно, речь не о них. А о маленьком, уютном, взятом в кольцо двумя изумрудными реками и тремя живописнейшими ущельями городе Карачаевске, визитной карточкой которого с легкой руки известнейшего скульптора КЧР и Кабардино-Балкарии Хамзата Крымшамхалова стала статуя горянки, встречающая и провожающая всех приезжающих в город, на развилке трех дорог… Время и люди – точнее, вандалы, другими словами не назовешь тех хулиганов, кто в разные времена пытался отколупать от статуи что-либо на память: то чашу, которую она держит в руках, то те самые руки, которые держат чашу… – сделали свое дело.
У каждого мало-мальски уважающего себя города есть свой символ, талисман. Естественно, о таких больших городах, как Лондон со своим Тауэром, Париж с Эйфелевой башней, Брюссель со скульптурой «писающего мальчика» и так далее, говорить не приходится. Да, собственно, речь не о них. А о маленьком, уютном, взятом в кольцо двумя изумрудными реками и тремя живописнейшими ущельями городе Карачаевске, визитной карточкой которого с легкой руки известнейшего скульптора КЧР и Кабардино-Балкарии Хамзата Крымшамхалова стала статуя горянки, встречающая и провожающая всех приезжающих в город, на развилке трех дорог…
Время и люди – точнее, вандалы, другими словами не назовешь тех хулиганов, кто в разные времена пытался отколупать от статуи что-либо на память: то чашу, которую она держит в руках, то те самые руки, которые держат чашу… – сделали свое дело. Статуя пришла в негодность и в один из дней просто-напросто рухнула с пьедестала…
Реконструировать статую взялся скульптор-дизайнер, член международной ассоциации дизайнеров Хасан ДЖУРТУБАЕВ (на снимке).
– Это оказалось нелегким делом, – признается Хасан Нюрчукович, – потому что за статуей постоянно «ухаживали» – там подправят, здесь подлатают, что-то замаскируют… В итоге, «мускулы» «Горянки» были точно как у Жаботинского – тяжелоатлета с мировым именем. Прежде чем приступить к реконструкции, я собрал все необходимые сведения об истории создания статуи, проконсультировался с коллегами…
То, что реконструкция – временная мера, было видно невооруженным взглядом. Изваять новую «Горянку» Джуртубаев вознамерился не сразу…
– Откровенно говоря, за это я взялся скрепя сердце, – говорит Хасан Нюрчукович, – но впоследствии работа так захватила, словно речь шла об очень большом, главном творении в моей жизни.
Тут самое время пояснить, что Хасан Нюрчукович Джуртубаев – один из известнейших скульпторов республики. О нем – художнике и скульпторе – можно говорить раздельно лишь в силу практических соображений: такое раздельное рассмотрение позволяет составить специфическое мнение как об одной , так и другой стороне его поразительной по размаху творческой деятельности. В данном контексте могу сказать: Джуртубаев – автор многих монументальных работ. Это Аллея героев в г. Черкесске, бюсты Героя Советского Союза Дмитрия Старикова и Героя России Магомеда Гербекова в Прикубанском районе и многое другое. Теперь вот скульптура «Горянка». И смысловой центр для мастера лишь один – город Карачаевск без этой прекрасной статуи, символизирующей гостеприимство, благородство, искренность и чистоту не только женщины – горянки, но и всего карачаевского народа, как пища без соли…
Удивительное дело, Хасан только принялся за работу, а интерес к ней стал просто зашкаливать. Одни считали, что речь идет об очередной реконструкции, которая будет «всем реконструкциям реконструкция», другие называли место, где будет установлена новая «Горянка», отличная по замыслу и всем параметрам от нынешней, и так далее. Но вот правда из первых уст.
– «Горянка», которую мы уже изваяли, – наследница по прямой, то есть один в один – прежняя статуя,- рассказывает Хасан Нюрчукович. – За основу взяты все исходные данные – пропорции, размеры… А они, имею в виду размеры, – колоссальные. Отлить статую в полный рост не получилось бы при всем желании, потому собрали из 56 кусков и отлили в металле. Из алюминия.
– И как скоро город увидит свою «Горянку»?
– Всемирно известный дирижер Владимир Спиваков как-то сказал: «Настоящая работа должна стирать следы своей работы. Публике ни к чему видеть кухню, знать о ней. Надо сохранять у зрителей иллюзию, будто все далось легко и непринужденно». Вот и мы в данный момент стираем следы работы. Мы – это мои замечательные помощники, работники ОАО «Холодмаш», где отливали статую, Билял Ижаев, Палаш Агамедов, Сергей Мельников, Надежда Рожкова…
Не упомянуть других людей, которые обеспечили коммерческую составляющую проекта, просто не имею права. Это гендиректор ОАО «Фотон» Альберт Дотдаев и директор ОАО «Холодмаш» Магомед Айбазов. Люди, которые, поверьте мне, не делают себе паблисити – они в этом не нуждаются. Это истинные меценаты, доподлинно знающие, что должна представлять из себя и олицетворять собою скульптура горянки. Для них, как и для меня, этот процесс не зависит от технических, денежных средств, которые при всей их важности, незаменимости не являются определяющими – главное, чтобы это творение стало непосредственным выражением личности женщины – горянки – гордой, стыдливой, доброй, чистой, душевной… Самое главное, что при всем этом Дотдаев и Айбазов проявляют глубочайшую компетентность во всех вопросах, начиная с деталей костюма, и не торопят меня…
Фото Таулана ХАЧИРОВА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет