«Путешествие» сахара от поля до магазина
На полях республики близится к концу уборка свеклы. Три основных района – производителя сладкого корнеплода – Прикубанский, Адыге-Хабльский и Ногайский – обрабатывают последние гектары полей с сахарной свеклой, которая в нынешнем году занимала общую площадь 6887 гектаров. Теперь – слово за переработчиками. О том, как справляется ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» с таким количеством поступающего на переработку сельхозпродукта, рассказал заместитель директора предприятия по производству Николай Мысливцев.
По дороге к управлению мы миновали целую вереницу «Камазов», груженных сладкими корнеплодами. Очередь перед заводом напоминала караван на привале, и машины все подъезжали одна за одной, рождая закономерные сомнения.
На полях республики близится к концу уборка свеклы. Три основных района – производителя сладкого корнеплода – Прикубанский, Адыге-Хабльский и Ногайский – обрабатывают последние гектары полей с сахарной свеклой, которая в нынешнем году занимала общую площадь 6887 гектаров. Теперь – слово за переработчиками. О том, как справляется ОАО «Карачаево-Черкесский сахарный завод» с таким количеством поступающего на переработку сельхозпродукта, рассказал заместитель директора предприятия по производству Николай Мысливцев.
По дороге к управлению мы миновали целую вереницу «Камазов», груженных сладкими корнеплодами. Очередь перед заводом напоминала караван на привале, и машины все подъезжали одна за одной, рождая закономерные сомнения. Но Николай Владимирович с ходу их развеял:
– Все естественно: в поле копают, к нам везут. Идет завершающий процесс уборки, и поэтому аврал. В принципе, сезон складывается удачно, за исключением двухнедельного простоя в сентябре, когда из-за дождей пришлось сделать вынужденный перерыв. Ежесуточно принимаем по 6 тысяч тонн свеклы, и на сегодняшний день заводом заготовлено более 270 тыс. тонн. Переработано уже 172 тысяч тонн и получено готовой продукции 22771 тонна. Несколько тысяч тонн сахарной свеклы еще лежит в полях, но это уже остатки, и на днях она вся будет у нас. Так что все работают, оборудование не подводит, сдача идет без жалоб. И это только на взгляд обывателя ситуация выглядит критической. В действительности – нормальная рабочая обстановка, и мы к этому готовы.
Мы идем непосредственно в цеха и по каскаду крутых лестниц взбираемся на небольшую площадку, откуда видна вся производственная площадь. Как на ладони – очередь перед весовой, барханы присыпанной известью свеклы и снующая вокруг техника. Бурты сахарной свёклы, идущей в переработку, расположились на кагатном поле. Отсюда свёкла отгружается в бурачную, затем очищается от примесей: грязи, сорняков и поступает на свеклорезку. Хаоса нет – есть жесткий порядок.
Возвращаемся в цеха, попутно заглядывая на различные участки производства. И сразу же, у щитов с приборами, встречаем лучшего, по словам Мысливцева, начальника смены.
На этом участке свекольная стружка по транспортёру подаётся на диффузию, где из неё горячей водой вымывается сахароза, образуя диффузионный сок. Теперь требуется его очистка (сатурация). В соке содержится до 15% сахарозы, чтобы увеличить её концентрацию, сок выпаривают. Заудин Курбанъязов 43 года работает на заводе, и 20 из них – в нынешней должности. Начинал с выпарщика, а теперь «держит оборону» целой смены: следит за соблюдением технологического режима, за дисциплиной, параллельно решая множество возникающих производственных вопросов. Здесь очень важны внимание, собранность, умение оперативно реагировать на изменения показаний приборов. Вот и сейчас Заудину не до беседы – убегает в другой конец помещения проверить, как там обстоят дела.
Мы идем дальше вдоль огромных котлов со смесью диффузионного сока, углекислого газа и известкового молока. Здесь происходит очистка свекольного сока с диффузии. Оператор дефекосатурации Раиса Карасова на этом участке работает третий сезон. И хотя ее рабочее место совсем не похоже на аккуратный кабинет в офисе, но работа Рае нравится.
