Не сходя с выбранного пути

21 февраля в 05:11
21 просмотр

Любимый учитель, самый неугомонный работник, заряжающий энергией весь коллектив, пример добросовестного служения делу… Так отзываются коллеги и ученики об одном из опытнейших педагогов гимназии №5 г. Черкесска Кукле Киржиновой. А звучали эти добрые слова на мероприятии, специально подготовленном школьниками и учителями к юбилею Кукли Джамбековны. На днях ей исполнилось 70 лет, и эта дата – еще один повод отметить заслуги замечательного педагога.
Она родилась в ауле, название которого сегодня – Вако-Жиле, прежде же оно было созвучно с девичьей фамилией нашей героини – Докшоково (его основал прапрадед Кукли – генерал царской армии Крым-Герей Докшоков). Отец, Джамбек Докшоков, был имамом, активистом и очень авторитетным в селении человеком. Его супруга, Майора – хранительница очага, многодетная мать.
Кукля была девятым ребенком в семье. Она отличалась особой смышленостью и любознательностью, стремилась к знаниям. Достигнув того возраста, когда нужно определяться с профессией, Кукля твердо решила – стану врачом. В семье всегда кто-то да захворает, а вот когда дома есть медик, то и помощи ниоткуда ждать не надо.

Любимый учитель, самый неугомонный работник, заряжающий энергией весь коллектив, пример добросовестного служения делу… Так отзываются коллеги и ученики об одном из опытнейших педагогов гимназии №5 г. Черкесска Кукле Киржиновой. А звучали эти добрые слова на мероприятии, специально подготовленном школьниками и учителями к юбилею Кукли Джамбековны. На днях ей исполнилось 70 лет, и эта дата – еще один повод отметить заслуги замечательного педагога.
Она родилась в ауле, название которого сегодня – Вако-Жиле, прежде же оно было созвучно с девичьей фамилией нашей героини – Докшоково (его основал прапрадед Кукли – генерал царской армии Крым-Герей Докшоков). Отец, Джамбек Докшоков, был имамом, активистом и очень авторитетным в селении человеком. Его супруга, Майора – хранительница очага, многодетная мать.
Кукля была девятым ребенком в семье. Она отличалась особой смышленостью и любознательностью, стремилась к знаниям. Достигнув того возраста, когда нужно определяться с профессией, Кукля твердо решила – стану врачом. В семье всегда кто-то да захворает, а вот когда дома есть медик, то и помощи ниоткуда ждать не надо. Химию Кукля всегда любила особенно и смело отправилась в Ставропольский медицинский институт. Но… На экзамене по любимому предмету получила тройку, а вот парнишка, которому абитуриентка Докшокова дала списать свою работу, каким-то образом получил пятерку и был зачислен в вуз.