– Здесь мне интересно, – говорит она. – Каждый час берутся пробы, чтобы отслеживать нормальный ход процесса и, помимо этого, много других дел. От нас зависит, какое сырье поступит на следующий этап производства, так что не соскучишься.
По пути заглядываем в заводскую лабораторию, где качество продукта проверяется на всех стадиях производства. Проверяется, какая у сахара влажность, какой кристалл… Со всем этим справляются три смены лаборантов. Пробы берутся постоянно, и работы у персонала хватает. Вот и сейчас главный технолог предприятия Елена Шевченко беседует с лаборантом химанализа Региной Керейтовой, которая определяет уровень сахара в пробах. В разговоре участвует и старший лаборант третьей смены Фатима Кумратова, в чьи обязанности входит контроль за работой остальных лаборанток, а также выполнение наиболее ответственных лабораторных анализов.
Мешать работе в самый разгар трудового дня – недопустимо, и мы с Мысливцевым идем дальше – к цистернам с сиропом. После выпаривания производится варка утфеля первой кристаллизации. Сок превращается в сироп тёмно-коричневого цвета. Аппаратчики следят за процессом по мониторам компьютера, проверяют кристаллизацию продукта. Вакуум-аппараты выкристаллизовывают сахарозу в сиропе, выводят кристалл и наращивают его до определённого размера. Мы подходим как раз вовремя – аппаратчик варки утфеля первого продукта Радима Куржева только что взяла пробу на стекло. И мы все вместе любуемся острыми прозрачными, словно стекляшки, крупинками новорожденного сахара. Здесь, в этих больших емкостях, он начинает кристаллизоваться.
А совсем готовый сахар получают уже из центрифуг, которые находятся неподалеку и снабжены специальными мониторами, позволяющими наблюдать за процессом. Это аппараты периодического действия с огромной скоростью вращения. Именно сюда и попадает после варки кристаллизованный продукт. Но он ещё тёмно-коричневый. В центрифугах производится промывка сахара. И буквально на глазах он становится кристально чистым и белым. Потом процесс повторяется снова.
Аппаратчик на центрифугах Жанна Кумукова на заводе трудится уже 12 лет, и 6 из них – на этом месте. Она и дает мне взглянуть, как на бешеной скорости идет отбор сладкого продукта. Компьютер дает «добро», и происходит выгрузка готового сахара.
Дальше мы проходим в цех, где сахар сушат в большой вращающейся трубе. Потом его спускают вниз – на упаковку, и белоснежные мешки весом по 50 кг поступают по транспортеру на склад, где спокойно лежат и ждут отгрузки.
Экскурсия по заводу завершается в кабинете замдиректора, где Мысливцев подытоживает разговор:
– Всего в нынешнем сезоне ожидаем около 300 тысяч тонн свеклы. Это немного меньше уровня прошлого года, что объясняется некоторым сокращением посевных площадей и уровнем закупочных цен. Но дигестия (сахаристость) этого года отличная – 16% , а у фирмы «Хаммер» – одного из лучших товаросдатчиков – до 17%. Погода здесь помогла – переработку начали позже и свекла хорошо вызрела. Но чтобы все это превратить в хороший сахар, нужно немало постараться. До конца декабря планируем закончить переработку.
НА СНИМККАХ: начальник смены Заудин КУРБАНЪЯЗОВ; заместитель директора
предприятия по производству Николай МЫСЛИВЦЕВ; главный технолог предприятия
Елена ШЕВЧЕНКО и лаборант химанализа Регина КЕРЕЙТОВА; старший лаборант третьей
смены Фатима КУМРАТОВА; аппаратчик варки утфеля первого продукта Радима КУРЖЕВА.
Фото автора.
{{commentsCount}}
Комментариев нет