Молодость не позволяет грустить долго. Кукля вернулась домой с намерением попытать судьбу на следующий год. А в один из дней, отправившись в Черкесск по делам, встретила свою подругу. Та, уже студентка Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, предложила приятельнице не терять зря целый год, а поступить на филфак.
Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В тот год обострились отношения между СССР и Китаем и в ряды Вооруженных Сил страны призвали больше юношей, нежели раньше. Потому и оказалось возможным в августе 1963 года поступать в институт. 18-летней Кукле тогдашний ректор Умар Алиев разрешил сдавать вступительные экзамены, но сроки на подготовку дал минимальные – три дня. Тут помогла давняя страсть девушки к чтению.
– В нашей аульской библиотеке и в адыге-хабльской не было ни одной книги, которую бы я не прочла за школьные годы, – вспоминает Кукля Джамбековна. – Читала ночи напролет при свете керосинки, а чтобы мама не ругала, заставляла лампу рядами книг. У нынешних детей, к большому сожалению, такой любви к литературе нет.
В итоге, со всеми пятью экзаменами абитуриентка справилась с блеском. Но до сих пор с улыбкой вспоминает, как сдавала экзамен по черкесской литературе. Чтобы произвести должное впечатление и получить заветную пятерку, экзаменуемая должна была проанализировать какое-либо из произведений черкесской литературы. Выбрала стихотворение «Голос сердца» поэта и писателя Хасана Дзасежева. Девушка тщательно разобрала стих, смело высказывая свое мнение о его содержании, ценности, о таланте и ошибках автора. Увидев, что экзаменаторы, поначалу с улыбкой глядевшие на нее, теперь открыто смеются, девушка выскочила из аудитории и помчалась прочь. Ее догнали и попросили вернуться, пообещав объяснить произошедшее. Каково же было ее удивление, когда один из экзаменаторов поднялся ей навстречу, протянул руку и сказал: «Вы – мой первый критик». Это оказался сам Хасан Дзасежев. С такого анекдота начался путь Кукли Докшоковой в педагогику. Родные узнали о поступлении дочери в КЧГПИ по радио, удивились ее решению, но поздравляли искренне.
Через год студентка вышла замуж, настояла родня. Уж больно парень из рода Киржиновых был хорош – воспитанный, сообразительный, успешный студент КЧГПИ, мечтавший всерьез заняться изучением этнографии Карачаево-Черкесии. Кукля его родителей тоже устраивала. Девушка училась на «5» и поведением отличалась примерным. Два рода договорились о женитьбе своих детей, и их судьба была решена. Состоялась свадьба, и через некоторое время молодые уже сами стали родителями – сбылись пожелания многочисленной родни. Тем не менее, наша героиня учебу не бросила.
– У меня не было ни одной четверки, даже в текущих оценках, – говорит Кукля Джамбековна. – Хотя приходилось нелегко. Научилась делать одновременно несколько дел. Бывало, одной ногой качаю люльку, руки машинально рубят капусту, смотрю в тетрадь, учу конспекты.
Весной 1968 года, уже будучи Киржиновой, Кукля в ряду своих друзей – сверстников в торжественной обстановке получала диплом. Ректор, протягивая девушке документ с красной корочкой, обратился с напутствием: «Не бросай педагогику, иди по тому пути, который ты выбрала».
«Боевое крещение» молодой специалист получила в школе-интернате №2 г. Черкесска. Здесь в основном учились дети-сироты и выходцы из неблагополучных семей. Работа отнимала уйму времени, сил и терпения. Учительнице даже приходилось купать своих учеников, чтобы не завшивел весь класс. Все это, конечно, добровольно, по собственной инициативе.
– В интернате я получила «аттестат зрелости», – анализирует Кукля Джамбековна. Тем не менее, свой 5-й класс она довела до выпускного бала. В 1979 году интернат преобразовали в военную школу, и Киржинова перешла в другое учреждение, которое сегодня именуется гимназией №5. Здесь она поначалу преподавала русский язык и литературу, а также историю (истфак окончила заочно). С 1988 года в городских школах стали преподавать родные языки – факультативно. В Черкесск приехали специалисты Минобразования России, чтобы сообщить об этом и обсудить методы ведения занятия, предполагавшего свободное посещение.
– Конкретной программы обучения не было. На занятие приходили дети разных возрастов, разными группами. Оттого и получалась путаница, когда одному ребенку приходилось по нескольку раз слушать одно и то же, а другой никак не мог попасть на тему, которая его интересовала. Тогда я открыла первую черкесскую студию, где мы со школьниками шили, вышивали, танцевали, пели, изучали традиции, историю народа и таким образом изучали сам язык, – рассказывает К. Киржинова.
Через три года предмет ввели в программу обязательного изучения. А в 2008 году не без участия Кукли Джамбековны на основе республиканской программы преподавания родных языков была разработана городская. В школах существовала проблема нехватки учебников, прописей, но не было дефицита в педагогах, стремящихся работать и оправдывать свое звание учителя, наставника. Еще в те годы Кукля Джамбековна разработала свою методику преподавания родных языков и литературы – на основе этнопедагогики. По ней она обучает детишек и сегодня, а коллеги из других школ с удовольствием руководствуются ее наставлениями. Уже около 30 лет К. Киржинова возглавляет городское методобъединение учителей черкесского языка и литературы. Она по-прежнему работает над созданием учебников. А ее небольшая студия разрослась и превратилась в этнографический музей.
Все эти долгие годы фонд музея пополнялся, и теперь в этом помещении есть, кажется, все, что угодно. Национальные костюмы, старинная обувь, сумочки и кошельки, утварь: горшки, котлы, кувшины, орудия труда, макеты оружия, утюги и даже очаг с котлом. Здесь можно совершить настоящий экскурс в прошлое народов как Северного Кавказа, так и всей России. Есть здесь и особо ценные, уникальные экспонаты. Например, мешочек с зерном, относящимся к 1 веку до нашей эры, привезенный из легендарного города Танаис, амфора первого века н.э., черепица из г. Анапы того же периода, кувшин 12 века. Неудивительно, что музею присвоен статус государственного.
Как и 45 лет назад, она со страстью отдается своей работе и признает, что работа учителя предполагает труд 24 часа в сутки.
«Даже во сне я вижу ход урока, мероприятия. Ложась спасть, корю себя, что не смогла найти дополнительного времени для отстающего ученика», – признается педагог. И делится главным своим принципом: «Главное – дать ребенку понять, что ты любишь его, уважаешь, думаешь о будущем и, требуя дисциплины, выполнения заданий, заботишься о нем же. Тогда он будет стараться вместе с вами, и это принесет свои плоды».

НА СНИМКЕ: Заслуженный учитель

КЧР Кукля КИРЖИНОВА.

Мадина ХАПАЕВА
Поделиться
в соцсетях